|
|
Александр Владимирович Серолапкин
И с удивлением узнал...
Из передачи "Родительское собрание" радио "Эхо Москвы" от 13.10.2013 г. с удивлением узнал, что, оказывается, только в СССР писали школьные сочинения по литературе, практически - литературоведческий анализ произведений. В других странах школьники пишут сочинения с рассказами о случаях из их собственной жизни, о своих размышлениях на разные темы. По мнению профессора И. Милославского, при изучении русского языка, соединение русского языка и литературы - неестественная и неорганическая вещь.
И то правда, зачем школьник должен "раскрывать" образ Наташи Ростовой, к примеру? Что, Толстой этого сделать не сумел? Или "Обломов - типичный представитель русского дворянства". Я там не жил, откуда мне знать, типичный он или нет.
Мне кажется, только потому, что Ленин в пропагандистских целях "ухватился" за занудную обличительную публицистику литературных критиков
XIX
века, Белинского, Добролюбова, Писарева. Вот и мы, по их образцу писали на темы "Луч света в темном царстве", "Образ Базарова", и т.п., а не о том, "Как нам обустроить Россию", "О чем я думаю, глядя на звездное небо"...
http://perevod99.blogspot.ru/2013/11/blog-post_6475.html
С каких это пор для учителей нормы нравственности стали «тяготеть» над людьми? Нормы не тяготеют, тяготеет грех – нарушение норм. Думаю, что с подобной трактовкой можно столкнуться и при анализе литературных произведений других авторов. Например, на уроке литературы в 6 классе дети с удивлением узнали, что станционный смотритель из одноимённого произведения А. С. Пушкина – жалкая, ничтожная личность. А ведь они сочувствовали этому герою! Вот и учи потом чтить отца и мать!
Давайте прислушаемся к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным на 16 международных Рождественских образовательных чтениях:
«Мы приходим к пониманию того, что нужна система защиты добра, которая обеспечивала бы не только свободу выбора, но и свободу от зла. И базовым элементом этой системы является система образования, ориентированная на традиционные духовно-нравственные ценности».
Вот я и призываю учителей при обсуждении литературных произведений руководствоваться не методичками, а чёткими понятиями, что есть добро и зло, правда и ложь, Божья заповедь и грех, не мудрствуя лукаво. А всем женщинам хочу пожелать хранить верность, девушкам – беречь целомудрие, потому что это залог крепости и здоровья нации. Будем помнить, что все революции начинались с блуда, а там уже легко заблудиться, потеряться и пропасть. Храни нас от этого Бог.
Марина ВОСКАНЬЯН
мама семерых детей
http://kronvestnik.ru/society/17614
Патриотизм в особо крупных размерах
Страсть ставить всему оценки и загонять в форматы да рейтинги порой доходит до полного абсурда. На днях с удивлением узнал, что даже любовь к Родине у нас теперь измеряется точно отрез на платье.
По заказу Минобрнауки учёные из Российской академии наук протестировали школьные пособия и учебники по литературе и выяснили, что некоторые из этих умных книг отмечены «завышенным патриотизмом». Академики прямо так и написали в своём экспертном заключении: «…патриотическая риторика и наивно-реалистические сентенции последовательно подменяют теорию и историю литературы».
Интересно, что в учебники, которые не приглянулись учёным, входят не только произведения классиков русской литературы, но и романы и повести писателей, которые так же далеки от любви к России, как Нью-Йорк от Сызрани, – Марка Твена, Джека Лондона, Александра Дюма, Артура Конан Дойля...
Решил пойти по пути внимательных читателей из РАН и провёл контент-анализ некоторых попавших в эти учебники произведений. Безусловным лидером в топе излишне патриотических опусов стала, конечно, повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Мало того что в ней нет ни единой страницы, где бы не прославлялась Русь и русские люди, так ещё и главный герой книги убивает собственного сына лишь за то, что тот якобы предал Родину. Не толерантно это как-то... Или, скажем, «Бородино» Лермонтова. Что ни строка в этой поэме, то сгусток ненависти и агрессии по отношению к представителям Евросоюза. И шрапнелью их, и штыком, и ядром пушечным. Помягче надо, Михаил Юрьевич! Особенно в свете последних событий на континенте...
http://www.nvspb.ru/stories/patriotizm-v-osobo-krupnyh-razmerah-53794/?version=print
|
| 2015-11-28 06:41:48 - Татьяна Павловна Гришкова Согласна. | | 2015-11-28 06:51:18 - Александр Владимирович Серолапкин Я всегда не любил эти `анализы`.
