|
|
Раиса Поликарповна Трефилова
Сегодня Олегу Далю исполнилось бы 75!
Родился актёр 25 мая 1941 года в подмосковном Люблине в семье железнодорожного инженера и учительницы.
Первая работа в кино – роль Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи "Мой младший брат" (1962) по повести "Звёздный билет" Василия Аксёнова, где Даль сыграл героя 1960-х годов, юнца-интеллектуала из московской подворотни.
Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актёру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.
В 1966 году Владимир Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша". «Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», – вспоминал позже режиссёр киноленты. 21 августа 1967 года состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.
Важный этап творческой судьбы Олега Даля – исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня Жени Соболевского, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актёров советского кинематографа.
Роль Кукольника и Солдата в "Старой, старой сказке" (режиссёр Надежда Кошеверова, 1968) ещё больше укрепила любовь зрителей.
В том же году в театре «Современник» Олег играет Ваську Пепла ("На дне" Максима Горького, режиссёр Г.Б. Волчек), играет ярко и неожиданно. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля – единый и стремительный порыв к счастью и красоте.
Олег Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме "Король Лир" режиссёра Григория Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щёки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда – ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.
В 1971 году Даль снимается в картине режиссёра Надежды Кошеверовой "Тень", исполняя сразу две роли: Учёного и его Тени. Учёный – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.
С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля:
"Валентин и Валентина" Михаила Рощина,
"Провинциальные анекдоты" Александра Вампилова,
"Из записок Лопатина" Константина Симонова,
"Принцесса и дровосек" Микаэла Микаэляна и Галины Волчек.
С ним работают такие режиссёры как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек" был первым опытом Олега Даля – режиссёра.
В 1975 году Анатолий Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле "По страницам журнала Печорина". Ещё будучи школьником, прочитав "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.
Встреча с А.В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева ("Месяц в деревне" И.С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.
В 1977 году Олег Даль снимается у Анатолия Эфроса в фильме "В четверг и больше никогда" в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина "Острова в океане" (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актёре А.В. Эфрос.
Съемки в фильме "Отпуск в сентябре" (по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", режиссёр Виталий Мельников, 1979) стали значительным событием в творчестве Даля.
На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в её ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчёт уже не дней, не часов, – минут.
11 ноября 1980 года Даль был зачислен в труппу Малого театра, где ему лишь единожды (31 декабря 1980 года) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Юрия Бондарева, режиссёр В. Андреев).
Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме "Незваный друг" режиссёра Леонида Марягина (1981).
Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.
Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал её. Уход из жизни во многом определял саму его жизнь. Из дневника: «Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!!!». Он боялся не успеть сказать, сделать… Всегда находился в поиске.
Олег Иванович Даль скончался утром 3 марта 1981 года на 40-м году жизни в гостиничном номере города Киева.
Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12).
Жизни и творчеству актера посвящена глава 11 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
Тэги: Олег Даль, роли в театре и кино, биография
|
| 2016-05-25 20:48:23 - Светлана Анатольевна Щедрина Прогулки с чёрным котом
В.Ю. Никулину. На день рождения. июль 1980.
Смотри, смотри, пришла луна,
Какая красная ущербная.
Душа - усталая струна
И тихая, как воскресенье вербное.
Там силуэтом мягкий зверь
На подоконнике иконовом,
А позади закрыта дверь,
И тишиной весь мир окован.
И только мерное тик-так,
И мягкие удары ночи.
А на полу лежит пятак
Тяжёлой точкой в многоточии.
Смотри, смотри, ушла луна,
Такая светлая и тонкая,
Как набежавшая волна
На одинокий берег звонкий.
Олег Даль | | 2016-05-25 20:49:19 - Валерия Игоревна Валерия Очень талантливый актёр. В детстве сказку смотрела с его участием `Огниво`. | | 2016-05-25 20:50:55 - Светлана Анатольевна Щедрина А ещё из последних
зима. Монино 1981.
Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О, Господи.
Вот я весь пред тобой
О, Господи.
Я живу не клянясь,
О, Господи.
Подари мне покой,
О, господи.
| | 2016-05-25 20:53:43 - Раиса Поликарповна Трефилова Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
-Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен... | | 2016-05-25 20:55:51 - Лидия Васильевна Шитикова Я была на его могиле. Очень люблю этого актёра. | | 2016-05-25 20:58:16 - Наталья Викторовна Размашкина Светлая память замечательному актёру! | | 2016-05-25 21:03:29 - Светлана Анатольевна Щедрина Судьба часто почти сводила Высоцкого и Даля на одной сцене, но потом по каким-то обстоятельствам их пути расходились. Лишь однажды они сыграли вместе в фильме И.Хейфица `Плохой хороший человек`. В жизни они очень близко общались. Их последняя встреча состоялась 1 мая 1980 года. Даль приехал к Высоцкому домой, и тот читал ему свои последние стихи. Менее чем через 3 месяца Высоцкого не стало.
