|
|
Игорь Витальевич Олин
В педагогике, как известно, разбираются все. Вот и калужский губернатор Артамонов решил подсобить школам в трудном деле воспитания подрастающего поколения. По его инициативе с 1 сентября 2015г. школьники Калуги будут исполнять гимн России каждый день перед началом уроков. Предполагается, что таким образом будут повышены их патриотические чувства. Приказ регионального ведомства уже издан, обсуждается вопрос о включении нововведения в расписание. Минобрнауки одобрило идею калужского правительства, назвав её позитивной. Выразил поддержку также заместитель председателя комитета ГД по образованию Бурматов, предположив, что инициатива будет встречена в школах с удовольствием.
Новость вызвала широкий общественный резонанс, многие отнеслись к ней как к очередной дурости. Я не буду столь категоричен.
Запрос на патриотизм в сердцах части современного юношества действительно существует. Думающая молодёжь нуждается в образцах великого и бессмертного, она ищет в прошлом примеры, достойные подражания. Ребята выпускного класса нашей школы, например, в этом году по собственному почину разработали проект «Россия – великая наша держава», посвятив его предстоящему юбилею Победы. Они включили в него просмотр отечественных кинолент, конкурс патриотической песни, радиопередачи о днях воинской славы страны и др. Среди предложений прозвучало и регулярное открытие учебного дня гимном – прозвучало искренне, в прекрасном порыве, с желанием высказать «люблю» своему Отечеству. Однако мы договорились, что символы не должны затаскиваться, торжественное не следует использовать всуе. Надо признаться, было приятно видеть такое самостоятельное движение старшеклассников, с внутренней тягой к отечественной истории, с ощущением сопричастности к успехам и проблемам нашей современной державы.
Мне вспомнилось собственное детство, в котором я, будучи страстным спортивным болельщиком, просил родителей вставать перед экраном телевизора и стоя слушать музыку Александрова, когда советские атлеты выигрывали международные баталии. С забытой радостью вспомнилось вдохновение тимуровских отрядов, комсомольских ячеек в общественно-полезных делах. Вспомнилась студенческая юность во времена развала СССР, когда главным хитом вечеринок вдруг стал «Союз нерушимый республик свободных…». Встав в круг, положив руки на плечи друг другу, студенты дружно пели, и у них дух захватывало от осознания значимости объединяющего ритуала. Да, впрочем, это так естественно – любить свою Родину.
Только губернатор Артамонов, видимо, так не считает. Тысячи калужских педагогов не могли додуматься до мысли, повергнувшей в шок интернет-аудиторию, а он, видите ли, изрёк новое слово в практике воспитания. Решил вбить в юные головы любовь к родной стране ежедневным пением гимнических куплетов. И как тут не вспомнить классиков. Классик литературы, незаменимый наш на вечные времена Салтыков-Щедрин, однажды произнёс замечательную фразу: «Напирают на патриотизм? Значит, снова проворовались!». Уж очень любят высокопоставленные чиновники уходить от неприятных разговоров о социальном расслоении, необоснованных бюджетных тратах, кумовстве при делёжке финансового пирога в сторону усиления воспитательных мероприятий. Классик педагогики, знаменитый Януш Корчак, говорил: «Всё, что достигается дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно». Чем опровергнет его Калуга, создавая школьные хоры, спросонья выдающие патриотические рулады? Как поступит с опаздывающими и прогульщиками, заставит ли петь вторую смену? На самом ли деле ни у кого там нет сомнений, что данное благое намерение вызовет, как бывает в случае со всем чрезмерным, обратный результат? Сколько раз уже жизнь доказывала, что командование в образовании всегда неэффективно. Сколько раз уже учёные взывали: «Воспитательные мероприятия должны планироваться и осуществляться школами самостоятельно, ибо только школа обладает необходимыми признаками воспитательной системы». Но нет, проходит немного времени, и снова возникает правительствующий «пророк», убеждённый, что кроме него никто ничего не может и не понимает.
Родители и учителя, взрослые, воспитывают детей, прежде всего, собственным примером. Можно согласиться с мнением губернатора Артамонова, заметившего, как грустно выглядят наши спортивные сборные, игроки которых либо не знают, либо не хотят исполнять гимн. Подобная картина, можно его дополнить, наблюдается и по другим торжественным случаям. Достаточно вспомнить инаугурацию президента, когда гимн не пел практически никто – ни депутаты, ни министры, ни губернаторы. Прояви тогда Артамонов присущую ему инициативу, и не нужен бы был этот нашумевший приказ, который сегодня воспринимается не иначе, как если бы президент поручил самому губернатору в начале каждого рабочего дня отплясывать «Яблочко» - в этом танце также есть что-то народное, патриотичное и даже что-то, отдалённо напоминающее нормативы ГТО.
И ещё один момент. Гимн, герб, флаг – это всё, конечно, здорово, важно и нужно. Однако не стоит забывать, что наши предки создали уникальную коллекцию пословиц и поговорок. Пусть не грамотен был русский мужик, но мудр и лаконичен: «Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». И был Александр II – тот самый император, что отменил крепостное право и рекрутчину, основал земства и суды присяжных. Так вот он завещал, что Россия должна быть сильна не одной лишь армией, а в первую очередь – благосостоянием народа. Вся соль в этом. Трудись, губернатор, на благо граждан, создавай условия для обеспечения их работой с достойным заработком, доступным соцкультбытом, возможностями семейного отдыха. И их дети запоют гимн. Сами. А это результат куда более серьёзный, чем ежедневная повинность по разнарядке.
http://igorolin.livejournal.com
|
| 2015-04-28 17:19:09 - пользователь отключен Комментарий отключен модератором | | 2015-04-28 19:59:19 - Надежда Владимировна Черенева От такого насаждения `патриотизма`, мы кроме детско-подросткового противостояния вряд ли что-то сможем получить... | | 2015-04-28 20:05:47 - Владимир Николаевич Моисеев Лично я знал слова гимна СССР еще до того, как пошел в школу. Потому как патриотизм был настоящий, а не показной. | | 2015-04-28 20:09:01 - Александр Геннадьевич Покаевский Ну и я знал, но не от чувства патриотизма. В 6 утра по радиоточке начиналось исполнение гимна - значит подъем! а просыпаться - ох как не хочется!) | | 2015-04-28 20:12:07 - Игорь Витальевич Олин Чиновники не понимают, что лицемерие и `потемкинские деревни`, привычные для них в повседневной деятельности, ставшие своеобразной игрой, для работы с детьми не приемлемы. | | 2015-04-28 20:19:12 - Инна Викторовна Полякова Отвращение к символу страны воспитать желает таким навязыванием? Вредительство. | | 2015-04-28 20:23:10 - Александр Васильевич Лутовинов
| | 2015-04-29 20:07:44 - Валентина Вениаминовна Королева Знать слова гимна надо! | | 2015-04-29 20:10:43 - Елена Валентиновна Учёнова А я согласна с Владимиром Николаевичем: наш патриотизм врождённый. | | 2015-04-29 20:13:28 - Юлия Владимировна Певгонен И учат, и поют. Как-то обошлись без подсказок. Очередной неуч вымещает злобу на школу. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ 6125535-a1584643 ▫ Kg6+ ▫ Крh8 ▫ Отлично!
Отлично! ▫ Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии.
Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена.
Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было
ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы.
Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою
нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире
Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки.
А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна.
Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
▫ Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
|
|
|
|
|