Книги надо читать, а не анализировать.
Книги бывают интересные и не очень.
За интересными стоят в очередях,
а те, что не очень, проходят в школе.
Есть, конечно, отдельные исключения. | | 2015-11-28 07:09:44 - Дмитрий Владимирович Алхазов Согласен. | | 2015-11-28 10:18:38 - Ирина Петровна Козлова Анализ предполагает сравнение, а не отчет.
Школьнику необходимо научиться анализировать, чтобы применять этот опыт в жизни.
А иначе...тогда зачем решать неравенства или задачки? Зачем нам функции? Кому какое дело, сколько яиц снесет курица за неделю? А за две? Это ее личная жизнь, и никто не смеет посягать на ее тайну. Что с того, если мы узнаем, насколько один поезд прибудет на станцию раньше другого?)) | | 2015-11-28 10:41:07 - Александр Владимирович Серолапкин Иногда я чувствую себя Раскольниковым. И что с того ?
Другой курице есть дело.
У них социалистическое соревнование.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2015-11-28 10:52:49 - Светлана Георгиевна Балташева Человек - существо познающее. А литература помогает познавать мир через художественные образы. А один из методов познания -анализ. Так почему тогда надо переворачивать все с ног на голову? | | 2015-11-28 10:54:50 - Дмитрий Владимирович Алхазов Уважаемая Ирина Петровна, да как они, без наличия элементарного жизненного опыта, смогут сравнить то, чего никогда не испытывали? Какая Наташа Ростова? Какой Раскольников? Это было два государства тому назад! Исходя из книги `Путь дурака`! Мы пытаемся напичкать их даже не перегноем, а не знаю чем, рассказывая, как это было вкусно, когда его ел первый посетитель! | | 2015-11-28 10:57:49 - Татьяна Павловна Гришкова Какой-то странный разговор появляется время от времени - зачем учим то, зачем это. Просто была сложившаяся система заданий и действий по предмету, заданная взаимосвязь в изучении тем, хорошо согласованная, и она приводила к тому, то обучаясь по такой программе, человек развивался. А сейчас хотят, чтобы развитие человека мы поставили во главу угла, но систему разрушили. Есть свойство систем - Эмерджентность. При удалении(добавлении) хотя бы одной составляющей, система меняется. Вот она и изменилась. И полетело качество вверх тормашками. Держится на добросовестности большого количества учителей. Молодое поколение приходит, и из них редко кто ставит интересы обучения детей в передний угол. Хотя и ребята неплохие. Они уже воспитаны другой системой.
О системах:
http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/01.html
| | 2015-11-28 10:57:51 - Светлана Георгиевна Балташева Причем тут разные государства? Речь идет о внутреннем мире, о поступках. Предательство, любовь и т.д. еще никто не отменял | | 2015-11-28 11:00:31 - Александр Владимирович Серолапкин Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед.
Я в нем как мушка в янтаре.
Ну что с того, что я там был.
Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней,
названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня,
я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня,
и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.
Юрий Левитанский | | 2015-11-28 11:10:35 - Татьяна Павловна Гришкова Александр Владимирович, я скинула вам маленько графов, посмотрите по ссылочке
| | 2015-11-28 11:13:09 - Александр Владимирович Серолапкин Я помню, как в каком-то классе мы смеялись над тем,
что было вовсе не смешно.
Не то по хулиганству, не то по глупости.
Тон задавали какие-то придурки.
И многие это подхватывали.
Считалось каким-то геройством всё опошлить.
И только девочки-отличницы кривили губки
и говорили, как надо правильно.
Сочинений писать `как надо` я не умел.
Не было такого - чтобы не надо было думать, и всё по схеме.
У меня получалось эмоционально и от себя.
А не всем учителям это нравилось.
Ну да, я могу тем не менее считать себя автором.
Несколько стихов, рассказов и публицистических
статей я написал.
И они были напечатаны.
Но для меня это хобби, и это хорошо.
Другая сторона монеты.
Без обязаловки, без необходимости показывать профессионализм.
Просто так, как хотелось.
Хотя я очень тщательно отношусь и к форме, и к содержанию.
Не терплю корявых фраз и грамматических ошибок.
Однако, мое мнение и оценка литературных произведений,
проходимых в школе, или то, что было написано
в критичеких статьях, часто не соответствовали друг другу.
Спасибо, Татьяна Павловна. | | 2015-11-28 11:32:01 - Татьяна Анатольевна Антимонова Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века (источник: `Сборник тем и планов для сочинений`, типограф. М.М. Стасюлевича, Петербург, 1906; цитир. по: Дмитрий Шеваров. Сто лет после детства. http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.html).
