|
|
Алевтина Петровна Монастырская
Учебник – ничто. Учитель – все!
|
Представления о том, что можно написать единые для
страны учебники и тем самым создать единое образовательное пространство,
равенство возможностей, поднять образовательную планку, устарели не
одно десятилетие назад. |
Сергей Волков
|
Сергей Волков
От редакции сайта «Учительской газеты».
Вчера
на нашем сайте было опубликовано заявление Общественного совета при Минобрнауки
РФ, который выступил с резкой критикой законопроекта, внесенного недавно на
рассмотрение в Госдуму Ириной Яровой и другими депутатами. Документ
предполагает кардинальные изменения ФГОС и введение "общих линеек базовых
учебников". Сегодня Ирина Яровая выступила с ответным заявлением. Свою
позицию сегодня обозначил и Сергей Рукшин, член Общественного совета при
Минобрнауки РФ, не поддержавший заявление большинства членов (12 из 17)
Общественного совета при Минобрнауки.
Публикацией
комментария Сергея Волкова, наряду с другими членами Общественного совета (А.Л.
Асеевым, В.А. Болотовым, А.А. Венедиктовым, М.С. Гельфандом, М.Г. Ивановым,
А.М. Карачинским, А.В. Леонтовичем, В.Г. Лошаком, М.Б. Пильдес, С.К. Смирновым
и Е.А. Ямбургом) высказавшегося против принятия законопроекта в предложенной
редакции, мы открываем дискуссию по этому важнейшему для профессионального
сообщества вопросу.
Сергей Волков, Москва: Учебник – ничто. Учитель – все!
Собственно, от депутата Яровой странно было бы ожидать
какой-то иной реакции на заявление Общественного совета. Ни она, ни другие
авторы законопроекта о единых учебниках никогда не работали в школе и понятия не
имеют, как в ней течет жизнь и от чего зависит. Я бы посоветовал им внимательно
перечитать роман Толстого «Война и мир», а точнее, те главы, где идет речь о
Наполеоне, Растопчине, Александре Первом и всей той бесконечной армии трутней
(слово Л.Н.Толстого), которым кажется, что они управляют событиями, в которых
задействованы тысячи и тысячи людей. Им кажется, что можно написать
распоряжение, составить диспозицию – и жизнь потечет в соответствии с ней,
назначенная заново. Это самоослепление. Толстой сравнивает Наполеона с
маленьким мальчиком, которому внутри кареты сделали игрушечные вожжи – и он
знай дергает ими, думая, что правит лошадьми. Тогда как у них совсем другой
возница…
Авторы законопроекта, видимо, не знают о том, что роль
учебника в процессе обучения сегодня совсем не та, что во времена их школьной
юности. Да и сам процесс обучения встроен в такой широкий информационный
контекст, что учебником не определяется ни в коей мере. Представления о том,
что можно написать единые для страны учебники и тем самым создать единое
образовательное пространство, равенство возможностей, поднять образовательную
планку, устарели не одно десятилетие назад.
Единство образовательного пространства в нашей стране
создается целым рядом факторов – и это не миф, а реальность. У нас есть
Конституция, федеральный закон об образовании, есть ФГОСы и продолжающий
действовать стандарт 2004 года, написаны примерные программы, есть ОГЭ и ЕГЭ с
их кодификаторами, которые задают единую планку требований. У нас есть
историко-культурный стандарт и концепция математического образования. У нас
есть проверенные временем и прошедшие две экспертизы РАН и РАО линии учебников,
зафиксированные в федеральном перечне. У нас есть аттестация и лицензирование
школ и аттестация педагогических работников. Методические службы разных рангов
не устают давать срезовые работы, проводить пробные экзамены и сочинения,
проверять учительские программы и планирования. По правде говоря, иногда
кажется, что это единство крепится как-то уж слишком туго, так, что не
вздохнуть – но нет, оказывается, его недостаточно. Оказывается, у нас нет
единства.
«Безобразие! – возмущается мой коллега по
Общественному совету математик Сергей Рукшин, не подписавший наше обращение. –
У нас несколько учебников по математике! Ребенок, перейдя в другую школу, может
пропустить темы! А учителя и студенты таковы, что научить их работать с разными
учебниками не представляется возможным! Единый учебник – единственный выход».
