Внеклассное
мероприятие
"
Блокадный
Ленинград
"
Дата
проведения
: 25
января
2016 г
.
Класс
:
5
Количество
учащихся
на
мероприятии
: 15
Направленность
мероприятия
:
патриотическая
,
духовно
-нравственная
Цель
:
познакомить
учащихся
с
датой
27 января
1944 года
- день
снятия
блокады
города
Ленинграда
через
изучение
исторического
материала
о
блокадном
Ленинграде
Задачи
:
· расширить
кругозор
учащихся
за
счет
сведений
вне
школьной
программы
· дать
представление
о
блокадном
Ленинграде
, о
том
ужасе
,
который
пережили
ленинградцы
за
900 дней
блокады
· дать
широкий
ппросто
для
проявления
личного
творчества
,
активности
,
самопознания
и
самовыражения
· сформировать
коммуникативную
компетентность
учащихся
Оборудование
:
доска
, мел
,
ноутбук
, раздаточный
материал
,
канцелярские
принадлежности
.
Педагогические
технологии
: ИКТ
,
технология
использования
в
обучении
игровых
методов
,
здоровьесберегающая
,
личностно
-ориентированная
.
Ход
мероприятия.
Всем
героическим
защитникам
Ленинграда
,
Всем
участникам
прорыва
и
снятия
блокады
любимого
города
,
Всем
,
пережившим
страшную
900-дневную
блокаду
,
Всем
,
ныне
живущим
и
павшим
смертью
храбрых
ПОСВЯЩАЕТСЯ
!
Звучит
куплет
песни
«Не
надо
войны
».
(Не
надо
войны
,
не
надо
смертей
.
Зачем
же
сиротами
делать
детей
.
Зачем
эти
беды
и
слёзы
нужны
.
Не
надо
войны
,
не
надо
войны
!)
*В
сердцах
наших
жить
будут
вечно
Герои
минувшей
войны
.
Нам
память
о
них
дорога
бесконечно
,
И
ею
с
тобой
мы
сильны
!
Учитель
.
1941
год
Зловещие
языки
пламени
,
рвущиеся
ввысь
и
испепеляющие
всё
, что
встаёт
на
их
пути
.
Искажённые
ужасом
лица
женщин
, прижимающих
к
груди
насмерть
перепуганных
детей
. Душераздирающие
стоны
раненых
.
Грохот
орудий
.
Свист
пуль
.
И…
всюду
трупы
людей
,
которые
ещё
недавно
думали
о
будущем
,
мечтали
о
любви
и
счастье
.
Всё
это
и
есть
война
–
самое
страшное
событие
,
которое
только
может
случиться
как
в
жизни
отдельного
человека
, так
и
в
истории
всего
человечества
.
*Что
может
быть
страшнее
, чем
война
?!
Лишь
слёзы
да
страдания
несёт
всем
она
!
И
счастье
разбивает
у
людей
,
Любимых
разлучает
и
друзей
!
Учитель
.
22
июня
1941 года
на
нашу
страну
напала
фашистская
Германия
, во
главе
которой
стоял
Адольф
Гитлер
. Он
намеревался
захватить
нашу
страну
всего
за
6 недель
.
Большую
часть
славянских
народов
фашисты
хотели
истребить
,
а
оставшихся
загнать
в
военные
поселения
,
превратив
в
рабов
. Долго
учить
детей
в
школах
не
собирались
.
Достаточно
было
,
чтобы
дети
знали
правила
уличного
движения
,
дабы
не
мешать
движению
машин
; умели
подписываться
;
знали
таблицу
умножения
до
25.
27
января
1944 года
.
Что
это
за
дата
?
27
января
1944 года
.
Это
день
,
который
знают
и
чтут
ленинградцы
. Это
день
полного
снятия
немецко
-фашистской
блокады
Ленинграда
.
Ужасную
участь
готовил
Гитлер
Ленинграду
.
Вот
выдержка
из
секретного
документа
:
«Фюрер
ре
-шил
стереть
с
лица
земли
город
Ленинград…
После
поражения
Советской
России
нет
никакого
интереса
для
дальнейшего
существования
этого
большого
населённого
пункта
.
