Конспект занятия по развитию речи для детей-инофонов.
Тема: Мягкие согласные. Обозначениемягкости буквой Ь в конце слова.
Цель занятия: развитие речи детей, для которых русский язык является не родным.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ: учить обозначению мягкости согласных на письме с помощью Ь, формировать практические навыки согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе, образовывать множественное число существительных, закрепить умение составлять словосочетания, расширить и уточнить словарь по теме "Санкт-Петербург".
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать словесно-логическое мышление, развивать зрительно-пространственную ориентацию, развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формировать групповую сплоченность, коммуникативные навыки.
Оборудование: демонстрационный материал, мячик, раздаточный материал: карточки с деформированными словами.
Ход занятия.
1. Организация начала занятия.
Приветствие. Сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие по Санкт-Петербургу, а в частности побываем в Петропавловской крепости. Посмотрите на картинку.
На острове стоит Петропавловская крепость. Крепость-крепкое, укрепленное место. Она была построена по приказу царя Петра. Волны реки Невы омывают серые стены крепости. Золоченый шпиль собора высоко уходит в небо. А на самом верху укреплен ангел -хранитель нашего города. Это самое высокое здание в городе, кроме телевизионной башни.
Ребята, а кто из вас был в Петропавловской крепости?
2. Основная часть.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено Петропавловской крепости. Тема занятия "Обозначение мягкости буквой Ь в конце слова".
Детям раздаются карточки с деформированными словами.
Прочитайте слова справа налево.
ЬТСОПЕРК ЬЛИПШ АВЕН ЬРАНОФ
Найдите слова с мягким знаком-показателем мягкости.
Назовите последний звук в слове ШПИЛЬ (ЛЬ)
А какую букву надо писать на конце слова?
Почему?
Назовите последний звук в слове КРЕПОСТЬ, ФОНАРЬ
А какую букву надо писать на конце слова?
Почему?
Откройте тетради. Запишите число. Запишите эти три слова в тетрадь. Подчеркните Ь.
Динамическая пауза.
А сейчас мы с вами снимем усталость и немного отдохнем, изобразив ангела, который возвышается над шпилем. Ангел не просто смотрит на Санкт-Петербург, он указывает петербуржцам направление ветра. Посмотрите на картинку.
ЗАДУМАЛ, ВИДНО АНГЕЛ УЛЕТЕТЬ...
И ВДРУГ ЗАСТЫЛ ПРОСТРАНСТВО НЕ ОСИЛЯ,
ЕМУ НА ГОРОД ВЕСЕЛО ГЛЯДЕТЬ С ВЕРШИНЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ШПИЛЯ.
Дети машут руками и кружатся. Дети замерли. Поворачиваются направо, затем налево.
А теперь посмотрите на картинку. И давайте повторим слова, обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Скажите крепость какая?(Старинная, большая)
Шпиль какой? Стены какие? Небо какое?
Какие словосочетания у вас получились,запишите 4 словосочетания в тетрадь.Подчеркните Ь, показатель мягкости в конце слова.
Игра "Третий лишний".
Два слова связаны между собой, а третье лишнее.
САНКТ- ПЕТЕРБУРГ - НЕВА - МОСКВА
КАНАЛ - РЕКА - ОСТРОВ
А кто знает , что такое КАНАЛ?
Какие каналы Санкт-Петербурга вы знаете?
А сейчас я буду бросать мяч каждому из вас и буду говорить существительное в единственном числе, а вы скажите это существительное во множественном числе.
КРЕПОСТЬ-КРЕПОСТИ
ФОНАРЬ-ФОНАРИ
ГОРОД-ГОРОДА
РЕКА-РЕКИ
ОСТРОВ-ОСТРОВА
3. Заключительная часть.
Смысловая рефлексия
Что учились делать? С какими словами познакомились?Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?
Какой способ обозначения мягкости согласных в конце слов на письме мы сегодня проходили?
Эмоциональная рефлексия занятия
Что понравилось? что не понравилось?
Пароль на выход:
Каждый ученик должен придумать слово, в котором последний согласный мягкий и на конце слова пишется мягкий знак.