АННОТАЦИЯ
Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение ее духовности, через приобщение наших детей к истории русской культуры, ее ценностным ориентирам. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная.
Цель данного урока – внести посильный вклад в решение этой важной проблемы, сформировать у учащихся представление о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы, показать русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
Этот урок, в форме соревнования, обобщает полученные знания при изучении курса «Искусство Древней Руси». В содержание курса входит история искусства Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской земли, творчество Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Симона Ушакова (иконописцы), знание видов и жанров искусства, знакомство с содержанием Библии (образы Марии и Христа в искусстве).
«История искусства Древней Руси» входит в авторскую программу изучения Мировой
художественной культуры с 5-11 класс. Курс МХК преподавался в школе №7 и гимназии «Классическая» 18 лет.
Результатом проведения этого урока явилось закрепление умений анализировать произведения искусства, сформировалось неразрывное, целостное восприятие русского искусства, поведена выставка рисунков учащихся (иконопись, русское зодчество), подготовка проектов: «Древнерусская иконопись – уникальное явление в мировой культуре», « Особенности становления местных школ в русском искусстве», «Творчество Андрея Рублева», увеличилось количество участников школьного ансамбля русской песни.
Уроки МХК играют важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, помогают формировать у подростков нравственные установки.
Урок будет интересен учителям, преподающим историю, МХК и литературу.
.
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Учитель: Крупянко
В.Н., МБОУ СОШ №7 «Эдельвейс» НГО
Предмет
|
МХК
|
Класс
|
8
|
Тема урока
|
«Путь длиною в века…», история искусства Древней Руси
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Научиться овладевать целостным представлением о русской
культуре, применять понятийный аппарат, описывать конкретные памятники искусства, выявлять характерные особенности
процесса творчества иконописцев.
|
Регулятивные: ставить
учебную цель, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
объяснять истоки и основные этапы исторического развития, в ходе которого возникло и развивалось
древнерусское искусство.
Коммуникативные:
формировать навыки учебного
сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
|
Формировать познавательный
интерес, воспитывать интерес к
культурному наследию Древней Руси.
|
Условия реализации урока
|
Информационные
ресурсы (в том числе ЦОП и Интернет)
|
Учебная литература
|
Методические
ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические
технологии
|
Оборудование
|
Мультимедийное учебное пособие по курсу МХК «От наскальных
рисунков до киноискусства», 2002.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, МХК, шедевры русской
живописи, 1997, 2001.
|
Данилова Г.И.
Мировая художественная культура от истоков до современности, 10-11
класс, М., Дрофа, 2010.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура, 7-9 класс,
М., Дрофа, 2010.
Никольский В.А. История русского искусства. Живопись.
Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство.\М., Тера,2001.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи\ М.,
Просвещение,1993.
История русского и советского искусства /под ред. Д.В. Сарабьянова.-М., Высшая школа,
1989.
|
Русская
художественная культура.10-11 классы: программа для общеобразовательных
учреждений/ Л.А. Рапацкая, М., Просвещение,2002.
Эксперимент: новое содержание общего образования:
Примерные программы среднего (полного) общего образования. Искусство/ Е.С.
Медкова, В,С. Кузин и др.М., Просвещение, 2002.
М. Предтеченская,
Программа по МХК
Стратегическая – технология развития критического мышления
|
Репродукции, рисунки и макеты храмов, изготовленные
учащимися, видеофильмы: «Русская икона», «Русское каменное зодчество», медиапроектор, компьютер.
Ансамбль русской песни.
|
Основные понятия
|
Икона (одигитрия, оранта, умиление), фреска, левкас,
канон, крестово-купольный, шатровый.
|
Форма проведения
урока
|
Урок-соревнование. Групповая, индивидуальная.
|
Тип урока
|
Урок повторения и закрепления полученных знаний.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап урока
(название,
время, цели)
|
Деятельность
учителя
|
Задания для
учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных
результатов
|
Деятельность
учеников
|
Планируемые
результаты
|
Предметные
|
УУД
|
I
.