Предложено
блокировать
город
и
путём
обстрела
из
артиллерии
всех
калибров
и
беспрерывной
бомбёжки
с
воздуха
сравнять
его
с
землёй
. С
нашей
стороны
нет
заинтересованности
в
сохранении
хотя
бы
части
населения
этого
большого
города
».
Стремясь
сравнять
город
с
землёй
,
фашисты
обрушили
на
него
за
время
осады
:
150
тысяч
тяжёлых
снарядов
, 5 тысяч
фугасных
и
более
100 тысяч
зажигательных
бомб
.
(Таблички
не
доске
)
8
сентября
1941 года
фашисты
прорвались
на
южный
берег
Ладожского
озера
. Ленинград
оказался
полностью
блокирован
с
суши
.
В
городе
постепенно
иссякали
запасы
топлива
, воды
,
за
которой
ходили
на
набережную
Невы
,
делая
прорубь
и
набирая
воду
подчас
под
обстрелами
.
Смерть
входила
во
все
дома
.
Запасы
продовольствия
таяли
с
каждым
днём
.
С
осени
1941 года
начался
голод
.
Была
введена
карточная
система
снабжения
горожан
продовольствием
.
Норма
выдачи
хлеба
рабочим
составляла
250
граммов
, а
служащие
и
дети
получали
по
125 граммов
.
Муки
в
этом
хлебе
почти
не
было
, его
выпекали
из
мякоти
, целлюлозы
,
добавляли
опилки…
Хлеб
был
практически
единственным
питанием
ленинградцев
.
Мамы
берегли
драгоценный
кусочек
–
дневную
норму
.
Выдавали
своим
детям
по
маленькому
кусочку
,
часто
прятали
.
(Кусочек
блокадного
хлеба
порезан
на
маленькие
кубики
.
Раздаётся
детям
.)
Свыше
640 тысяч
ленинградцев
погибли
от
голода
.
Печальна
история
11летней
ленинградской
школьницы
Тани
Савичевой
, которая
во
время
блокады
города
вела
дневник
.
В
него
она
записывала
даты
смерти
своих
родных
.
Этот
дневник
–
документ
,
свидетельство
тех
страшных
дней
.
(Портрет
Тани
Савичевой
.
Страницы
дневника
.)
Большая
семья
Савичевых
,
в
которой
Таня
была
самой
младшей
,
жила
на
Васильевском
острове
.
Блокада
отняла
у
девочки
родных
и
сделала
её
сиротой
.
Таня
была
эвакуирована
в
другой
город
. Эшелон
,
в
котором
находилась
Таня
,
неоднократно
попадал
под
бомбёжки
.
«Встречать
эшелон
к
станции
вышло
много
народа
.
Раненых
бойцов
привозили
постоянно
.
Но
в
этот
раз
людей
предупредили
,
что
в
одном
из
вагонов
будут
находиться
дети
из
блокадного
Ленинграда
. Поезд
остановился
. Но
из
открывшейся
двери
никто
не
выходил
.
Те
, кто
решился
заглянуть
внутрь
, очень
долго
не
могли
прийти
в
себя
.
Вид
у
детей
был
страшен
: кости
,
кожа
, дикая
тоска
в
огромных
глазах
».
Все
125 детей
были
физически
истощены
.
Два
года
Таня
ещё
жила
.
Но
её
часто
мучили
головные
боли
,
у
неё
открылся
туберкулёз
–
страш
-ное
заболевание
. А
незадолго
до
смерти
девочка
ослепла
.
Девочке
поставлен
памятник
.
Враги
надеялись
, что
жестокие
лишения
пробудят
в
ленинградцах
неизменные
инстинкты
, запутают
в
них
всё
человеческое
.
Они
думали
,
что
голодные
,
мёрзнущие
люди
перессорятся
между
собой
из
-за
куска
хлеба
,
из
-за
полена
дров
,
перестанут
защищать
город
и…
в
конце
концов
–
сдадут
его
.
Гитлер
заявил
:
«Ленинград
мы
штурмуем
сознательно
.
Ленинград
выжрет
самого
себя
!
»
Но
гитлеровцы
просчитались
.
-Ленинград
не
боялся
смерти
, смерть
боялась
ленинградцев
.
Люди
,
пережившие
блокаду
,
до
сих
пор
помнят
глубокую
человечность
безмерно
страдающих
ленинградцев
, их
доверие
и
уважение
друг
к
другу
.