Ну, хорошо, предположим, что удастся создать единый
учебник по математике или литературе… Хотя, наблюдая борьбу тех же математиков
вокруг примерной программы для 5-9 классов, переходившую иногда в форму
настоящей войны, я сомневаюсь, что можно поженить несколько разных подходов к
преподаванию этого предмета. Скорее всего, просто определенная группа, желающая
написать такие учебники за государственные средства, использует лоббистские
возможности депутатов и пробивает себе гарантированную и безальтернативную
дорогу к педагогическому всевластию и неплохим постоянным отчислениям за
учебники. Так вот, предположим, что удастся создать единый учебник по
математике или литературе. И всю страну обяжут работать по нему. И тот самый
ребенок, о котором печется Сергей Рукшин, перейдет из одной школы в другую. И
даже попадет на ту же тему, которую оставил в предыдущей школе. Можно ли
сказать, что мы достигли равенства образовательных возможностей? Нет и нет.
Потому что гораздо важнее учебника человек – тот учитель, пред чьи очи ребенок
сел за парту. С новым учителем могут не сложиться отношения, он может не понять
или не принять ребенка, он может не так объяснять, пришепетывать или быть рыжим
(реальная история: один мой ученик, уйдя в другую школу, через полгода
вернулся: «Я не могу там быть – во-первых, она рыжая, а во-вторых, считает, что
слово «акмеизм» произошло от «звучного латинского слова акмэ». Но оно
греческое, а не латинское!»). Если вы заботитесь о комфортном переходе ребенка
из школы в школу, то вы должны быть последовательными и перевести вместе с ним
и всех его учителей.
Учебник – ничто. Учитель – все. Особенно в
гуманитарных предметах, которые попали в один законопроект с математикой.
Особенно в литературе. На уроках литературы мы читаем художественные
тексты. Учебник вторичен. Или даже не нужен. Хороший учебник по литературе –
это или объективный справочник-хрестоматия с текстами, датами и терминами, или
остро-субъективный, спорный, авторский, яркий текст, написанный умным и тонким
знатоком (таков, например, учебник И.Сухих). Можно обращаться к такому учебнику
за точкой зрения – и устраивать дискуссию.
Зачем же меня, учителя литературы, обрекать на единую
и единственную последовательность изучения произведений, на единственную их
трактовку? Зачем лишать меня права работать без учебника – а именно это
написано в законопроекте? Зачем заставлять талдычить из года в год одно и то
же, без необходимости развиваться – в том числе и за счет освоения новых линий
учебников? Зачем решать за меня, что и когда мне изучать? Зачем
синхронизировать историю и литературу – и что изучать по литературе в пятом
классе, когда у детей античность, и в шестом – когда Древняя Русь?
Сергей Рукшин убеждает меня: «Ну что ты, ты же яркий
учитель, и я яркий учитель, тебе и мне не нужны учебники. Работай как хочешь. А
вот массовая школа в провинции должна работать по единому учебнику». Видимо,
разработчики закона и те, кто его поддерживает, будут выдавать таким, как я,
отдельные справки, позволяющие быть над законом (или вне его). А массовую школу
обрекут на массовое подчинение. (Где-то я похожее слышал: «Девять десятых
обращают в рабов… Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза…») Я
на такое не согласен, даже если окажусь не в девяти десятых. «Ну хорошо, -
продолжает убеждать меня Сергей Рукшин, - положим, литературе и правда учебники
не нужны. Но математике и физике – очень. Как ты этого не понимаешь?»
Позвольте, но, если нужны математике и физике, пишите законопроект про
математику и физику. А зачем вы замесили в одну кучу с математикой русский,
историю и литературу?
С Сергеем Рукшиным тем не менее я готов вести диалог –
он преподаватель, работает в школе и вузе и разбирается в предмете. Хотя
идеологически его позиция мне не близка, я готов с ним спорить.
А о чем можно говорить с Ириной Яровой, которая вводит
закон о единых учебниках и невозможности работать без них - и в своем ответе на
наше заявление говорит одновременно, что не лишает учителя свободы выбора,
творчества и преподавания? Которая обвиняет Минобр в трате денег – и готова
уничтожить и ФГОСы, и учебники, чтобы писать новые, идя на новые колоссальные
траты? Которая мне, школьному учителю, рассказывает, что есть эксперты «от
земли», от самой школы – и они поддерживают ее законопроект? Тут полный
коммуникативный провал будет.
О чем говорить с Евгением Спицыным, автором учебников по
истории, если он, вступая в полемику, даже не трудится проверять факты? Зачем
говорить, что я учил победителей олимпиады по литературе, если их учил не я,
что легко проверяется в школе? Зачем называть профессорами Вышки тех людей, кто
ими не является? Зачем воздевать руки к небу с вопросом: «Да кто назначил этот
Общественный совет, который смеет быть несогласным с депутатами?», если у
Совета есть сайт, на котором изложена история его избрания открытым
голосованием?
