Исповедь молодых училок: `Дети за полгода выжрали` - Геннадий Иванович Танченко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ ФОТО
 ▫ Шедевры школьной мысли
 ▫ Общие сведения о материалах
 ▫ ЕГЭ обществознание
 ▫ Обществознание. Лабораторные работы. 10-11 кл.
 ▫ Обществознание. Практические работы. 10-11 кл.
 ▫ ЕГЭ история
 ▫ История. Лабораторные работы. 10-11 кл.
 ▫ История. Практические работы. 10-11 кл.
 ▫ История. ИОСО. 10-11 кл.
 ▫ История. ДМК. 10-11-й кл.
 ▫ История. Лабораторные работы. 9 кл.
 ▫ История. Темы. 9 кл.
 ▫ История. Темы. 8 кл.
 ▫ История. Темы. 7 кл.
 ▫ Журналы
 ▫ Вопросы истории
 ▫ Видео




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Геннадий Иванович Танченко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Геннадий Иванович Танченко / Блог / Исповедь молодых училок: `Дети за полгода выжрали`


ЗАПИСЬ #1005

КОММЕНТАРИИ (6)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 июня 2016, 09:17, автор - хозяин блога
Геннадий Иванович Танченко

Исповедь молодых училок: `Дети за полгода выжрали`

Позади у школьников Единый государственный экзамен, на очереди — выпускные вечера. Итоги — с криками «Ура! Свобода!» — подводят не только одиннадцатиклассники, но и учителя, среди которых немало новичков. Как выжить в среде современных подростков и не быть «съеденным»? Как заставить поколение нарциссов, которые хотят всего и сейчас, полюбить свой предмет? Как свести концы с концами, если твоя зарплата едва переваливает за шесть тысяч? И почему они до сих пор в школе?

Спецкор «МК» поговорила с молодыми педагогами. Одна из собеседниц — выпускница физтеха Уральского федерального университета Алина Медведева, в провинциальную школу Горнозаводска пришла на полгода в качестве эксперимента, в результате до сих пор работает там учителем физики. Вторая, Евгения Белоусова, окончила Московский государственный педагогический университет имени Ленина и работает географом в обычной столичной школе.

«В лаборантской стояли приборы, датированные 1955 и 1956 годами»

Алина Медведева:

— В университете я получила специальность «Управление инновациями», работала в одной из компаний в Екатеринбурге. Но так сложились обстоятельства, что я должна была вернуться в родной Горнозаводск. Это небольшой городок в 125 километрах от Перми с градообразующим предприятием, где живут 12 тысяч человек. Учительница физики, которую я встретила на улице, предложила мне поработать в школе. Я подумала, а почему бы нет? Физика была у меня любимым предметом. Отец у меня по образованию геофизик, с детства привил мне любопытство к физическим опытам, я постоянно возилась с техникой.

Тратить свои нервные клетки на то, чтобы нести свет людям, — все это, конечно, мило, хорошо и социально, но я решила, что на эксперимент мне хватит и полгода…

Евгения Белоусова:

— О профессии учителя изначально я не мечтала. Уже в педагогическом вузе я поняла, что буду работать в школе, что мне это интересно. Сначала я окончательно влюбилась в свой предмет — географию, а потом и в профессию, когда на 4-м курсе попала на практику.

— Как вас встретили в школе?

Алина Медведева:

— Я была выпускницей этой школы, думаю, не самой плохой, в аттестате у меня была лишь одна «4». Администрация и преподаватели меня хорошо знали. Для меня эта работа не была чем-то сверхъестественным. Я ранее занималась в городе молодежной политикой, проводила различные мероприятия, у меня был опыт работы с детьми и подростками. Мне дали все параллели классов, начиная с 7-го по 11-й класс. У меня было 29 часов в неделю.

— Какими были первые впечатления?

