Российское телевидение применяет
против населения оружие массового психического поражения.
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ
им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова —
специалист редкий. Цифры говорят о человеке иногда больше, чем слова: у нее
около 200 публикаций в самых престижных научных отечественных и зарубежных
изданиях.
Именно ее, как клинического психолога и психотерапевта, профессионала,
имевшего дело с тяжелейшими пороками и хорошо понимающего глубинные процессы
человеческой психики, я попросила посмотреть видео политических ток-шоу ведущих
каналов российского телевидения за прошедший год. И даже ей, знающей все
известные способы психологической защиты от массированной манипуляционной
атаки, стало не по себе:
«Я посмотрела все, что вы мне прислали, но новые
передачи смотреть не буду. Это просто пытки какие-то…»
— Почему у нас так много людей,
которыми легко манипулировать?
— Социальная реальность
становится все более сложной, непредсказуемой и пугающей своей
неопределенностью. А телевидение еще и нагнетает страхи, умышленно доводя людей
до состояния хаоса и паники. В ситуации созданного сильного стресса возможны
«поломки» механизмов рационального мышления. Люди легко уподобляются толпе, где
действуют архаические инстинкты, простейшие эмоции заражения и единообразия.
Человеческие и личностные черты при этом смываются. Люди ждут и жаждут найти
тех «сильных», кто предложит им «порядок» и успокоительные грезы.
Вспомним горьковского Луку: «Если к правде святой
мир дорогу найти не умеет — честь безумцу, который навеет человечеству сон
золотой!»
—
Сон, навеваемый телевидением, сложно назвать
«золотым».
Достаточно вспомнить растиражированную в июле Первым
каналом страшную ложь о «распятом» в Славянске трехлетнем малыше.
—
Манипулятор не думает
о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность,
бессердечие, тупость своего рода. По сути, психология манипулятора — это
психология убийцы.
Когда убийц везут на место преступления, они ведь не
грохаются в обморок, не обливаются слезами, а спокойно говорят о происшедшем,
показывают на специальных куклах, как они душили, насиловали, резали. Это
абсолютная бесчувственность, неспособность воспринимать, понимать, чувствовать,
сочувствовать. Манипулятор, как и убийца, эмоционально дефективен. Вместо ценностного
отношения к людям у него к ним глубочайшее презрение.
—
Я вижу глубочайшее презрение на лицах ведущих
передачи «Политика» Петра Толстого и Александра Гордона. То же выражение у
бессменного гостя всех времен и телеканалов Владимира Жириновского.
— У каждого — свой фирменный
стиль манипуляции, но есть среди них и универсалы, чей внешний облик, манера
держать себя, отшлифованные интонации и жесты привлекают внимание, как блеск
металлического молоточка в руках старинного гипнотизера…
Но если уж вы заговорили о передаче
Петра Толстого, то я обращу внимание на одну технологию, которая им успешно
использовалась в одной из программ, — подмена смыслов, вкладывание своих
интерпретаций в слова оппонента. Для этого в «сценарии» ток-шоу надо просто
запланировать присутствие какого-нибудь иностранца. Здесь есть «успокаивающий»
посыл: смотрите, мы толерантны, мы — демократическая страна! А вот затем
потенциального оппонента можно мягко «убрать»: например, представитель Германии
плохо говорит по-русски. Мало понятно, что он хочет сказать, он с трудом
подбирает слова, и Петр Толстой, будто бы очень сердобольно, «подстраиваясь»,
приходит ему на помощь, «зеркалит» и «читает» его мысли. При этом вкладывает в
его ответ «нужные» слова и суждения, которых тот не высказал, да и, возможно,
не имел их в виду, потому что не понял суть очень быстрой речи ведущего.
Толстой пользуется здесь известным психологическим приемом внушения или
«программирования»: «Вы ведь хотели сказать…» или «На самом деле вы имеете в
виду…» И все это говорится мягко, любезно, так что собеседник в растерянности
вынужден согласиться…
Маска презрения и скуки скорее к
«лицу» соведущему Толстого, Александру Гордону. Это «идейный» антиамериканист к
тому же, на мой взгляд, еще и мизантроп, озлобленный на весь мир. Его метод
психологического убийства — сарказм, априорно обесценивающий отношение к
человеку. Это легко может сбить с толку тактичного и чувствительного гостя
студии, превратить его в глазах телезрителей в невнятно лепечущего «лузера».
Почему в их передачах всегда
Жириновский? Или, скажем так, условный «Жириновский», потому что людей,
копирующих его манеру поведения, на всех каналах стало слишком много. Он —
признанный мастер эпатажа, скандала по любому поводу. Но, конечно, его любимые
темы — «имперскость России», «назад в СССР», вооружение, мобилизация, война,
«чрезвычайка».
Фразы он строит намеренно просто и
всегда в утвердительной манере, они звучат как лозунги, как призывы к
немедленному действию. Это типичный манипулятивный прием «наводнения аффектом»,
рассчитанный на эмоционального и импульсивного человека. Я бы обратила внимание
и на невербальные приемы косвенного внушения: выразительная мимика и владение
позой, специфические и динамически меняющиеся интонации голоса, узурпация
пространства и времени дискуссии. Демонстрируется непоколебимость и апломб, что
привлекательно для поклонников «сильной руки». Подчеркну, что мы сейчас говорим
о «Жириновском» условном, скорее о феномене, чем о реальном человеке: этика
клинического психолога запрещает использование диагностических категорий вне
строго определенной профессиональной ситуации.
