Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков.
О том, как школа и
семья делает из ваших детей невротиков!
— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а
потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а
потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском
регионе, в любой школе.
Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную
историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки
частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного
среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в
очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных.
Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в
четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один
очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно
опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у
43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%.
Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до
36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить,
что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники,
чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку —
двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев —
двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для
учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный,
из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод.
К отметкам
добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно
утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс
неполноценности в национальном масштабе.
Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно
доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
Можно, конечно, сказать: мол, так и надо, все правильно — родители детей
балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а
школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили
действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко
устроен, как школьный.
Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает
львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу,
агрессия, равнодушие
. Даже мания величия часто вытекает из комплекса
неполноценности. Если человек кричит: «Я здесь самый крутой, а кто с этим не
согласен, сейчас получит в морду!», значит, самооценка у него сильно занижена,
ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет об этом кричать.
Не исключаю, что и национализм во всех видах — от битья узбеков на улицах
до борьбы с американским влиянием в Госдуме — это тоже плод заниженной
самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят,
важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.
Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство
или нация частенько бывали неправы.
Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас нужно упомянуть Путина
или на крайней случай министра образования и науки — критика государства
принесет, конечно, лишнюю сотню лайков и слегка повысит мою самооценку, но
начинать надо не с нее. А, например, с себя.
Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь
на пороге, говорим не человеческое: «Привет! Как я рад тебя видеть!», а
чудовищное: «Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?»
Каждый из нас
регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих
родителей. Я не исключение. И мне стыдно.
Встать на путь исправления не так-то просто.
Мы хронически не умеем
хвалить. У нас есть дежурное «молодец!», и на этом наши лингвистические запасы
иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессиональные
специалисты по производству комплексов неполноценности…
После этих строк я решил хоть чуть-чуть исправиться. И выписал себе набор
похвал для окружающих:
1.
«У тебя получилась
отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей».
2.
«Спасибо, что помыл
посуду. Ты не представляешь, какой это кайф — ужинать в чистой кухне».
3.
«Ты так классно сделал
это! Лично у меня вряд ли бы так получилось».
4.
«Я так рад, что ты
купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей».
5.
«Все-таки очень
здорово, что я работаю вместе с вами».
Ух… Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст.
Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться.
Г. Тарасевич
http://www.vospitaj.com/blog/kak-semya-i-shkola-prevrashhayutsya-v-fabriku-po-proizvodstvu-nevrotikov/