Алина Медведева:

— В школу я пришла на энтузиазме, сказали, что учителям как раз прибавили зарплату, думала, клево, совмещу прекрасное с полезным. И свой эксперимент поставлю — поработаю в школе и денег подзаработаю. 10 сентября собрали педсовет, молодых педагогов представили коллективу, сказали, какие мы классные, что будем поднимать целину… На том же педсовете объявили, что в Пермском крае учителям урезали зарплату. Выяснилось, что в 2014 году выделили меньший бюджет, чем ожидалось, соответственно, «поехали» и зарплаты учителей. Надо заметить, что зарплата учителя складывается из оклада и премии. Премию можно было заработать, участвуя с детьми в различных конкурсах и мероприятиях. Первые полгода у меня не было никаких надбавок, я получала голый оклад — 6167 рублей. И протянула бы ноги, если бы дополнительно не работала удаленно как фрилансер.

Евгения Белоусова:

— Я пришла работать в обычную московскую среднюю школу, когда еще писала диплом. Понимала, что дети — экспериментаторы. Им все интересно, они будут искать мои странички в социальных сетях. И, дабы удовлетворить их любопытство, на первом уроке я предложила задать мне все вопросы, которые их интересуют. Дети интересовались: «Вы замужем?», «Вы живете без родителей?», «У вас дома есть собака?», «Какого цвета предпочитаете помаду?» Когда они увидели, что я отвечаю предельно честно, перестали хихикать и начали задавать совершенно осознанные вопросы. Например, меня спросили: «Вы никогда не жалели, что вы в семье единственный ребенок?» Я поняла, насколько они уже взрослые.

Первоначально у меня была небольшая нагрузка, меньше 18 часов. Я еще не была дипломированным специалистом, получала 20–21 тысячу рублей в месяц. Потом зарплата выросла, появилась премиальная часть. Это, надо заметить, московская школа. Как только пересекаешь МКАД, зарплата учителя резко падает. Это, конечно, несправедливо.

— В школьной столовой я, например, покупала беляш, вытряхивала из него лук с редкими кусочками мяса и жил и только потом ела. А каков ныне обед молодого учителя? И сколько стоит трапеза?

Алина Медведева:

— Полноценный обед учителя мог, например, состоять из щей с капустой, горячего чая и ватрушки с творогом. Стоила трапеза ровно 23 рубля. Это стоимость проезда в городском транспорте в городе Екатеринбурге.

Евгения Белоусова:

— У нас школьные обеды стоят от 100 до 200 рублей в зависимости от того, что ты выберешь. Существует система заказов. Ты сам планируешь свой обед на следующую неделю.

— У учителя Служкина в романе «Географ глобус пропил» в кабинете было четыре наглядных пособия: глобус, кусок полевого шпата, физическая карта острова Мадагаскар и портрет Лаперуза. А у вас?

Евгения Белоусова:

— Когда я пришла в школу, там шел процесс объединения, планировался капитальный ремонт. Финансирование было скудным, администрации приходилось расставлять приоритеты. Мне досталось имущество еще с советских времен. Помню, я списывала карты, датированные 1968, 1989 годами. Географию по ним преподавать было нельзя. В тот момент пришел кто-то из детей и сказал: «У меня у папы друг работает в типографии, они списывают бракованные карты, где ламинирование легло неровно. Принести?» Я говорю: «Неси!» Так у нас появились современные карты.

Алина Медведева:

— Начнем с того, что моим подопечным выдали учебники 2003 года выпуска. Физику по этим учебникам учить очень сложно, там еще фигурирует кассетный плеер и пейджер. Наша школа старая. В лаборантской стояли приборы, датированные 1955 и 1956 годами. У меня отцу столько же лет. Там был только один рабочий прибор — камертон, который сломать в принципе было невозможно. Электричества там не было. Благодаря стараниям моего отца в лаборантской появилась розетка, а потом и электрический чайник — хоть какой-то атрибут современной жизни, — смеется Алина. — И, тем не менее, я в этой школе отучилась, окончила физтех… На второй год работы в школе для меня заказали уже цифровую лабораторию с комплектом специальных датчиков. Она в принципе заменила весь тот хлам, который стоял в лаборантской.

«Учителю чисто финансово невыгодно ставить «двойки»

— Ставили двоечникам «трояки», чтобы отвязаться от них?