*И
снова
мир
с
восторгом
слышит
Салюта
русского
раскат
.
О
,
это
полной
грудью
дышит
Освобождённый
Ленинград
!
*Мы
помним
осень
,
41-ый
,
Прозрачный
воздух
тех
ночей
,
Когда
,
как
плети
,
часто
, мерно
Свистели
бомбы
палачей
.
*Но
мы
, смиряя
страх
и
плач
,
Твердили
,
диким
взрывам
внемля
:
«Ты
проиграл
игру
палач
,
Едва
вступил
на
нашу
землю
!
»
*А
та
зима…
Ту
зиму
каждый
Запечатлел
в
душе
навек
–
Тот
голод
, тьму
,
ту
злую
жажду
На
берегах
застывших
рек
.
*Кто
жертв
не
предал
дорогих
Земле
голодной
петербургской
–
Без
бранных
почестей
,
нагих
,
В
одной
большой
траншее
братской
?!
*Но
позабыв
, что
значит
плач
,
Твердили
мы
сквозь
смерть
и
муку
:
«Ты
проиграл
войну
,
палач
,
Едва
занёс
на
город
руку
!
»
Учитель
.
В
осаждённом
городе
продолжали
работать
39 школ
. Даже
в
таких
жутких
условиях
дети
учились
.
Это
был
подвиг
.
В
школах
, бомбоубежищах
,
где
проводились
занятия
, стоял
такой
холод
,
что
замерзали
чернила
. Ученики
сидели
в
пальто
, шапках
,
рукавицах…
Дети
шатались
от
голода
. Умирали
не
только
дома
, на
улице
, по
дороге
в
школу
. Но
случалось
–
прямо
в
классе
.
*Девчонка
руки
протянула
,
Уснула
.
А
оказалось
–
умерла…
Никто
не
обронил
ни
слова
.
Лишь
хрипло
, сквозь
метельный
стон
,
Учитель
выдавил
, что
снова
Уроки
после
похорон
.
Видео
о
детях
военного
времени
«Воспоминание
»
(м
/ф
)
- просмотр
через
ноутбук
.
Учитель
.
Вся
страна
помогала
Ленинграду
в
его
героической
борьбе
.
С
Большой
Земли
в
осаждённый
город
с
невероятными
трудностями
доставляли
продукты
и
топливо
.
Оставалась
узкая
полоска
воды
Ладожского
озера
.
Но
поздней
осенью
Ладога
замёрзла
и
эта
единственная
ниточка
, связывающая
город
со
страной
, оборвалась
.
И
тогда
проложили
автомобильную
трассу
. От
неё
зависело
спасение
жителей
города
.
*И
было
так
:
на
всём
ходу
Машина
задняя
осела
.
Шофёр
вскочил
, шофёр
на
льду
.
Ну
,
так
и
есть
: мотор
заело
.
Ремонт
на
пять
минут
–
пустяк
,
Поломка
эта
–
не
угроза
.
Да
рук
не
разомкнуть
никак
:
Их
на
руле
свело
морозом
.
Чуть
разогнёшь
–
опять
сведёт
.
Стоять
?
А
хлеб
?
Других
дождаться
?
А
хлеб
–
две
тонны
!
Он
спасёт
16
тысяч
ленинградцев
!
И
вот
в
бензине
руки
он
Смочил
,
поджёг
их
от
мотора
,
И
быстро
двинулся
ремонт
В
пылающих
руках
шофёра
.
Вперёд
!
Как
ноют
волдыри
,
Примёрзли
к
варежкам
ладони
.
Но
он
доставит
хлеб
, пригонит
К
хлебопекарне
до
зари
.
16
тысяч
матерей
Пайки
получат
на
заре
-
125
блокадных
грамм
С
огнём
и
кровью
пополам
.
О
,
мы
познали
в
декабре
:
Не
зря
«священным
даром
»
назван
Обычный
хлеб
. И
тяжкий
грех
Хотя
бы
крошку
бросить
наземь
!
Учитель
.
В
декабре
1942 года
была
учреждена
медаль
«За
оборону
Ленинграда
».
На
фоне
песни
«Медаль
за
оборону
Ленинграда
»
читается
стих
«Моя
медаль
».