В. Высоцкому, брату. Монино. январь 1981.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда...
Сейчас я понял... Понимаю...
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь...
Обида серебристый месяц.
Клеймённость горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
Держа в руках разорванное сердце...
Олег Даль
| | 2016-05-25 21:03:49 - Раиса Поликарповна Трефилова По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра: `Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.`
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Светлана Анатольевна, большое спасибо за дополнения! | | 2016-05-25 21:05:06 - Надежда Борисовна Арефьева Чудесный актёр) Очень мне по нраву. Светлая, долгая ему память. | | 2016-05-25 21:07:19 - Valentina Afanasjevna Nikitina Светлая память..Настоящий самородок. Он не играл, он проживал каждую роль, может поэтому и ушёл из жизни так рано! | | 2016-05-25 21:10:27 - Раиса Поликарповна Трефилова Жаль, что чиновники Госкино многие его роли критиковали, фильмы лежали на полке...
Это выбивало из привычного ритма работы, вгоняло в депрессию...
А ему хотелось работать и работать!
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-05-25 21:14:58 - Ольга Гамидовна Кущяк Талантливый актёр.
Жаль, что так быстро его не стало. | | 2016-05-25 21:16:48 - Ангелина Васильевна A.B.M. А как хорошо он пел!!Давайте послушаем песню в исполнении Олега Даля...
| | 2016-05-25 21:18:07 - Ирина Александровна Филатова
| | 2016-05-25 21:19:44 - Раиса Поликарповна Трефилова Смотрела многие его фильмы и телеспектакли.
Всегда восхищалась его необыкновенной артистичности, интеллигентности, изяществу, своеобразной манере двигаться, говорить, смотреть... | | 2016-05-25 21:20:17 - Ирина Валентиновна Ермакова Одна из моих любимых сказок - `Старая, старая сказка`
www.youtube.com/watch?v=Vw5V04du63s
Вдоль по дороге, вдоль по дороге
Вот я шагаю - раз и два.
Плевать, что дырки в камзоле
И вдрызг сапоги, зато уцелела голова,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Вдоль по дороге столбовой,
А то, что ветер в карманах,
Так это пустяк,
Ведь главное дело, что живой.
Справа и слева синее небо,
А под ногами дальний путь,
Куда иду я не знаю, дорога сама
Меня приведет куда-нибудь,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Так бы я, братцы, шел и шел,
А то, что ветер в карманах,
Так это пустяк.
Справа и слева синее небо,
А под ногами дальний путь,
Куда иду я не знаю, дорога сама
Меня приведет куда-нибудь,
Ать-два...
Ать-два левой, ать-два правой,
Так бы я, братцы, шел и шел,
А то, что деньги в карманах
Звенят на ходу,
Так это и вовсе хорошо.
Александр Галич | | 2016-05-25 21:20:48 - Раиса Поликарповна Трефилова Ангелина Васильевна, Ирина Александровна, Ирина Валентиновна, большое спасибо за прекрасные дополнения!
| | 2016-05-25 21:26:23 - Нина Николаевна Гончарова И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...
Я не клялся, не божился -
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился -
Волком на луну не выл...
Можно плюнуть с горки в реку.
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...
Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..
О. Даль 1981 г
Тонкая и поэтичная душа+ ко всем талантам!
Светлая память!
Спасибо, Раечка! Очень душевный пост!
Спасибо, Друзья! | | 2016-05-25 21:30:57 - Ангелина Васильевна A.B.M. Эксклюзив! Интервью Олега Даля! В 1973 году. Обращение к 15 летним школьникам!
| | 2016-05-25 21:34:28 - Нина Николаевна Гончарова В. Высоцкому. Брату.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда.
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне, и просыпаюсь...
Обида - серебристый месяц.
Клейменность - горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце...