Мотивация
к учебной деятельности
Цели:
осознанное вхождение уч-ся в пространство уч.
деятельности
с
|
Предлагает ученикам
подвести итог изучения курса и вводит учащихся в атмосферу русского
музыкального искусства. Организовать работу в группах и объяснить правила
игры.
|
Учащиеся
слушают выступление ансамбля, что способствует процессу приобщения к
различным видам искусства. Получают карточки на знание фактического
материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1, 2
|
Читают
задания на проверку знаний и выполняют
с учетом скорости ответа.
|
знание фактического материала.
|
К
– умение работать в группе
П
– объяснять процессы,связи и отношения, выявляемые в процессе подготовки
ответа
Р
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
|
II
. Постановка
учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели:
сформулировать проблему
|
Направляет
детей, корректирует ответы на знание материала и предлагает выполнить задания
на выработку умений анализировать
творчество художников и произведений искусства.
|
На
конкретном материале провести анализ произведений искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3
|
Получив
задание, готовят ответ о творчестве художника.
На примере его произведений проявить умения
анализировать творчество и произведения искусства.
|
Научиться
описывать памятники культуры, применять понятийный аппарат, сравнивать
творчество художников, анализировать.
|
К
– формулировать свое мнение
П-выявлять
существенную информацию,
строить
логические цепочки рассуждений
Р
- целеполагание
|
III
. Решение
учебной задачи (проблемной задачи)
Цели:
применить знания и умения в контрольном материале
|
Организовывает индивидуальную
творческую работу по применению полученных знаний .
|
Разгадать кроссворд,
применяя полученные знания.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
|
Решают
кроссворд индивидуально и обсуждают результат вместе.
|
Использовать
полученные знания, формировать целостное представление об истоках русской
культуры, раскрывать особенности художественно- образного мышления великих
русских мастеров.
|
К
– сотрудничество в группе, учет разных точек зрения
П
– осуществлять сравнение и анализ; готовить тематические сообщения и проекты,
используя дополнительные источники информации;
Р
- корректировать свои действия,
|
IV
. Рефлексия
деятельности (итог урока)
|
Задает вопросы, корректирует
ответы, организует самооценку и раздает проверочный тест. Делает выводы.
|
Решить
тестовое задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ№5,
6
|
Провести взаимопроверку
теста, дать оценку выполненной работе, и сравнить с образцом.
|
Формировать целостное представлениео русской культуре как о величайшей
национальной и общечеловеческой ценности.
|
К – учитывать и уважать
разные мнения
П – анализировать
полученные знания, выделяя главное
Р – самостоятельно
оценивать правильность выполненных действий
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
К
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ «ПУТЬ ДЛИНОЙ В ВЕКА…»
П
редмет: МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Класс:
8
Количество часов: 2
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Цели урока:
1)
подвести
итог изучения курса «Искусство Древней Руси» в рамках изучения МХК;
2)
проверить
знания учащихся;
3)
продолжить
выработку умений анализировать произведения искусства;
4)
использовать
содержание урока для эстетического и нравственного воспитания учеников;
5)
способствовать
дальнейшему процессу приобщения учащихся к миру прекрасного, различными видами
искусств, русской культуре;
6)
формировать у учащихся представление о русской
художественной культуре как о величайшей
национальной гордости и
общечеловеческой ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы.
Задачи
урока:
1)
показать
русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт
русского народа;
2)
дать представление об истоках и основных
этапах исторического развития;
3)
на
материале конкретных произведений живописи, музыки, зодчества раскрыть
особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Оборудование
и материалы урока:
1) комплект
репродукций «Русская икона», «Храмы России»,
видеофильмы «Русская икона», «Русское каменное зодчество», макеты храмов,
изготовленные учащимися, рисунки учащихся на библейские темы, карточки с
заданиями, тест:
2) школьный
ансамбль русской песни. Дополняет недостающую в программе часть русского
искусства: обряды, песни.