Алина Медведева:

— Когда я только пришла работать в школу, резко взяла детей в оборот, в качестве воспитательной меры выставила им шквал «двоек». Я оценивала их здраво, по совести и справедливости, исходя из государственного федерального стандарта. После этого ко мне подошла учительница математики и сказала тактично: «Алина, что ты творишь, зачем тебе это нужно? Ты же знаешь, что в конце четверти ты будешь сдавать отчет и успеваемость учеников отразится на твоей же зарплате». На что я ответила: «Я считаю, что за 6167 рублей в месяц можно быть справедливой». А вообще учителю чисто финансово невыгодно ставить «двойки». Учитель бьется за свою успеваемость, она дает ему зарплату, кормит его.

Евгения Белоусова:

— Для меня это стало шоком. Когда я подала первый полугодовой отчет с двумя «двойками», за пять дней до Нового года меня вызвала директор и попросила сделать что-нибудь, чтобы их не было. Мне пришлось разыскивать своих двоечников, вызывать их в школу и вытягивать из них знания на «троечку». Хотя с педагогической точки зрения это было, конечно, неправильно. Я очень долго от этого эмоционально отходила. Ведь я пришла в школу такой честной, принципиальной, готовой работать на результат, а получилось так, что «двойку» я поставить не могу.

— Были минуты отчаяния?

Алина Медведева:

— Один-единственный раз за всю мою школьную практику дети довели меня до слез. Я целый вечер сидела, готовилась к уроку, чтобы заинтересовать их, как можно доступнее изложить материал. И вот начался урок, я объясняю тему и вижу — на первой парте сидят и рисуют, на второй — обсуждают какие-то жизненно важные вопросы, на третьей — идет полемика, на четвертой — хвалятся, как они вчера классно погуляли… Я не выдержала: «Да офигеть, ребята! И с точки зрения человека я должна вас уважать? И после всего этого вы требуете к себе хорошего отношения?» Я не знаю, дошло ли до них сказанное, но на следующее занятие они пришли с извинениями.

Евгения Белоусова:

— И у меня были минуты отчаяния, и меня доводили до слез, когда я видела тотальное нежелание детей работать, демонстрацию безразличия. То, как я реагировала, была реакция не учителя, а человека. Мы не сильно по возрасту различались со старшеклассниками. Я была постарше их лет на пять. Когда руки опускались, тут же появлялись какие-то радостные моменты, когда я выходила с урока и чувствовала, что да, я здесь не зря…

— В работе использовали новаторские методики или учили по старинке?

Алина Медведева:

— Я согласилась работать в школе, потому что ищу универсальную форму образования. По учебнику я практически не работаю. При этом я придерживаюсь программы. Например, тема урока — закон Кулона, описывающий силы взаимодействия между неподвижными точечными электрическими зарядами. Можно рассказать о нем сухо — строго по учебнику, а я раскрываю эту тему по-своему, с интересной точки зрения — как этот закон применяется в жизни. Итог один — ученики изучили закон Кулона.

Евгения Белоусова:

— Творчество — это всегда здорово. Опишу один из уроков в 5-м классе. Изучив теоретический материал, мы раздвинули парты по периметру, освободили центр класса, взяли изоляционную ленту, растянули ее по воображаемым параллелям и меридианам. Маркером обозначили широту и долготу. Кто-то из детей становился в нужную сетку координат и оказывался «Москвой», кто-то — «Рио-де-Жанейро»…

— В эмоциональном плане выматывались?

Алина Медведева:

— Меня дети за первые полгода «выжрали»… Работать с детьми эмоционально тяжело. Как любая работа с людьми, она требует эмоциональной отдачи. Дети, наверное, самые большие энергетические вампиры, они забирают у преподавателя много энергии. Кто-то из более опытных коллег мне сказал: «Ты не обязана их любить, ты должна их учить». Через год такой жизни, когда ты приходишь домой и просто валишься спать, потому что у тебя нет энергии, ты начинаешь беречь себя. Срабатывает закон сохранения.

