Раздел 2. Познавательные - ФГОС УУД
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Блог - ФГОС УУД


СТРАНИЦА КЛУБА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО КЛУБ
Вы здесь:  Главная / ФГОС УУД / Блог / Раздел 2. Познавательные


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 мая 2016, 05:24, автор - администратор
Александр Владимирович Григорьев

Раздел 2. Познавательные

Раздел 2. Познавательные действия

 

Если мыслить, то лучше мыслить правильно,

но лучше мыслить неправильно, чем не мыслить вообще.

(Цзао Фань)

 

Глава 2.1. Основы познания

2.1.1. Психологические основы познания

 

Большую часть информации об окружающем мире человек получает через разнообразные ощущения. Основными видами ощущений человека являются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Наибольшую часть информации об окружающем мире нам дают зрительные ощущения. Их у человека вызывают электромагнитные волны с длиной в диапазоне от 380 до 780 нм (нанометр миллиардная доля метра). В этом диапазоне находятся зрительные ощущения всех цветов радуги. Слуховые ощущения порождаю колебания давления воздуха с частотой в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Одни из этих колебаний мы воспринимаем как музыку, другие как речь, третьи как шумы. Осязательными называют разнообразные ощущения, получаемые непосредственно с поверхности кожи – ощущения тепла, холода, давления и другие. Обонятельные ощущения мы обычно называем запахами. Вкус ощущается благодаря вкусовым рецепторам.

Ощущение – отражение в сознании свойств предметов и явлений объективной реальности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств. Ощущение – это воздействие именно на один из органов чувств и потому оно обычно не дает полной информации об окружающем мире. Ощущения выступают как первооснова для познания свойств окружающего мира, изменений в нашем организме, о движении и положении нашего тела.

Восприятие – это процесс познания целостных, сложных предметов и явлений окружающего мира и представленных в сознании человека в виде разнообразных образов. Восприятие похоже на ощущение непосредственным характером воздействия предметов на органы чувств, но отличается одновременным воздействием на два или более органов чувств. Можно сказать, что восприятие – это комплекс ощущений. Результатом восприятия является образ – целостная и устойчивая система ощущений, связанных с определенным предметом или явлением, также непосредственно действующим на наши органы чувств. Этот образ называется представлением. Он закрепляется в нашей памяти и может извлекаться из нее по мере необходимости. Кроме того, образ кодируется, например, словом, и служит основой для рационального мышления. Представление – образ предмета, существующий в психике, при отсутствии непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Образ восприятия обладает набором характерных свойств. Это предметность, константность, целостность и категоричность. Предметность – это его отнесенность к реально существующим предметам и явлениям. Целостность – способность к созданию целого образа на основе даже неполной информации о нем. Так, мы можем воспринять когда-то увиденную нами картину по ее фрагменту, поскольку целостный образ картины хранится в нашей памяти. Константность проявляется в том, что даже при существенных изменениях в характеристиках образа (изменение цвета, величины и т.д.) в сознании человека образ остается более или менее постоянным для его идентификации с реальным объектом. Категоричность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается нами определенным понятием и выражается определенным словом.

Выделяют следующие типы восприятия: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное. У людей с синтетическим типом восприятия проявляется склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Люди с восприятием аналитического типа стараются вникнуть во все детали и часто упускают из виду главное. Синтетический и аналитический типы своего рода антиподы. Чаще других встречаются в жизни люди с аналитико-синтетическим типом восприятия, объединяющие достоинства обоих. Эмоциональное восприятие обычно характерно для людей искусства.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность это умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Развитие наблюдательности важно не только для успешной учебы, но и в профессиональной деятельности.

Органы чувств человека с момента рождения и практически всю жизнь воспринимают разнообразную информацию. При этом перегрузка памяти информацией не происходит по двум причинам: во-первых, не все человек запоминает надолго и, во-вторых, не всю поступающую информацию воспринимает. В последнем случае отбор информации осуществляет внимание. Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и более точное отражение. Известно, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется 5. Это значит, что человек может внимательно воспринимать от 3 до 7 разных цифр, звуков, простых изображений, выполнять от 3 до 7 разных движений, распределяя между ними свое внимание. Благодаря вниманию обеспечивается целенаправленность деятельности человека.