Оформление
доски: тема урока, эпиграф, опорные понятия, иллюстративный материал,
эмоционально воздействующий на учащихся,
воскрешающий в памяти материалы уроков.
Форма
урока: урок-соревнование между тремя командами класса или между командами 3-х классов . Можно проводить в классе или в
актовом зале школы.
Ход
урока:
Э П И Г Р А Ф «Я подумал, что
чутье художника стоит иногда
мозгов ученого, что то и другое имеет одни цели,
одну природу, и что, быть может со временем, при
совершенстве методов ,им суждено слиться
вместе»… А.П.Чехов.
1 Вступительное слово учителя:
уделить внимание основным
вопросам курса, заострить внимание на
терминах, названиях - всем том, что необходимо
для успешного проведения итогового контроля знаний, умений и
навыков учащихся. Знакомит с целями и
задачами урока. Объясняет ход игры, представляет команды, жюри (из успешных
учеников и приглашенных на урок учителей).
2 Урок начинается с выступления
ансамбля русской песни. Колядная песня
для представления команд.
Например:
Напала пороша снегу беленького
Как по этой по пороше гуси-лебеди
летели,
Коледовщички – красны девушки
Сочили, искали Иванова двора.
А Иванов двор ни близко, ни
далеко-
На семи столбах
Вокруг этого двора тын серебряный
стоит:
Вкруг этого тына все шелковая
трава:
На всякой травинке по жемчуженке.
Во этом во тыну
Стоят три терема златоверхие:
Во первом терему (1команда)
светел месяц,
Во втором терему (2 команда)
красно солнышко,
В третьем терему (3 команда) часты
звездочки.
Светел месяц-то хозяин во дому,
Красно солнышко-то хозяюшка,
Часты звездочки-малы деточки.
Как самого господина дома нетути,
Дома нетути, не случилося.
В Находку(свой город) отъехавши
-суды судить.
Суды судить, да ряды рядить.(к
жюри)
Наша-то коляда ни мала, ни велика
Она в двери не лезет.
И в окно нам шлет: не ломай, не
гибай-
Весь пирог подавай!
Виноградье красно-зелено мое!
3 Учитель раздает карточки с
заданиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
ЗАДАНИЕ 1:
1 ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗО? (Ответ должен с использованием репродукций назвать виды
искусств: изобразительные (живопись ,скульптура ,кино) и выразительные
(архитектура ,музыка).Назвать жанры (исторический, бытовой, батальный, портрет,
пейзаж, натюрморт), в скульптуре ;(голова, бюст ,статуя, многофигурная
композиция).
2 ОБЩИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ИЗО? (Примерный ответ:
композиция, рисунок, перспектива. Все раскрыть.
3 КУЛЬТУРА В ПОНЯТИИ ДРЕВНИХ.
АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ? (примерный ответ: назвать три лика культуры (истина, добро
и красота), стили (античный, романский, готический, древнерусское зодчество,
барокко, классицизм, конструктивизм). Все с использованием иллюстрационного
материала.
Пока команды
готовят ответ, на сцене ансамбль русской песни.
ЗАДАНИЕ 2;
1 ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ?
В ответе рассказать как формами, линиями и
красками передать духовную сущность человека, почему нельзя опираться на
античную систему передачи человеческой красоты (красота тела).Как сочетать не
сочетаемое? Назвать новые выразительные средства (плоскостное и бестелесное
изображение человека с помощью цвета и
света). Рассказать как новые средства выразительности используется для
оформления внутреннего убранства храма, о появлении иконописи .
2 В КАКИХ ВИДАХ ИЗО ВИЗАНТИЯ ДОСТИГЛА
НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА?
В ответе кратко рассказать о
каждом (мозаика, иконопись, архитектура).
3 ПЕРВЫЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В
МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ?
Рассказать о фресках болгарского храма св.
Пантелеймона, О изображении Десиславы - жены правителя.
Команды готовят ответ, а учитель
может провести викторину (приложение)
для не членов команд или еще одно выступление ансамбля.