Евгения Белоусова:

— Меня выматывали не дети, а огромное количество бумаг, каких-то отчетов, которые надо было заполнять. А с детьми у нас шел взаимообмен энергией. Может быть, не сразу, но они тоже подпитывают и возвращают, так что вампирами я бы их точно не назвала.

— Подростки жестокие, действуют иной раз как «зондеркоманда». Как учителю реагировать на откровенные оскорбления?

Алина Медведева:

— Однажды ребенок с гонором сказал мне: «Ты что, …, что ли? Да у тебя недотрах, поэтому ты на нас срываешься». Это ученик 7-го класса. Я никому в своей жизни не позволяла так с собой обращаться. А я по закону не имею права ничего ему сказать. Он личность, его защищает Конвенция по правам ребенка. Если я его выгоню с урока — мне по шее прилетит, потому что по закону учитель не имеет права выгонять ученика с урока, он находится в его ведении. Если с ребенком что-нибудь случится, учителя посадят.

Но педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства. По инструкции в этой ситуации нужно идти к завучу, написать докладную. С ребенком происходит разбирательство. По сути, это административное правонарушение. С родителей ребенка могут взыскать штраф. Если учитель на этом не настаивает, инцидент заканчивается дисциплинарным взысканием. Ребенка могут поставить на специальный учет, он будет числиться в группе риска. В данном случае, зная, какие психологические отклонения есть у этого семиклассника, я не стала доводить дело до административного правонарушения.

Своих учеников я ласково называю «мои мракобесы». Это слово универсальное. Оно у меня в ходу, когда я испытываю негативные эмоции. У мракобесов как бы есть шанс на просветление. Я знаю, что этим словом я ребят не обижаю. И оно в пределах допустимой нормы. И, может быть, кто-то из них задумается и благодаря этому слову расширит свой словарный запас.

Евгения Белоусова:

— Какие-то оскорбительные фразы я слышала, но это было сказано настолько в сердцах, что я предпочла это не услышать и никак не реагировать. Потом, когда все уже остыли, я разговаривала с детьми и понимала, что это была неуправляемая реакция, а не какие-то осознанные слова. Мы поняли друг друга, и ситуация больше не повторялась.

«Спасибо большое, этот предмет перестал быть для меня обузой»

— А в течение учебного года возникало желание на все плюнуть и уйти?

Евгения Белоусова:

— Было. Я пыталась себя убедить, что это просто усталость. Бывают ведь дни, когда все не складывается, но они проходят.

Алина Медведева:

— Я изначально думала, что в школе я временно. Но в конце первого года работы я поняла, что многое еще недоделано, что мне рано еще уходить, что могу детям еще многое дать, создать для них творческую базу. Ребята это чувствовали и не хотели, чтобы я уходила. От детей ведь получаешь офигенный отклик, они к тебе тянутся, любят тебя. Хотя порой их шалости переходят все границы, но и я к ним успела прикипеть… Я не пожалела, что осталась.

Об Алине Медведевой ее подруга Дарья Абатурова сняла документальный фильм «Дневник училки», который на XII Международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» в Севастополе получил приз за лучший дебют. Ее ученики многократно становились призерами и победителями на районных, краевых и всероссийских научных конференциях. За короткий срок молодая девушка добилась результатов, которых средняя школа Горнозаводска не показывала за все предыдущие годы. Сейчас один из ее учеников делает проект автоматических шнурков, как в одном известном фантастическом фильме.

Евгения Белоусова теперь работает в новаторской средней образовательной школе №686 «Класс-центр», которая больше известна по имени директора — Казарновская. Один из ее учеников стал призером всероссийской олимпиады школьников. «Своей личной победой я считаю то, что мои выпускники все чаще стали выбирать на экзаменах географию и поступать на географические факультеты вузов. Нередко я слышу: «Спасибо большое, этот предмет перестал быть для меня обузой». А это дорогого стоит».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Заместитель директора Института истории и политики Московского государственного педагогического университета Юрий Романов:

— Школы в России очень разные. Учителям приходится работать с разным контингентом детей. Универсального рецепта выживания молодого учителя придумать невозможно. Тут важна и его личная склонность, и его опыт, и та профессиональная подготовка, которую он получил.