О чем говорить с председателем ассоциации учителей
русского языка и литературы Людмилой Дудовой, которая вместо внятного ответа на
вопрос, который словесники ждут и не могут дождаться от ассоциации – вы за
единые учебники или нет? Да или нет? – говорит такое (цитирую по статье в
газете «Известия» от 21 мая): «Что касается претензий совета якобы о нарушении права
на вариативность учебников. Дело в том, что вариативность обучения не зависит
от количества учебников. Она зависит от содержания, изучения темы. Относительно
«базового содержания». Оно никаким образом не связано с осуществлением контроля»
и дальше в том же духе. Я бы давал подобные образчики текстов детям при
подготовке к ЕГЭ – попытайся найти позицию автора, подчеркни логические ошибки…
Позиции нет, она глубоко замаскирована под скачущей без всякой логики мыслью,
подменяющий один предмет разговора другим в каждом предложении.
Я очень рад, что Общественный совет Минобрнауки
большинством голосов (12 из 17) поддержал заявление, в котором серьезно
критикуется законопроект о единых учебниках. В заявлении не место развернутой
аргументации, и тем не менее нам удалось перечислить там существенные вещи, на
которые мы не получили содержательных ответов от наших оппонентов. Надеемся
продолжить обсуждение на своей площадке, а также повлиять на ход иных дискуссий
и на процесс экспертирования законопроекта. Специалисты уже высказали ряд
дополнительных замечаний к нему, обнаруживающий все то же незнание реалий
школьной жизни его разработчиками.
И последнее: мы все когда-то учились в школе, у многих
в школу ходили дети и внуки – и как-то так кажется, что дело педагогики
известно всем и каждому. Между тем, педагогика – это серьезная профессиональная
отрасль, куда не стоит въезжать вот так вот запросто на белом коне. Не приходит
же в голову иным депутатам, занимающимся вопросами безопасности, принимать
законы, в которых, например, хирургам расскажут, как и когда резать аппендицит
или проводить аорто-коронарное шунтирование. Все-таки боязно как-то, это ж
целое дело – медицина. Ляпнешь не то – засмеют. Но почему, почему этим же
депутатам кажется, что в педагогике что ни ляпни, все будет умно?
Об авторе
Сергей
Владимирович Волков, учитель литературы московского Центра образования №57, главный редактор журнала
"Литература", доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы-Студии МХАТ,
почетный работник общего образования РФ, член Общественного совета при
Минобрнауки России
http:// www.ug.ru/insight/509
Скорее соглашусь с Рукшиным, но не с Волковым. И не потому, что Сергей Рукшин - учитель математики, а потому, что он разумно сочетает учебник с учителем. У детей должны быть равные возможности - в первую очередь, это УЧЕБНИК. Волков - доцент НИУ ВШЭ. И ЭТО очень настораживает.
|
| 2015-05-23 16:31:17 - Лариса Алексеевна Тюлина Если учитель талантлив, то без разницы, есть или нет учебник по предмету, а если нет, то толковый учебник может как-то компенсировать эту трагедию для умных детей. | | 2015-05-23 16:37:11 - Алевтина Петровна Монастырская Лариса Алексеевна, Вы же прекрасно знаете, кто сейчас (да и раньше тоже в большинстве своём!) идёт в пед. Поэтому. талантливых учителей не так и много. Так хотя бы учебник надо сделать ЕДИНЫМ и ХОРОШИМ, чтобы нормальный ученик не зависел от того, кто его учит. | | 2015-05-23 16:38:01 - Светлана Сергеевна Лизунова Комментарий отключен модератором | | 2015-05-23 16:42:37 - Лариса Алексеевна Тюлина Алевтина Петровна, единый и хороший учебник - это идеал, который, как известно, не достижим(. Во-первых, потому что у каждого учителя свое видение этого `единого и хорошего`, во-вторых, потому что не может быть в принципе единого учебника. по которому учатся в гуманитарных и математических школах. В-третьих потому, что каждый учитель уже привык к тому или иному учебнику, оброс так сказать наработками и материалами к нему и просто не захочет все начинать с нуля (в-третьих, это я о себе) | | 2015-05-23 16:44:28 - Алевтина Петровна Монастырская В математике был идеальный учебник. Автор Киселёв Андрей Петрович. У меня сегодня о нём был пост. | | 2015-05-23 16:49:41 - Лариса Алексеевна Тюлина Алевтина Петровна, я читала Ваш пост. Видимо, историкам повезло меньше, я такого учебника не могу назвать по своим предметам | | 2015-05-23 16:57:49 - Светлана Алексеевна Сомова ````Между тем, педагогика это серьезная профессиональная отрасль, куда не стоит въезжать вот так вот запросто на белом коне. Не приходит же в голову иным депутатам, занимающимся вопросами безопасности, принимать законы, в которых, например, хирургам расскажут, как и когда резать аппендицит или проводить аорто-коронарное шунтирование. Все-таки боязно как-то, это ж целое дело медицина. Ляпнешь не то засмеют. Но почему, почему этим же депутатам кажется, что в педагогике что ни ляпни, все будет умно?`````
Да уж.... все (типа) умеют учить, советовать. А работать в школе не хотят.