Полученные за викторину баллы добавить командам.
ЗАДАНИЕ 3:
1
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ИЗО ОТ ВИЗАНТИЙСКОГО?
В ответе должно прозвучать о
жизнеутверждающих чертах русского искусства, на примере икон и фресок Софийского собора.
2
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ХРАМА?
Дать характеристику русскому храму (одноглавый,
четырехстолпный, крестово-купольный с
массивными абсидами и фасадами, из белого камня, могучий в своей простоте. На
примере Кидекшской церкви(от нее пошло белокаменное зодчество), храмов
Владимиро-Суздальской земли (Покрова на Нерли, Дмитриевский собор).Дать им
характеристику.
3 ОБРАЗЫ
МАРИИ И ХРИСТА В ИКОНОПИСИ
В ответе рассказать о типах икон
(умиление, одигитрия, оранта и др.), сущности, символах цвета и образа. Каноны
в изображении Марии и Христа, святых. Сравнить византийские каноны и изменения , внесенные русскими
творцами.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
1 ТВОРЧЕСТВО ФЕОФАНА ГРЕКА
2 ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА
3 ТВОРЧЕСТВО ДИОНИСИЯ
В ответах дается краткая
характеристика творчества иконописцев. Пока команды готовят ответ на сцене
выступление ансамбля или викторина.
1 (Конспект
ответа. Ученики дают более полный ответ)
Феофан Грек выходец из Константинополя сумел стать гениальным и в
Новгороде, где в 70-х г. 14 века уже сформировалась самобытная школа иконописи.
Рассказать о творческой индивидуальности Феофана .о символическом значении
этого перехода. Это как бы эстафета искусств. В Новгороде Феофан увидел искусство,
которое бурно развивалось. Византийский догматизм был мало созвучен мышлению
новгородцев. Но не догматизмом , а размахом своего творчества покорил их Феофан
Грек.
Мир грозовой, тревожный,
кипящий, огненный, где все в движении и неудержим порыв страстей в
феофановских росписях. Трудно
представить себе более динамичные композиции.
Дать характеристику работ Феофана: Пантократор, лик Серафима, лик
Христа, Макарий Египетский (репродукции).
Отметить контраст темного и
белых бликов ,передающих реальность страстей. Эта реальность и привлекла
новгородцев. Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской
почве ,но их психологическая многогранность отвечала стремлению новгородских
художников передать внутренний мир человека, а живописность феофановских композиций открыла новые горизонты новгородским
художникам.
Сравнить репродукции фресок
Феофана и новгородских мастеров.
2
(Конспект ответа) Художник-варвар кистью сонной
Картину
гения чернит
И свой
рисунок беззаконный
На ней
бессмысленно чертит,
Но краски чуждые, с
летами,
Спадают
ветхой чешуей;
Созданье
гения пред нами
Выходит с
прежней красотой.
Этот гений – Андрей Рублев. И
судьба его «Троицы» , хотя стихотворение посвящено Рафаэлю. Искусство того и
другого вдохновляло сознание величия и славы русского государства.
Рассказать о истории создания и
возрождения «Троицы» А. Рублева. о становлении московской школы живописи и ее
воздействии на творчество Феофана Грека.
«Троица» послужила фундаментом
для воссоздания творческой индивидуальности А. Рублева. «Троица» погружает нас
в мир согласия и взаимной любви, мир неразрывного единства, тишины и покоя
,сияют пронизанные светом нежные краски. Вся рублевская живопись звучит как
восхитительная симфония, как лирический стих о всеобщей братской привязанности.
И все это средствами одной живописи! В творчестве Рублева древнерусская
живописная культура нашла самое яркое и законченное выражение, и его
«Троице» суждено служить светочем для все последующей русской иконописи.
Рассказать о рублевских образах
Христа и сравнить с феофановскими образами. На примере фрески из Успенского
собора во Владимире «страшный суд» рассказать о торжестве доброго, светлого
начала, музыкальности в творчестве А. Рублева, приравненной к наиболее
выдающимся достижениям всей тогдашней европейской монументальной живописи.
