Достаточно популярна в мире современного образования
«ромашка Блума» – приём, представляющий
систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и
педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной
деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка
Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
простые,
отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести
определённую информацию (
Причастие – это
самостоятельная часть речи?);
уточняющие,
целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал
(Причастие
– это самостоятельная часть речи?);
интерпретационные
(объясняющие), направленные на установление причинно-следственных
связей (
Почему причастия не имеют формы
будущего времени?);
творческие,
содержащие частицу
бы, элементы
условности, предположения, прогноза (
Как
вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
оценочные,
направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений,
фактов (
Почему нужно знать нормы
употребления причастий в речи?);
практические,
позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (
Встречались ли вы с неправильным написанием
причастий в телевизионных рекламах?).
Приём
«Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и
постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке
самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В
качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём
тип вопроса заранее обговаривается.