Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Нины Павловны
Леонтьевой .
Еще сравнительно недавно новые формы урока: уроки-семинары, лекции, дебаты, концерты, викторины, зачеты - стали повседневными в практике школы. Одной из таких форм в моей методической копилке стали литературные встречи.
Цель встречи – углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень усвоения и осмысления материала. Такие методики соответствуют новой концепции общего среднего образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привитию интереса к литературе. Эти уроки способствуют развитию самосознательности мышления.
Встречи проводятся между двумя командами одного класса. Ведет встречу учитель.
Провожу встречи в своих классах начиная, начиная с пятого, и посвящаю произведениям, изучаемым по программе, а также произведениям для внеклассного чтения.
Встречи по творчеству И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.П. Астафьева и др. надолго остались в памяти ребят.
Чтобы встреча была запоминающейся, необходимо приложить усилия и учителю и ученикам.
Команды создаются за два месяца до встречи, регулярно готовятся к ней, стараясь держать в тайне все свои замыслы.
Задание, затрагивающее своеобразие каждого художника слова, должны быть интересными, глубокими.
Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, всегда современны и близки нам, даже если это литература 18-19 веков, - нравственности, гуманизма. Добра и зла, войны и мира, взаимоотношений взрослых и детей и др.
При проведении встреч обязательно должны быть включены такие вопросы и задания;
1)Прочитать наизусть 2-3 критических высказывания об авторе и прокомментировать их.
2)Раскрыть условия формирования личности писателя.
3)Рассказать об истории создания произведения, о смысле названия.
4)Показать, какие проблемы поставил автор в произведении, и какими художественными средствами их решил и почему.
5)Охарактеризовать главных героев произведения.
6)Чьи взгляды разделяете вы и почему?
7)На чьей стороне автор?
8)Рассказать об эпизодах, которые более всего волнуют читателя, и объяснить, почему выбраны именно они.
9)Прочитать наизусть отрывок из произведения.
Когда всеми учащимися произведение прочитано, проводим сочинение «мои размышления о…(конкретное произведение). Сочинения служат основой для стенных газет, которые оформляют команды.
Для викторины каждая команда готовит по пять вопросов, которые будут заданы соперникам.
Проведение встречи можно разделить на следующие этапы:
1)Словарный диктант, включающий характерные для данного произведения слова, словосочетания (с дальнейшим толкованием их лексического значения) и литературоведческие понятия, используемые при его анализе.
2)Обсуждение вопросов. Вопросы предлагаются поочередно каждой команде.
3)Инсценирование отрывков произведения. Оно вызывает особый интерес у учащихся, помогает надолго запомнить героев, создать атмосферу радости творчества, объединяет учащихся (тем более что из школьной жизни последних лет исчезли ученические театры).
4)Защита стенной газеты. Каждая команда доказывает необходимость отобранного материала, рисунков. В газету могут быть помещены личные впечатления учащихся от знакомства с произведением, высказывания о нем критиков, оценочные суждения учащихся и другие материалы.
5)Проведение викторины. Каждая команда поочередно задает свои вопросы другой: если ответ неверен, дают его сами. Кроме чисто познавательных целей, викторина вносит в учебную встречу элемент психологической зарядки: вопросы могут быть самыми неожиданными, а иногда и забавными.
6)Чтение наизусть наиболее понравившийся отрывок из произведения. Учащиеся выбирают их самостоятельно. Объем отрывков не должен быть очень большим. Можно прочитать стихи, посвященные автору, или свои. В моей практике такие случаи были неоднократно.
7)Подведение итогов встречи. Оценивается каждый этап встречи по 5-балльной системе. Жюри определяет лучшую команду и лучших участников каждой команды. Дает общую оценку всей встрече, оцениваем достоинства и успехи каждой команды (мягко и корректно можно сказать и о недостатках).
«Душа с душою говорит…» Пронзительные строки Лермонтова могут стать эпиграфом к нашим литературным вечерам, благодаря которым художники слова становятся ближе нашим ученикам и происходит незримый диалог писателя и читателя.