Большую роль в психологическом развитии человека играет память. Памятью называют способность человека запоминать, сохранять, припоминать, узнавать и забывать разнообразную информацию. Психологи выделяют, как минимум, пять различных групп памяти. По критерию времени сохранения информации память делят на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую. Мгновенная память работает только во время восприятия информации. Кратковременная способна сохранять информация в течение 25-30 секунд. За это время человек может решить, нужна ли ему данная информация. В оперативной памяти информация хранится в довольно широком диапазоне времени – от десятков секунд до нескольких дней в зависимости от необходимости. Долговременная память рассчитана не только на длительный срок хранения информации, но и на возможность многократного обращения в ее «информационный банк». В долговременной памяти находятся знания, умения и навыки, которые человек приобретает за счет обучения и воспитания. Самая же длительная по времени хранения информации – генетическая память. Уже само название говорит о ее связи с механизмом наследования.

В зависимости от того, с каким органом чувств связана работа памяти, ее делят на зрительную, слуховую, осязательную, двигательную, обонятельную и вкусовую. Именно в таком порядке данные виды памяти распределяются по значимости. По участию или неучастию мышления в процессах памяти выделяют механическую и логическую память. Работа механической памяти основана на многократном повторении материала без его глубокого осмысления (зубрежка). Логической называют память, основанную на глубоком осмыслении изучаемого материала, на его анализе и систематизации в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм, опорных конспектов. В долговременной памяти обработанный материал хранится в виде общей схемы, плана, обобщенного смысла. Помня общий смысл материала, можно в любое время облечь его в конкретные слова и выражения. Главное – помнить, о чем вы должны помнить и что именно.

По использованию мнемотехнических средств выделяют две разновидности памяти: непосредственную и опосредованную. При работе непосредственной памяти запоминание, воспроизведение или узнавание происходит в результате прямого воздействия материала на органы чувств человека. Работа опосредованной памяти связана с использованием специальных средств: пальцев рук, знаковых систем, естественного и искусственного языков. На практике все виды памяти работают как целостная система. Так, учебный материал воспринимается лучше, если он был не только прослушан, но и прочитан, законспектирован и т.п.

При анализе работы памяти выделяют ряд законов памяти.

1. Закон ассоциаций гласит, что воспринимаемый материал быстрее запоминается, дольше храниться и легче припоминается, если новый материал связан с уже известным материалом наибольшим количеством связей и ассоциаций.

2. По закону связи памяти с мышлением осмысленное отношение к запоминаемому материалу облегчает его усвоение. При этом формы мышления и способы анализа материала значения не имеют.

3. Иногда мы стараемся запомнить какую-либо информацию в виде образов, что также помогает запоминанию. Это действует закон связи памяти с воображением.

4. По закону связи памяти с эмоциями лучшему запоминанию способствует материал, вызывающий у человека эмоциональную реакцию.

5. Связь памяти с мышлением и с речью закрепляет закон связи памяти с речью.

6. Закон связи памяти с эмоциями очень близок закону связи памяти с мотивацией человека, то есть удовлетворением его осознанных потребностей.

В процессе забывания также прослеживаются некоторые закономерности. Немецкий ученый Г. Эббингауз установил закон забывания бессмысленного материала. Согласно этому закону забывание начинается сразу после запоминания и идет неравномерно. В первый же день после запоминания механически выученного материала человек забывает примерно половину. Затем процесс забывания замедляется и в течение недели останавливается. Дальше забывание протекает еще медленнее. Через месяц в памяти человека остается примерно 20% первоначальной информации.

Чтобы заглянуть в возможное будущее или желая представить то, что в данный момент отсутствует, мы используем воображение. Воображение – это представление информации в виде образов и ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком в действительности. У человека несколько видов воображения: активное и пассивное, репродуктивное и продуктивное. В пассивном воображении образы возникают произвольно, помимо воли человека. Активное воображение рождает образы при участии воли и сознания человека. Репродуктивное воображение воспроизводит известные человеку образы, продуктивное создает новые, почему и называется творческим. Воображение позволяет представить то, что мы не можем в настоящий момент непосредственно воспринимать: географическую или историческую карты, рисунок или чертеж из учебника, геометрическую фигуру. Воображение позволяет избегать преждевременных и трудоемких действий, которые нам иногда приходится совершать. Кроме того, воображение позволяет нам мысленно переноситься в прошлое или будущее. В прошлое – чтобы проанализировать свою деятельность, в будущее – чтобы спрогнозировать результаты задуманного.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/