Я, например, начинал работать в двух довольно неординарных школах. Сейчас в такие условия молодому учителю попасть практически нереально. Дети ныне гораздо меньше понимают, зачем им вообще нужна школа. Преподавателю-новичку надо следовать программе, готовить учеников к ЕГЭ, заниматься внеклассной работой. А у школьников могут быть совершенно другие интересы. Приходится доказывать, зачем ты как учитель им нужен. Увязать все эти составляющие молодому педагогу бывает непросто.

Я считаю, что их старт труднее, чем был у нас. Потому что все меньше срабатывает та классическая система преподавания, которой до сих пор, по инерции, учат в педагогических вузах. А у детей за последнее 15 лет очень сильно поменялось восприятие учебного процесса.

Но надо заметить, что в Москве профессия учителя стала сейчас более востребованной, чем в предыдущие годы. Мы это видим по конкурсам в педагогические вузы. От наших выпускников я слышал, что в столице устроиться работать в школу тяжелее, чем в банк. Кто-то получает небольшую для Москвы зарплату, тысяч 25, а есть те, у кого после 3–4 лет стажа зарплата в районе ста тысяч.

http://www.mk.ru/social/2016/06/23/ispoved-molodykh-uchilok-deti-za-polgoda-vyzhrali.html





ОБСУЖДЕНИЕ


Любовь Андреевна Зачетнова2016-06-24 12:46:51 - Любовь Андреевна Зачетнова
Грустно!
Светлана Анатольевна Новик2016-06-24 13:29:36 - Светлана Анатольевна Новик
Печально!
Елена Ивановна Иванова2016-06-24 15:53:40 - Елена Ивановна Иванова
Я так не думаю. Дети какие были, такие и остались.
В 1 класс надо чаще заглядывать. Там приходят все с горящими глазами 1 сентября, если 2 сентября глаза у некоторых потухли- вот с этого и начинается..`какое-то не такое восприятие школы`
Александр Леонидович Ус2016-06-24 16:01:45 - Александр Леонидович Ус
Сложилось доброе впечатление о героинях рассказа.
Инна Викторовна Полякова2016-06-24 16:04:41 - Инна Викторовна Полякова
`Грустно!`, `Печально!`
Реально. Примерно такие же ощущения от первого года работы были и у меня лет 25 тому назад.
Татьяна Васильевна Кулешова2016-06-24 23:10:46 - Татьяна Васильевна Кулешова
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА странное :`Дети ныне гораздо меньше понимают, зачем им вообще нужна школа. Преподавателю-новичку надо следовать программе, готовить учеников к ЕГЭ, заниматься внеклассной работой...`
Дети остаются детьми во все времена.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Благодарю, Алина Александровна! Рада Вам!
Марина Борисовна, спасибо большое за размещение в свободном доступе.
Валентина Васильевна, удачи во всех новых начинаниях!
Почему файл не скачивается?
Можно и не очень хорошо... рисовать! В своё удовольствие - как получается. Начала рисовать, когда началась пандемия. Теперь леплю цветы из полимерной глины, начала, когда сломала руку. Типа чтобы разработать пальчики. Сустав уже никогда не разработается. Срослось всё неправильно, со смещением. Так что начинайте рисовать, Татьяна Павловна! Творить не бывает поздно! Спасибо Марина Осиповна, за добрые слова... мне надо ещё пожить, я ещё многое должна сотворить. Я счастлива, когда мои работы кого-то радуют! Обнимаю вас!
Андрей Ильич Горбунов и Степанида Никифоровна Павлова - мои прадед и прабабка, Андрей Ильич был старостой Вознесенского храма в селе Княженском, раскулачен. Значит Никифор Павлов - мой прапрадед. У Андрея Ильича и Степаниды Никифоровны живы оставались из множества деток только Петр (Княженка) и Мария (Миасс).





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/