Есть абсолютно «жириновская»
аудитория, ее мягкими, убаюкивающими и журчащими речами а-ля Петр Толстой не
возьмешь. И здесь вступает «большая артиллерия», агрессивное вторжение,
способное психологически убить, «отключить», — и вот человек уже «готов» для
потребления любых взглядов. Здесь есть аналогия и с наведением гипнотического
состояния, или, как сейчас говорят психологи, — измененного сознания. Гипноз
запрещен в практике не врачебного применения, но есть разные не медицинские
модели наведение транса.
Эффект отключения разума может
возникнуть от резко экспрессивной речи, неожиданной яркой и эмоциональной
ассоциации говорящего, многократных повторений типа мантры, которые вызывают
ощущение «вколачивания» невыразимого восторга и ужаса. Возникает образ
бесноватого.
Помните, в драме «Борис Годунов» юродивого на паперти? Считалось,
что он-то и «глаголет истину». Может быть, эта ассоциация ложится на один
из таких мифических архетипов народа: «Слушайте, слушайте, он правду говорит!»
Он может идти на нас с ломом, но именно ему надо верить. Это один из самых
«нижних» архетипов бессознательной агрессии, требующей немедленной разрядки,
прямого действия: «Под ружье! На войну!»
В одном из ток-шоу Жириновский
буквально кричит: «Меркель создает Третий рейх, немецкий рейх будет
господствовать!.. Мы должны объявить частичную мобилизацию!…» Весь смысловой
ряд пульсирует напряжением и тревогой: всё, конец, дальше — война.
А во время войны все при деле, все
управляемы, ведут себя идеально по отношению к властям. Единственное созидание,
которое способно нас сплотить и мотивировать, — это созидание во имя войны.
Оксюморон; по сути — война и созидание. Это очень раннее, примитивное состояние
сознания. И манипуляция как раз призвана разбить целостность и мудрость нашего
жития, распылить смыслы, мгновенно опустить нас на этот нижний инфантильный
уровень мировосприятия.
В слабости, в неуверенности, в
неудовлетворенности люди жаждут идентификации с чрезвычайным, героическим,
«идеальным» и через слияние с ним компенсируют свои комплексы и травмы, свои
унижения. А тот, кто не с ними, — тот против них, «враг», «нацпредатель»… Вот
цель муссирования темы войны в политических ток-шоу — сплочение «своих» и поляризация
«чужих». Это подготовка общественного сознания к оттеснению инакомыслящих, к
окончательному разрыву с интеллигенцией, с идеями европейского пути России.
—
Возможно ли перечислить все манипуляции?
— Нет, полного каталога средств
манипуляций в мире не существует: их неисчислимое количество.
Например,
бесстыдное восхваление кого-то, лакировка действительности и подмена
многогранной реальности картинкой «пазитива» — тоже манипуляция. Как и попытка
разбить всеми доступными средствами, обесценить, морально уничтожить оппонента.
Непревзойденный мастер этих изворотливых
технологий — Владимир Соловьев. В его передаче «Воскресный вечер» издевки,
заговаривание, дискредитация, унижение, приписывание человеку не существующих
качеств льются как из рога изобилия. Это — театр манипулятора, в котором
сценография, безусловно, есть.
Соловьев нарочито демонстрирует равное
внимание всем приглашенным, но между переходами от одной стороны к другой
вскользь бросает фразы, которые буквально размазывают человека, его репутацию.
Гость становится как бы меньше, скукоживается. И в этом я вижу посыл
телезрителям: вы разделяете точку зрения лузера?
Во владении этими сильнейшими
средствами манипуляций — презрение, унижение, дискредитация — телеканал НТВ, с
моей точки зрения, вполне может занять призовое место. Апофеоз этого
направления — скандальная передача «13 друзей хунты». Там, например, звучит
закадровый текст: «В то время как с первыми аккордами гитары Макаревича…» Здесь
не нужно даже трудиться, искать специальные технологии, авторы этого шедевра
просто взяли все, что было наработано советской пропагандой: «В то время, как
весь советский народ… эти враги…»
Но как они это использовали? Вот в кадре
раздаются первые аккорды гитары, а следующим кадром идут взрывы, порушенные
дома Донецка и Луганска, трупы. Всё! Образ любимого когда-то Макаревича
демонизирован до абсолютного зла, всякое положительное отношение к нему должно
быть таким приемом уничтожено. То же самое с Дианой Арбениной.
Как вычленить манипуляцию? Это когда
говорят быстро — нет пауз. Там, где нет пауз, нет места для размышления. Речь
идет сплошным потоком, истерически-пафосная, с многократно повторяющейся
человеконенавистнической лексикой, она топит вас в эмоциях отчаяния, страха и
агрессии.
Вы целиком и полностью во власти
говорящего. Это в принципе военные стратегии: вы не должны размышлять, вы
слышите команду «Пли!» и где-то в социальных сетях уже расстреливаете того, на
кого вам указали. Это самая сильная манипуляция. Она хорошо дается людям с
некрофильским характером. Например, у Дмитрия Киселева практически все
предположения построены на страсти к разрушению. Когда он и другие
телеманипуляторы дают волю агрессии, они будто излучают удовольствие, хотя речь
идет о страшных вещах.
—
В обыденной жизни это называется «вампиризм».
А в психологии?
—
В психологии, в
сущности, так и называется — «манипуляция».
Галина
МУРСАЛИЕВА
http://novayagazeta.livejournal.com/2653195.html