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада
* Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством
| | 2015-11-28 12:02:49 - Любовь Михайловна Бенделева Татьяна Анатольевна, и что интересно писали старшие гимназисты? Что может СВОЕГО написать юноша, не имеющий жизненного опыта по теме `Родина и чужая сторона`? Как он без книжного материала раскроет тему? Наверное, они тоже ссылались на Тургенева, жившего за границей, а прославлявшего родную сторону... Что они могут написать О СКОРОТЕЧНОСТИ ЖИЗНИ? Откуда опыт? У Солженицына есть интересные слова: `Единственный заменитель не прожитого нами опыта литература`. Ведь справедливо?! | | 2015-11-28 12:23:41 - Надежда Владимировна Черенева Тема моего выпускного сочинения `Берем с коммунистов пример`(по произведениям молодых советских пписателей))) | | 2015-11-28 12:27:00 - Александр Владимирович Серолапкин Так то когда было, Надежда Владимировна !
А я вот свою тему не помню... | | 2015-11-28 12:36:25 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2015-11-28 13:47:08 - Александр Владимирович Серолапкин И всё-таки не школе я обязан своими литературными
знакомствами и предпочтениями.
Многим кому обязан. Отцу, например. Знакомым разным.
Папа любил почитать, брал книги в библиотеке.
И я читал вместе с ним. | | 2015-11-28 15:41:05 - Инна Викторовна Полякова Духовный мир и путь человека один и тот же и сегодня, и два государства назад, и две тысячи лет, либо вверх, либо вниз. Наша отечественная литература, да и много образцов иностранной - как никакой иной предмет способствует пониманию этого.
`Единственный заменитель не прожитого нами опыта литература`. Очень справедливо! | | 2015-11-28 23:43:15 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ 6723353-a1584643 ▫ 6723353-a1584643 ▫ 6723353-a1584643 ▫ Поздравляю всех с праздником ПОБЕДЫ! Получается так, что ценность и значимость его неизмеримо возрастает со временем, потому что это была только первая победа над врагом, желающим снести нашу страну с Земли. Наша добрая русская душа только дала по морде этому врагу, но с помощью коварства бывших союзников не довела разгром до логичного конца, и отряхнувшись, объединившись с бывшими нашими союзниками, они опять пробуют Россию на прочность. Уверен, итог будет тот же, потому как Кто с мечом к нам, потому как добросердечный, романтичный русский народ в минуты опасности становится твёрже алмаза, что история доказывала неоднократно. И вот сегодня, празднуя, хочется отметить ещё одну силу, подпитывающую и вдохновляющую русского человека на добрые, праведные дела это песня..
Думаю, все со мной согласятся, что самый поющий народ на планете это мы, русские. Нет, конечно, поют все народы, имеющие свою историю и культуру, от Берега Слоновой Кости до Японии. Но так, как у нас, вкладывая душу, в печали и в радости, в грозные годы войны и на посевной в поле, на свадьбе и навсегда прощаясь с близким, в турпоходе и за столом в праздник и т.д. , не поют нигде. И поэтому по нашим песням можно изучать историю нашего народа. И песни наши мелодичные, распевные, частущечные, с историческим подтекстом словно белые лебеди расправляют крылья свои на необъятных просторах и зовут к свету, теплу, справедливости, добру
Просто огромное количество песен помогало нашим людям преодолевать нечеловеческие трудности тех военных лет. Нет смысла их перечислять. Но вот характерная деталь песня Грустные ивы. Песня о первом дне войны, о молодом пограничнике, принявшем на себя первый удар, но он не дрогнул, отдав жизнь за будущую победу. В этой песне, написанной поэтом А. Жаровым и композитором М. Блантером в 1943г, когда исход войны ещё далеко не был ясен, есть такие слова:
Вместе с победой спокойные дни
В эти вернулись края
.Ночью на тихой заставе огни
Вновь зажигают друзья.
Это говорит о святой вере народа в то, что Наше дело правое, победа будет за нами.
6814019-a3298085
6814061-a3298085
А вот есть песни, которые вроде бы и не военные. Песня Мы с тобой два берега.
Иногда говорят о какой либо старой песне звучала из каждого окна. Не всегда согласен с этой фразой, но для песни Мы с тобой два берега это абсолютная правда.