Есть выражение: ``дают рекомендации по воспитанию детей те, у кого их никогда не было`, вот так и с педагогикой получается.... Кто никогда не был в школе, тот и старается изо всех сил ````научить ``` учителя....
Сколько же НАМ ещё пережить-то придётся! ! ! ! | | 2015-05-23 17:00:03 - Надежда Борисовна Арефьева Я учебник даю на парту почитать, а работаю без него. Учебники для СПО ни о чём((( | | 2015-05-23 17:03:39 - Владимир Александрович Бакутов Конечно, полностью отрицатьучебник нельзя. Мой предмет география и весь урок работаем с атласом, картой, в учебник заглядываем изредкка. А вот самостоятельная работа - тут уж, извините, без учебника никак! | | 2015-05-23 20:17:14 - Венера Ильдаровна Гиниатуллина Согласна с коллегами, по обществознанию нет, практически ни одного учебника, который бы соответствовал программе и стандартам, работаем под запись, а отдельные проблемы только на семинарах и обсуждаем, но, к сожалению, времени на это остается все меньше и меньше | | 2015-05-23 20:22:18 - Людмила Петровна Михайлова Учебники должны помогать не только детям, но и учителю! Результаты были бы лучше! А так, что получается: авторы учебников получают деньги, а учитель только должен отвечать за знания и за результаты!
| | 2015-05-23 20:41:50 - Андрей Николаевич Харитонов На литературе учебник не нужен,особенно в 9-11 классах.А вот по русскому нет нормальных учебников,был один(Бунеевский)-и тот убрали из перечня.
Алевтина Петровна ,пусть Вас не очень настораживает,что Сергей Волков преподаёт в ВШЭ.Талантливый человек талантлив во всём.Если интересно-посмотрите:
| | 2015-05-23 21:04:25 - Алевтина Петровна Монастырская Посмотрела. Талантлив. Но как оппонент к Рукшину не понравился - нельзя быть таким резким с коллегами. Получается, что другое мнение для него несущественно. Рукшина вообще-то тоже не на помойке нашли. | | 2015-05-23 21:22:35 - Андрей Николаевич Харитонов Согласен полностью с Вами.Единственное,что в моих глазах оправдывает некоторую его резкость,-так это то,что он филолог.Эмоции зашкаливают. | | 2015-05-23 21:25:06 - Алевтина Петровна Монастырская Спасибо, Андрей Николаевич, за комментарий. Вы очень интересный и разносторонний человек. | | 2015-05-23 21:28:37 - Андрей Николаевич Харитонов И Вам,Алевтина Петровна,спасибо за комплимент,правда,не совсем заслуженный!Но всё равно приятно! | | 2015-05-23 21:31:35 - Алевтина Петровна Монастырская Ну вот! Ещё и скромный к тому же.)))
В тему поста.
В Удмуртии прокуроры засомневались в патриотичности учебников гимназииКомментарии: 1
И выявили другие нарушение в этой сфере
Прокуроры и Рособрнадзор выявили ряд нарушений, связанных с обеспечением учебников.
Например, как сообщили в прокуратуре Удмуртии, в гимназии имени Кузебая Герда использовались учебники по финскому языку, которые выпущены издательствами, не входящими в перечень организацией с государственной аккредитацией.
В связи с этим, говорят в надзорном ведомстве, невозможно дать оценку учебников с точки зрения формирования патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, краю, толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп.
Прокуратура, чтобы устранить нарушения закона, решила направить информацию в правительство республики.
| | 2015-05-24 04:57:57 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Спасибо большое!!! ▫ Апрель-работник выходные
Дни превращает в трудовые.