*…
Осада
длится
,
тяжкая
осада
,
Невиданная
ни
в
одной
войне
.
Медаль
за
оборону
Ленинграда
Сегодня
Родина
вручает
мне
.
*Не
ради
славы
,
почестей
, награды
Я
здесь
жила
и
всё
могла
снести
:
Медаль
«За
оборону
Ленинграда
»
Со
мной
, как
память
моего
пути
.
*Ревнивая
,
безжалостная
память
!
И
если
вдруг
согнёт
меня
печаль
, -
Я
до
тебя
тогда
коснусь
руками
,
Медаль
моя
, солдатская
медаль
.
*Я
вспомню
всё
и
выпрямлюсь
,
как
надо
,
Чтоб
стать
ещё
упрямей
и
сильней…
Взывай
же
чаще
к
памяти
моей
,
Медаль
«За
оборону
Ленинграда
».
*Война
ещё
идёт
,
ещё
осада
.
И
как
оружье
новое
в
войне
,
Сегодня
Родина
вручила
мне
Медаль
«За
оборону
Ленинграда
».
Учитель
.
Вечером
27 января
1944 года
над
Ленинградом
грохотал
праздничный
салют
. Армии
Ленинградского
,
Волховского
,
второго
Прибалтийского
фронтов
отбросили
немецкие
войска
от
города
,
освободили
практически
всю
Ленинградскую
область
.
Блокаде
,
в
железном
кольце
которой
долгих
900 дней
и
ночей
задыхался
Ленинград
,
был
положен
конец
.
*Такого
дня
не
видел
Ленинград
!
Нет
,
радости
подобной
не
бывало…
Казалось
,
что
всё
небо
грохотало
,
Приветствуя
великое
начало
Весны
,
уже
не
знающей
преград
.
Гремел
неумолкаемо
салют
Из
боевых
прославленных
орудий
.
Смеялись
,
пели
, обнимались
люди…
Учитель
.
Тот
день
стал
одним
из
самых
счастливых
,
одновременно
одним
из
самых
скорбных
–
каждый
,
доживший
до
этого
праздника
,
за
время
блокады
потерял
или
родственника
,
или
друзей…
*Мы
чашу
горя
выпили
до
дна
.
Но
враг
не
взял
нас
никаким
измором
.
И
жизнью
смерть
была
побеждена
,
И
победили
человек
и
город
!
Год
сорок
второй…
Полгорода
лежит
в
земле
сырой
.
Неугасима
память
поколений
.
И
память
тех
,
кого
так
свято
чтим
,
Давайте
,
люди
, встанем
на
мгновенье
,
И
в
скорби
постоим
и
помолчим
.
Минута
молчания
. Зажжены
свечи
. Метроном
.
Минута
молчания
–
в
ней
не
60 секунд
.
В
ней
- 900 блокадных
дней
и
ночей
. Эта
минута
–
самая
тихая
,
самая
скорбная
,
самая
гордая
.
*Опять
война
, опять
блокада…
А
может
, нам
о
них
забыть
?
Я
слышу
иногда
:
«Не
надо
, не
надо
раны
бередить
.
Ведь
это
верно
,
что
достали
Мы
от
рассказов
о
войне
.
И
о
блокаде
пролистали
Стихов
достаточно
вполне
».
И
может
показаться
:
Правы
И
убедительны
слова
.
Но
даже
, если
это
правда
,
Такая
правда
–
Не
права
.
Чтоб
снова
На
земной
планете
Не
повторилось
той
зимы
,
Нам
нужно
,
Чтобы
наши
дети
Об
этом
помнили
.
Как
мы
!
Я
не
напрасно
беспокоюсь
,
Чтоб
не
забылась
та
война
.
Ведь
эта
память
–
наша
совесть
.
Она
,
Как
сила
, нам
нужна
!
Фонограмма
песни
«Дети
блокады
»
(исполняют
две
девочки
)
*За
мужество
и
героизм
, проявленные
жителями
блокадного
города
, Ленинград
получил
звание
Город
-Герой
, награждён
орденом
Ленина
и
медалью
«Золотая
Звезда
».
*Будем
же
с
благодарностью
помнить
подвиг
Ленинграда
!