Как преодолеть - Ольга Юрьевна Овсянникова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Ольга Юрьевна Овсянникова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ольга Юрьевна Овсянникова / Блог / Как преодолеть


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 мая 2016, 13:31, автор - хозяйка блога
Ольга Юрьевна Овсянникова

Как преодолеть

Как преодолеть психологическую интерференцию при обучении орфографии 

(На основе методики Т.Я. Фроловой)

Предлагаемая система овладения практической грамотностью позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.

Хорошо этот метод зарекомендовал себя при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку:   старшеклассники  обобщают, повторяют всё изученное по орфографии за 12 занятий, при этом экономится время, а в голове у учеников нет «каши», как это обычно бывает при получении большой информации.

Психологическая интерференция - ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним.

Причины, вызывающие интерференцию:

1)     сходство заучиваемого материала (общий опознавательный признак ряда орфограмм).

2)     большой объем интерферирующего материала (несколько правил на один опознавательный признак орфограммы).

 

90 % правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков:

на один общий сигнал « шипящий на конце слова» в русском языке существует 8 правил:

«О-Ё после шипящих» - 7 правил;

«Н и НН» - 5 правил и т.д.

Почему дети не усваивают материал? Или, казалось бы, хорошо изученный материал вдруг начинают путать, писать слова на изученную орфограмму с ошибками?

         Причина здесь общая – психологическая интерференция: сохранение запоминаемого материала ухудшается в результате наложения нового, сходного с ним.

         И чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которой извлечь нужное очень сложно.

Раздраженно исправляя допущенные в очередной раз учеником ошибки в маленьком слове « никто», смирим свой праведный гнев; психологическая интерференция препятствует успешному усвоению учебного материала.

Учителям русского языка постоянно приходится сталкиваться с явлением психологической интерференции при формировании орфографических навыков.

В VI классе, например, ученики легко усваивают правило « Н и НН в именах прилагательных». Трудности начинаются в VII классе, когда школьники знакомятся с правилом « Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях», т.к. на тот же признак (опознавательный сигнал) накладывается новая информация в виде сложного громоздкого правила « Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях». Изучаемый материал сходен с уже изученным, и сформированный навык затрудняет формирование нового. Когда, к примеру, сначала изучаем правописание НЕ с глаголами - мы счастливы – всё помнят наши ученики, трудности начинаются при встрече с орфограммами « НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е», а когда начинаем изучать сложнейшее правило « НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что в голове каша: что помнили – вдруг забывают, а новый материал никак не желает запоминаться. Это «проделки» интерференции. Это она спутывает, смешивает в памяти правила, имеющие общий опознавательный признак: НЕ, НН-Н, О-Ё после шипящих и т.п.  

А если сразу, на стадии обучения, предложить ученику орфографические правила в обобщенном виде?

Преимущество, казалось бы, налицо: изучая интерферирующий материал в обобщенном виде, мы предотвращаем разрушающее действие интерференции, учим порядку рассуждения в пределах сводного правила.

Но обобщенное правило сложно для восприятия и запоминания, ступеньки алгоритма применения его превращаются в длинную лестницу с массой ответвлений, в которых рискует заблудиться ученик.

Выход из «внутренней интерференции», возникающей при изучении частного правила, которое входит в состав обобщенного, возможен, если привести каждое отдельное правило к безвариантному решению , по типу самой любимой учениками формулировки: « Не с глаголами пишется раздельно».

Безвариантное правило не подвержено разрушающему воздействию интерференции, поэтому легко запоминается и, в случае необходимости, свободно припоминается.

Но возможно ли решить эту проблему? Да, возможно. Вот что предлагает учителям изобретатель-педагог Т.Я. Фролова. Скорректировать методику изложения материала по орфографии.  

Пути, приводящие орфографическое предписание к однозначному решению, различны: пропуск некоторых грамматических категорий, изменение принципа изложения орфографического материала в составе сводного правила.

Попробуем изменить порядок изложения темы « Не с разными частями речи».

Обособленно, не связывая определение написания слова с принадлежностью к той или иной части речи, осваиваем общие положения:

·         слово не употребляется без частицы (негодовать);

·         есть «слова- магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (далеко не глупый);

·         есть противопоставления с союзом   а.

Этот материал не вызывает затруднений, поскольку противопоставление с союзом   а и «слова- магниты» легко выхватываются из орфографического поля зрительными и слуховыми анализаторами.

Теперь мы «разгрузили» отдельные правила, входящие в состав обобщенного, и, чтобы принять решение надо только определить часть речи.