Весною, коль молва не врёт,
Один лишь день прокормит год. ▫ А кстати, о Апухтине, и опять же в тему, о ЦВЕТАХ, о васильках:
В 1890 г. было опубликовано стихотворение А. Апухтина Сумасшедший Это совершенно потрясающий рассказ об одном сумасшедшем, находящемся в психбольнице. Рассказ потрясающий по силе эмоций и по построению, я, во всяком случае никогда больше не встречал ничего подобного. И его надо обязательно прочитать, оно есть, конечно, в интернете. А смысл в том, что он вообразил себя королём, повелителем, но когда его посещают жена Маша с братом, происходит прояснение его сознания, он вспоминает, кто он, вспоминает о своей дочери:
Что наша Оля? Всё растёт? Здорова?
О.Господи, Что дал бы я, чтоб снова
Расцеловать её, прижать к моей груди,
Ты приведёшь её? Нет, нет, не приводи.
И тут он вспоминает, как гулял с Олей в лесу, собирал васильки для неё.
И вот кульминация, зарисовка Да, васильки, васильки.. Начинается с воспоминаний, которые опять приводят к приступу безумия,
И вторая половина это сумасшедший бред, связанный с васильками. И это написано так пронзительно, так захватывающе состраданием, свойственным русской душе, что эта часть стихотворения стала народной песней. Я не нашёл автора музыки, может, действительно родилась в глубинах русского народа, а вот текст второй половины изменялся неоднократно. Мне ужасно не нравятся варианты с кинжалом, убийством, кровью. Да и исполнение большинства вариантов не впечатлило, особенно, в мужском исполнении, а вот исполнение анс. Кудрявая это именно то, что заставляет сердце сжиматься, столько в нём глубинной, исконно русской печали, неизбывной, но почему-то светлой. И хотя текст тоже немного подкорректирован, но это нисколько не мешает принять эту песню в душу, слушать её несколько раз подряд, и каждый раз также сопереживать..
Но вот васильки. Конечно, можно понять озлобление больного человека на цветы, с которыми связано то, чего больше никогда не будет. А на самом деле сколько в этом цветке скромной, ненавязчивой красоты, дарящей душе спокойствие, а что, особенно в наш век безумной активности на грани экстрима, может быть дороже.. Так и хочется крикнуть: Люди, успокойтесь, возьмите головы в руки, задумайтесь!! Иначе всех нас ждёт судьба этого пациента из стихотворения.. А нам надо жить и Надеяться, и Верить, и Любить во имя жизни на Земле. (может, пафосно, но это так)
Всегда прощание с любовью так печально!
А слёзы вновь утяжеляют наши веки....
Сложить бы боль всю, муку и отчаянье,
И выбросить из памяти навеки!
Легко расстался - значит недостоин,
ПЬесы судьбы пусть станет предисловьем,
Когда вновь Солнцем мир будет напоен,
И настоящею наполнится любовью
И расцветут как неба отраженье,
Как моря синего бездонные глубины,
ЛЬдин в сердце растопив нагроможденье
Любви волшебной справляя именины,
Инопланетные почти по красоте,
Спокойствие, надёжность излучая,
Ампиром вычурным на жизненном холсте
В букете васильки, нам взор лаская
6766199-a3298085 ▫ 6813683-a151550
`ХРИЗАНТЕМЫ.`
Романсъ
Соч. Баронессы А.И. Радошевской.
Ты хочешь знать: зачѣмъ теперь
Я умираю? О, повѣрь,
Что страсть къ тебѣ мнѣ сердце гложетъ,
Но кто любви моей не зналъ,
Тотъ безучастно повторялъ:
Еще понравится, быть можетъ!
Лишь твой обманъ замѣтилъ я,
Какъ пожелалъ убить тебя,
Чтобъ кровь твоя изъ раны сочилась;
Тебя навѣкъ бы потерялъ,
Хотя любилъ и обожалъ!
Но злоба страсти покорилась!
Я угасаю съ каждымъ днемъ,
Но не виню тебя ни въ чемъ,
Ужъ смерти предо мной эмблема
Прости меня, не забывай
И на могилу обѣщай
Ты приносить мнѣ хризантемы.
Текст песни : Варя Панина - Хризантемы
Спасибо, Дима!
Пусть звучит не очень четко, но...это прикосновение к чему-то очень-очень дорогому и бесценному
И хорошо, что сохранилось...это главное! ▫ https://www.youtube.com/watch?v=G1Zst2ep4N8
6813685-a151550
Классический романс: Людмила Рубинская
https://rutube.ru/video/112232570283c873df496d1beaedb186/
Петр Ильич Чайковский, слова Алексея Николаевича Апухтина
`Ночи безумные`, Ор. 60
6813525-a151550 ▫ Спасибо, Людмила Павловна!
|
|
|
|
|