Заместителю Губернатора
Брянской области
Н.М. Щеглову
Уважаемый
Николай
Михайлович
!
Бежицкая районная
организация г.Брянска
Общероссийского Профсоюза
образования обращается к Вам по вопросу оплаты медицинских осмотров
работников муниципальных образовательных организаций.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом № 302Н от 12 апреля 2011 года утвердило перечни вредных и (или) опасных факторов и работ, при проведении
которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями
труда.
Данный приказ вступил в силу с 1 января 2012 года.
Следует отметить, что с 2012 года количество врачей при прохождении медицинского осмотра стало больше, следовательно, стоимость осмотров
существенно
увеличилась.
Однако, в бюджет города Брянска,
в 2012 - 2013 годах, не закладывались в полной мере
необходимые средства для оплаты медицинских осмотров.
Поэтому, многие работники организаций образования проходили медицинский осмотр полностью или частично за свой счет. Такая ситуация характерна и для многих других регионов России.
Бежицкая РО профсоюза неоднократно обращалась по этому
вопросу к руководителям г.Брянска того времени, Прокурору г.Брянска,
однако проблема
до настоящего времени не решена.
С учетом изменений в законодательстве, есть основания полагать, что начиная
с 2014 года,
обязанность финансирования медицинских осмотров работников образования лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В утративших силу ФЗ РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, законе Брянской области
« Об образовании» от 11 апреля 2008 года 329-3 действительно
было указано, что оплата медицинских осмотров работников в образовательных учреждениях осуществляется за счет средств
учредителя.
Однако, в настоящее время законодательство уже
не обязывает муниципальные образования производить оплату медицинских осмотров работников
муниципальных организаций образования.
Например, Федеральный закон № 131-ФЗ
РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не возлагает на муниципалитеты обязанности по организации и оплате проведения медицинских осмотров работников образования.
В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»,
финансирование деятельности муниципальных образовательных
организаций
(
за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) осуществляется за счет выделяемых органами государственной власти субъектов РФ денежных средств в виде
субвенции (бюджетных ассигнований) местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это значит, что законодатель возложил на учредителей муниципальных образовательных организаций только
обязательства финансировать
расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.
Следовательно, действующим в настоящее время ФЗ
РФ
«Об образовании в Российской Федерации»
к
ответственности в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
(ст.9 ФЗ РФ «Об образовании в РФ) не предусмотрено финансирование проведения медицинских осмотров.
Финансовое обеспечение медицинских осмотров должные осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это положение
подтверждается пунктом 2 ст. 99 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
где указано, что
«нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования
определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными стандартами
с учетом форм обучения….,
безопасных условий обучения и воспитания,
охраны здоровья обучающихся
, а также
иных
предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности …
Следует учесть, что
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников образовательной организации
является необходимым условием обеспечения охраны здоровья обучающихся, в первую очередь как предупредительная мера распространения
заболеваний.
Статья 213 Трудового Кодекса РФ
также указывает на то, что «работники организаций пищевой промышленности …, лечебно-профилактических и
детских учреждений, а также некоторых других работодателей, проходят указанные медицинские осмотры (обследования)
в
целях охраны здоровья населения, предупреждения и распространения заболеваний».
К
иным,
предусмотренным ФЗ РФ «Об образовании в РФ»
особенностями
организации и осуществления образовательной деятельности
можно отнести и обязанность педагогических работников « проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные
при поступлении на работу и периодические
медицинские осмотры,
а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п.п.9 п.
1 ст.48 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»).
Таким образом, использование средств субвенции, правомерно на покрытие затрат образовательной
организации на обеспечение прохождения его работниками обязательных медицинских осмотров, в отсутствие которых согласно действующему законодательству работники не могут быть допущены к педагогической и иной деятельности в образовательной
организации согласно ТК РФ.
Следовательно, стоимость медицинского осмотра необходимо
включить в формулу подсчета размера субвенции, выделяемой органами государственной власти субъектов РФ муниципальным образованиям.
Необходимо обратить внимание и на
процедуру
заключения образовательной организации
договора на проведение обязательных медицинских осмотров работников.
Согласно действующего законодательства в сфере закупок для государственных нужд государственные и муниципальные бюджетные учреждения обязаны размещать закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
"
О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" посредством проведения конкурентных и неконкурентных процедур (закупки у единственного поставщика).
Каких-либо исключений для заключения договора на проведение обязательных медицинских осмотров образовательной организацией в данной закон не предусматривается.
Поэтому,
в зависимости от общей стоимости медицинских
осмотров для
образовательной организации,
закупки, предметом которых является оказание медицинских услуг по проведению обязательных предварительных и последующих медицинских осмотров работников может осуществляться образовательной
организацией в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом №
44-ФЗ от 05.04.2013 г.
В п. 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок), сказано, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями
любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров.
Работник проходит предварительный медицинский осмотр по направлению, выданному работодателем, а в направлении указывается медицинское учреждение, в котором необходимо пройти предварительный медицинский осмотр (п. п. 7 и 8 Порядка).
Из смысла п. п. 6, 35 и 36 Порядка следует, что работодатель обязан заключить договор с медицинской организацией, имеющей право на проведение предварительного и последующего медицинских осмотров.
Однако, для заключения договора с медицинской организацией у образовательных организаций, как работодателей,
должно быть гарантированное финансирование на оплату
предварительных
и периодических медосмотров, а этого гарантированного финансирования, в настоящее время,
к сожалению нет.
Учитывая, что вопрос финансирования медицинских осмотров
нельзя решить без участия органов государственной власти Брянской области, просим принять меры по выделению денежных средств для оплаты
медицинских осмотров в целях недопущения нарушения прав работников муниципальных образовательных
организаций.
С уважением,
Председатель РО Профсоюза
С.В.Евсютин