Первой её спела Майя Кристалинская в фильме Жажда (1959г) сценариста и поэта Григория Поженяна, а потом эта песня стала почти визитной карточкой Гелены Великановой. Песня то вроде лёгкая, с простеньким мотивом, про любовь, особо не волнующая душу, но почему то в неё, в душу, западающая. Разгар войны, фашисты рвутся в Одессу, и чтобы упростить себе задачу взятия города, захватывают водонасосную станцию, снабжающую город водой.
Командование принимает решение послать отряд моряков, чтобы отбить станцию. Было их 13..
Фашисты бросили на уничтожение этой небольшой группы большие силы, но надо было удержать Одессу от полного обезвоживания хоть какое-то время, и 13 моряков ценой своей жизни сделали это...Погибли все, в том числе погибшим считался и Г. Поженян, который, увидев после войны своё имя на обелиске Славы, решил воскресить этот подвиг в фильме, написав сценарий, и текст песни главной героини Маши. (Поженян даже сохранил в фильме реальные фамилии и имена). И так же, как в реальности, Маша первой отправилась на разведку к водонасосной станции, и ждала там остальных, в том числе моряка, с которым её связывали тёплые чувства. И песня эта - о них, конкретных людях, вложивших и свою строчку в полотно великой победы..
6814021-a3298085
6814062-a3298085
Ну вот, так много написал, но так хочется напомнить ещё об одной песне, связанной с героическими эпизодами той войны. Ладно, рискну
10-е годы прошлого века. В музыкально-танцевальном мире появляется новинка фокстрот (лисий шаг). Правда, существует ещё версия, что фокстрот был изобретён танцором Гарри Фоксом, любителем выпить, потому и фокстрот глоток Фокса И уже в 20-ых гг. фокстрот врывается и в европейскую культуру . И вот в 1926г Б.Рассел и Г. Тобиас предлагают публике написанную в ритме фокстрота песню Катинка (Катенька)., которую прекрасно исполнил и записал Джорж Олсен, сделав песню необыкновенно популярной. И песня отправилась в путешествие по странам Европы, в том числе и в Россию. Ещё до войны инструментальный вариант записал оркестр НКВД п.у В. Агапкина а затем появился и текст, в котором имя было изменено на Таню, Танюшу Но вот началась война, и в октябре 1941г на защиту Москвы было отправлено 2000 курсантов Подольских военных училищ. И вот они то приняли эту песню, как свой марш. Иногда эта песня так и называется Марш подольских курсантов, потому что так вошла в фильм 1985г. Битва за Москву с текстом, откорректированным в соответствии с реалиями тех дней, и выглядевшим так:
Нас война по свету раскидала,
Перепутала, перемешала,
Где моя семья, мама и друзья -
Ничего не знаю я, ну словом...
Помню дело было на привале,
Тихий вечер где-то на вокзале,
Станции перрон, взорванный вагон.
В проходящий эшелон гляжу
И вижу.
Припев:
Вижу знакомый родной силуэт,
Синий берет, синий жакет,
Темная юбка, девичий стан,
Справа в кармане наган.
Танечка, Таня, Татьяна моя,
Помнишь ли звездное лето это,
Как же мы можем с тобой позабыть,
Всё, что пришлось пережить?
Я столицу часто посещаю,
И со сцены как-то выступая,
В городском саду, во втором ряду,
Прямо предо мной, гляжу
И вижу.
Припев:
Вижу знакомый родной силуэт,
Синий берет, синий жакет,
Прямо на сцену с улыбкой глядит,
Орден в петлице блестит.
Танечка, Таня, Татьяна моя,
Помнишь ли звездное лето это,
Как же мы можем с тобой позабыть,
Всё, что пришлось пережить?
И здесь опять звучит уверенность в победе, в обязательных послевоенных встречах, но к сожалению, практически все курсанты отдали тогда свои жизни в этой жесточайшей битве с фашистами, не пропустив их в Москву, а вот песня живёт и слушается, хотя текст , как всегда, чуть-чуть меняется
6814018-a3298085
6814020-a3298085
В интернете можно найти ролик из фильма с этим маршем курсантов в вечность, и когда смотришь эти кадры идущих практически на смерть мальчишек под музыку этой песни, переделанной в оптимистичный марш, с твёрдой уверенностью в своей правоте и победе, появляется смешанное чувство печали, сожаления до слёз с гордостью за наших людей, за нашу страну..
Ещё раз всех с праздником ПОБЕДЫ!!!
▫ С Праздником)
https://proshkolu.ru/club/mneniye/blog/592059/#comment7489357
▫ С праздником!
https://proshkolu.ru/club/mneniye/blog/592059/#comment7489357
|
|
|
|
|