Глаголы, деепричастия – раздельно.

Существительные, прилагательные, наречия на О-Е – слитно (если образуется новое слово, что можно подтвердить, подобрав синоним или образовав сравнительную степень) .

Этот материал легко усваивается в V классе. До встречи с интерферирующей орфограммой «Не с причастиями» в запасе 2 года , чтобы сформировать устойчивый   навык.

В сложном правиле «Не с причастиями» общие положения уже отработаны. И мы направляем усилия на закрепление той части орфограммы, где выбор написания   определяется наличием зависимого слова.

Стремление разгрузить память, помочь ученику сохранить умения и навыки, предотвратить смешение орфографического   материала – одним словом,   попытка преодолеть интерференцию предпринимается при изучении ряда орфографических тем.

Общие сведения о методе

 

·         Все орфографические правила, изучаемые по школьной программе, обобщены в 12 тем по общему опознавательному признаку орфограммы.

 

·         Простое правило, входящее в состав сводного, не имеет противоположных вариантов решения орфографической задачи, что предотвращает интерференцию, т.е. смешение результатов при применении правила.

 

·         Алгоритм применения обобщенного правила не превышает 3-х шагов, что позволяет легко запомнить порядок его применения, сделать оперативным самоконтроль.

 

·         Все сводные правила подстрахованы мнемотехническими приемами (четверостишиями), обеспечивающими легкое запоминание.

Педагогические эффекты, достигаемые при использовании метода

 

         Использование метода в средней школе позволяет выделить для изучения на каждый отдельный учебный год всего 7 орфографических тем; в 6 раз упростить процесс изучения орфографии, увеличить количество часов, необходимых для формирования навыков грамотного письма.

В старших классах, репетиторской деятельности, при обобщающем повторении данный метод позволяет организовать обучение экспресс-методом за 11-12 занятий, т.к. защищенные от влияния интерференции орфографические правила легко раскладываются по полочкам памяти и также легко извлекаются при помощи кратких алгоритмов или мнемотехнических приемов.

Этот метод имеет большую практическую направленность, облегчает усвоение сложных разделов орфографии, дает возможность работать системно, вызывает огромный интерес у учащихся к изучению русского языка, снимает страх забыть или перепутать орфографические правила.

Основные методические приемы подавления интерференции

 

 

У человеческой памяти есть три основы/ три кита:

        

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

впечатление

мотивация

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

ассоциация

 

создать крючки для памяти

 SHAPE   \* MERGEFORMAT

повторение

 

система (в конце урока, д/з, через день, два, шестой день, тридцатый день)

         

Подавив интерференцию, мы получаем возможность теоретический и практический материал давать блоком.

В V классе в начале учебного года ученики повторяют части речи, опираясь на знания, полученные в начальной школе, повторяют и изучают орфограмму « Буква Ь после шипящих на конце существительных»

Отсутствие Ь в родительном падеже множественного числа существительных с основой на шипящую. А впереди - в разное время и в разных классах - другие орфограммы с таким же опознавательным признаком (Ь или его отсутствие после шипящих).

VI класс:

·         Ь на конце глаголов в повелительном наклонении;

·         отсутствие Ь после шипящих в кратких формах прилагательных;

·         Ь в наречиях.

Т.Я. Фролова предлагает повторение и изучение этих тем в одном обобщенном правиле в начале V класса. Потом учащиеся только повторяют эти орфограммы, закрепляют их.

Какие проблемы возникают при изучении орфограммы

 

Восемь правил связаны с одним опознавательным признаком орфограммы – « Шипящий на конце слова». Большой объем орфографических правил с общим опознавательным признаком неизбежно вызывает эффект интерференции, когда уже сформированные навыки тормозят развитие новых.

Изучая все эти орфограммы в одном обобщенном правиле, подкрепленном рифмованным алгоритмом, мы можем преодолеть разрушающее воздействие интерференции, что позволит легко и прочно удержать их в памяти.

 




Тэги: Психологическая интерференция



ОБСУЖДЕНИЕ


Геннадий Тихонович Родионов2016-05-01 17:06:18 - Геннадий Тихонович Родионов
Чтение - вот лучшее учение.
Ольга Ивановна Оленюк2016-05-02 06:15:09 - Ольга Ивановна Оленюк
Геннадий Тихонович! Я с Вами согласна на все 100!!!
Татьяна Михайловна Каргаполова2016-05-02 06:18:36 - Татьяна Михайловна Каргаполова
Надо больше читать!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/