3
(Конспект ответа. Творчество Дионисия)
Как и о Рублеве мы знаем очень
мало о Дионисии. Любимый художник Ивана 3. Период становления централизованного
государства и искусство призвано выражать величие и славу Московской державы.
От него требовались парадная ,царственная величавость. Высокий уровень
искусства Рублева еще не снижен, но живые черты его, высокая устремленность
оказались скованными.
Фрески Ферапонтова монастыря –
самое значительное, что осталось от творчества Дионисия. Живопись Дионисия
создана для радостного любования. Праздничность, нарядность – вот основное
настроение росписей. Светлая нарядность, высокая декоративность, изысканная
грация, милая женственность в их ритме и в то же время торжественная, строго
размеренная «медлительность», что соответствует придворному церемониалу. Композиция
основана на абсолютном внутреннем равновесии всех частей. Рублевская глубина
утрачена, а фигуры лишены той выразительности. Живопись Дионисия захватывает
общей высокой поэтичностью. Зритель пребывает
в неком волшебном мире, где легко и воздушно, жизнь всего лишь приятно
расцвеченное представление, где царят грация и мера, нет сомнений, печалей,
волнений и борьбы, а только одна гармония. Живопись Дионисия не потрясает , а
радует и восхищает.
При ответах на это задание
учащиеся используют видео фильмы или свои презентации, которые готовили ранее к
урокам.
Учитель проводит викторину или
выступление ансамбля.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
КРОССВОРД ПО НОВОМУ ЗАВЕТУ
|
|
|
|
|
|
Г
|
О
|
Л
|
Г
|
О
|
Ф
|
А
|
|
|
|
|
И
|
О
|
А
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
И
|
Ф
|
Л
|
Е
|
Е
|
М
|
|
|
|
|
|
И
|
Р
|
О
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
И
|
Л
|
А
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И
|
У
|
Д
|
А
|
|
|
|
И
|
Е
|
Р
|
У
|
С
|
А
|
Л
|
И
|
М
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1 Место, где был казнен Христос
2 Имя крестителя Христа
3 Город, где родился Христос
5 Наместник Рима в Иерусалиме
6 Имя ученика Христа, предавшего
его
7 Город, куда въехал Христос, на
белом осле на праздник пасхи.
По вертикали: должно получиться имя архангела сообщившего
Марии благую весть
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ТЕСТ.
: №1
1
Какое влияние оказала языческая культура на развитие христианской культуры
а) языческая культура заставила
христианскую церковь приспособиться
к языческим обычаям и нравам;
б) оказала разрушительное
влияние на христианскую культуру
в) языческая культура была
уничтожена христианской
церковью?
2 В
честь какого исторического события был построен храм Василия Блаженного в
Москве:
а) в честь принятия христианства
на Руси;
б) в честь победы Ивана Грозного
над татарами и взятия Казани;
в) в честь образования Российской
государственности?
3
Что такое икона:
а) отдельное самостоятельное
изображение , написанное на доске;
б) заказная картина,
предназначенная для украшения интерьеров;
в) низкохудожественное
изображение жизни святых?
4
Что такое фреска:
а) кубики особого непрозрачного
стекла;
б) белильные мазки ,завершающие
построение формы в древне-русской живописи;
в) живопись по сырой штукатурке
водяными красками?
5
Что такое левкас:
а) грунт, покрывающий доску ,на
котором пишется икона;
б) ткань, наклеенная на доску,
на которой пишется икона;
в) минеральная краска различных
оттенков?
№ 2
1 Назовите
две основные особенности древнерусского искусства:
а) следование канону и
имперсональность;
б) стилевое разнообразие и
пресыщенность;
в) разобщенность отдельных
направлений и известное авторство?
2
Кто автор знаменитой «Троицы»:
а) Дионисий;
б) Андрей Рублев; в) Симон
Ушаков?