О. Даль В. Высоцкому, 1981 г
Так нравится! | | 2016-05-25 21:35:02 - Раиса Поликарповна Трефилова Его жизнь прошла, как один миг...
www.youtube.com/watch?v=4rRuMLrt5bo
Ниночка, Ангелина Васильевна, благодарю за внимание к посту!
| | 2016-05-25 21:40:30 - Надежда Борисовна Арефьева
Песни в исполнении Олега Даля
http://www.proshkolu.ru/user/Arefjeva/folder/1075604/ | | 2016-05-25 21:51:10 - Наталия Владимировна Пузикова Талантливый актер! | | 2016-05-25 21:57:20 - Раиса Поликарповна Трефилова Призрачно все в этом мире бушующем:
Есть только миг - за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим -
Именно он называется жизнь...
| | 2016-05-25 22:17:41 - Ирина Леонидовна Филатова Мой любимый актёр. | | 2016-05-25 22:25:07 - Татьяна Викторовна Носова Помню и люблю... | | 2016-05-25 22:25:32 - Маргарита Владимировна Великовская Обожаю Олега Даля всю жизнь! | | 2016-05-25 22:26:01 - Ангелина Васильевна A.B.M. Ещё одна замечательная песня в исполнении Олега Ивановича...
| | 2016-05-25 22:26:41 - Раиса Поликарповна Трефилова Эдвард Радзинский, пожалуй, точнее всех определил суть актёрской
души Олега Даля:
`Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней -
манией совершенства.
Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах
в горле провести всю роль - так можно было только умереть` | | 2016-05-25 23:06:07 - Мария Михайловна Король Многогранный талантливый человек.Запоминающиеся роли. Чудесный голос. Спасибо, Раиса Поликарповна. | | 2016-05-26 00:11:33 - Раиса Поликарповна Трефилова
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2016-05-26 03:03:57 - Татьяна Павловна Гришкова Был любим народом и до сих пор в нашей памяти. Спасибо, что напомнили. | | 2016-05-26 14:46:55 - Александра Иосифовна Бычина Я тоже сразу вспомнила фильм `Старая,старая сказка`.
Олег Даль...Разве его забудешь. | | 2016-05-26 14:58:29 - Наталья Васильевна Вострикова Таланты уходят такими молодыми...
Светлая память. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ 9 мая
▫ когда я решал эту задачу `в уме`
почему то этот финал не увидел ▫ Хм. Уже подошли к краю. У нас пенсионеры все увольняются. Работать в дурдоме не хотят. ▫
Какой милый бычок, Валентина Васильевна! Очень похож на того, который на картине Серова стырил Европу
Кстати, тут я как то прочитал любопытную интерпретацию этой истории:
Как- то у Зевса случилась `очередная из бесчисленных` пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из дома, а когда довез до Крита, обернулся там юношей и `возлежал` с ней. От этого `союза` родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда `царь богов` свою пассию `бросил, поматросив`, Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия, который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на три части и, естественно, вскоре подрались,
А виновата в этом по иронии истории была такая модная нынче в Европе педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика, Милета. Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему дожить до Троянской войны, на которой его и убил Патрокл. Радамант же был поумнее Сарпедона, и с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но, похоже, где-то всё таки нашкодил, и тоже был изгнан с Крита. Но за справедливость и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире.
Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, потому что был у него в хозяйстве любопытный бычок, вернее белый буйвол из пены морской, которого он выпросил у Посейдона для жертвоприношения, но пожадничав, оставил `вах, такого красавца!` себе в стаде на `развод`, а в жертву принес другого.
Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому буйволу. Но женщины и быки в смысле секса слишком уж в `разных весовых категориях`. Тут на помощь царице пришел местный `на все руки мастер`. Точнее, Дедал, как и положено `человеку наук`, был афинянином, которого всему научила сама Афина, но из-за убийства Талоса спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление `всяческих штуковин`. Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком.
Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт, посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром и раз в год запускал туда `афинскую дань` вьюношей `царевич` просто кушал, а девушек перед тем `использовал по назначению`... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, а потом и Ариадну украл....
Вот такая, пожалуй, не интерпретация, а интертрепация этой семейной драмы, даже трагедии, описанной под рубрикой `Их нравы`....
▫ h5:g6+ ▫
Опал кустарник на лесной опушке,
Украсила берёзу золотая прядь,
У дуба появились жёлтые веснушки
Привычно осени их щедро рассыпать
А клён уже горит большим пожаром,
Туман не виснет утром над рекой,
И яблони, отдав свой долг базарам,
Теряют листья под холодною росой.
Грибами пахнет, сыростью и мохом
В нём Солнце греется, от холода устав,
От лета звонкого оставшиеся крохи
Нам шлёт в последних утренних лучах
И жадно пьют с росинками их птицы,
Что не стремятся в дальние края,
Их дом тот лес, где им пришлось родиться,
И не нужны им тёплые моря.
Пока ещё блестят на ветках паутинки,
Но вот уже грядут метаморфозы:
Вдруг запорхают первые снежинки
Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы
А речка в напряжённом ожиданьи
Тревожно бьёт волною в берега,
В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях,
Вдруг вспыхивает радуги дуга.
Предвидя зимние мороза выкрутасы,
Весь мир лесной торопится скорей
Пополнить пропитания запасы,
Чтобы хватило их до тёплых дней..
|
|
|
|
|