3 Какой
ряд следует за праотеческим в четырехъярусном иконостасе:
а) пророческий;
б) праздничный;
в) деисусный?
4
Каким русским народным праздником отмечали на Руси воскрешение Христа:
а) Благовещение;
б) Пасха;
в) Родительская?
5
Что является духовным смыслом произведений декоративно-прикладного искусства:
а) стремление к прекрасному4
б) канонизирование произведений народного творчества;
в) следование жизненному идеалу?
№ 3
1 С
именем какого русского князя связано принятие христианства на Руси:
а) Владимир;
б) Владимир Мономах;
в) Ярослав Мудрый?
2 Назовите
один из самых величественных памятников русского каменного зодчества, связанный
с
княжением Андрея Боголюбского:
а) церковь Параскевы Пятницы;
б) собор Святой Софии;
в) церковь Покрова на Нерли?
3
Верхняя часть церкви, храма называлась шатер, а еще как:
а) венец; б) барабан;
в) купол?
4
Что такое апсида:
а) центральный вход в храм,
церковь;
б) алтарная часть храма;
в) крестообразное перекрытие
храма, церкви?
5
Что способствовало развитию древнерусской живописи:
а) принятие христианства;
б) стремление довести слово
божье до простого человека;
в) следование моде, дань
прошлому?
Приложение:
викторина.
1 Кто являлся проводником
византийской культуры на Русь? ( Болгария. Первый киевский епископ был
болгарин).
2 Что такое «мерцающая
живопись»? (мозаика).
3 Три лика культуры? (истина
,добро и красота)
4 Чье искусство явилось фундаментом
для древнерусского искусства? (византийское)
5Что такое иконостас? (главное
украшение русского храма).
6 Устройство иконостаса? ( 5
ярусов: 1пророки,2праздничный ряд, 3деисус, 4местные святые).
С 15 века обязательная часть
внутреннего убранства храма, с 16 века добавился ряд- проотцы.
7 Наиболее почитаемые русские
святые? ( Николай чудотворец, св. Георгий, Бори и Глеб)
8 Какие каноны в росписи храма?
( купол – спас вседержатель, барабан – апостолы, паруса – евангелисты, абсиды –
богоматерь).
9 Устройство Деисуса? ( центр –
Христос, справа – богоматерь, архангел Михаил, св.Петр и др. святые, слева –
Иоанн Креститель, Гавриил, Павел и др.).
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ВЫВОДЫ:
Итак, мы проследили развитие
русского искусства, закрепили умение анализировать произведения искусства,
познакомились с русским хоровым пением, которое берет свое начало в глубине
ушедших веков .Перед нами прошли имена талантливых мастеров древнерусского искусства,
внесших неоценимый вклад в копилку наших духовных ценностей .Мы узнали как,
когда и на какой почве возникло и развивалось древнерусское искусство на
протяжении веков. Сформировали неразрывное, целостное восприятие русского
искусства и чувство гордости за его величие. Пришли к выводу: 1.Русское
каменное и деревянное зодчество на Руси 9-16 века достигло небывалого расцвета
и высокого подъема.
2. Существенной чертой всей
художественной культуры Древней Руси является становление местных школ,
следование традициям византийской и киевской школы.
3 Древнерусская иконопись –
уникальное, самобытное в мировой культуре явление.
4. Древнее православное
понимание задач иконописи состояло в том. чтобы раскрыть как можно более полнее
ту историю человеческого спасения, о котором повествует христианское слово.
5. Шедевры русского искусства,
созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов,
красотой колорита, вдохновенной
поэтичностью.
6. Как в литературе, музыке,
архитектуре так и в живописи раскрыта мысль об объединении русских земель,
прекращении междоусобных войн, идеи единства и могущества Русской земли. мужества
и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни.
РЕКОМЕНДАЦИИ: для проведения
урока учитель может по своему усмотрению
подбирать и чередовать варианты заданий и их количество.
Урок построен по авторской
программе «Искусство Древней Руси».