Начиная с 1 сентября 2015 года впервые в новейшей истории в
школах могут ввести обязательные предметы, направленные на
развитие предпринимательских способностей у школьников.
Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных
образовательных программ: «Основы экономической культуры» для
учеников 4–6-х классов, «Экономика и бизнес» — 7–9-й класс,
«Основы предпринимательства» — 10–11-й класс. Таким образом, правительство рассчитывает, что к 2020 году вклад малого и
среднего бизнеса (МСБ) в ВВП составит не менее 50%, а объем
работников там в общей численности занятого населения
увеличится до трети — 25 млн человек.
Насколько это реально, трудно сказать. Сегодня в России доля МСБ
в ВВП не превышает 21%, при том что в государствах с развитой
экономикой она составляет не менее половины. Представление о
малом бизнесе у большинства россиян — это ларьки по продаже
пирожков. На самом деле в этом секторе экономики производят и
детали, и машины, и оборудование, занимаются инновационной
деятельностью.
Отношение россиян к предпринимательству, мягко говоря,
неоднозначное. С одной стороны, по данным доклада международной
консалтинговой компании Amway Global Entrepreneurship Report
положительную оценку предпринимательству дают 65% россиян.
Выводы зарубежных экспертов подтверждаются результатами опроса
Левада-центра «Россияне о бизнесе и бизнесменах» в октябре 2014
года, согласно которым около 75% респондентов (размер выборки
— 1600 человек) выразили позитивное отношение к тем, кто
занимается собственным бизнесом.
С другой стороны, предпринимательская активность и готовность
начать собственное дело остаются на уровне ниже плинтуса: лишь
5,8% россиян трудоспособного возраста являются начинающими бизнесменами. Больше 60% выпускников хотят стать чиновниками.
Власти «малышей» тоже порой не замечают. У нас в стране до сих
пор нет даже реестра субъектов МСБ, то есть неизвестно точное
количество таких предприятий. В этом году по поручению первого
вице-премьера Игоря Шувалова его должны создать. В качестве
оператора выступит Федеральная налоговая служба, в базе которой
хранятся наиболее полные сведения о финансово-экономических
показателях деятельности предприятий (численность работников,
показатели выручки, структура уставного капитала и т.д.).
Исчерпывающий реестр необходим, в том числе для обеспечения недискриминационного доступа таких компаний к госзакупкам и
конкурсам естественных монополий.
«МК» уже писал, что вскоре на базе Агентства кредитных гарантий
и одного из банков будет создан единый институт по поддержке, в
том числе кредитной, малого и среднего предпринимательства.
«Необходимо менять отношение людей к предпринимательской
деятельности, — заявил представитель Игоря Шувалова. — Работать
с менталитетом надо со школьной скамьи». Введение в школах с
4-го по 11-й классы обязательных предметов по основам
предпринимательства, по замыслу чиновников, должно помочь
разжечь в молодых людях желание заниматься бизнесом.
Помимо новаций в школьной программе изменения коснутся и
дошкольного образования, которые так или иначе связаны с МСБ.
По информации Минобрнауки, на конец прошлого года в стране не
было обеспечено местами в детских садах более 412 тыс. детей.
При этом доля негосударственных поставщиков услуг дошкольного образования составляет всего 1%. Из законодательства исключат
норму, которая сдерживает создание новых частных детсадов. Дело
в том, что использовать жилые помещения (квартиры, частные
дома. — «МК») для осуществления предпринимательской
деятельности сейчас могут только граждане, проживающие в нем на законных основаниях, то есть зарегистрированные. Слово «проживающие»
заменят на «находящиеся».
Для развития системы частных детских садов их должны включить
в перечень видов деятельности, на которые распространяется
патентная система налогообложения. Такие коммерческие
учреждения получат право на получение бюджетных средств.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Директор московского Центра образования №109,
заслуженный учитель России Евгений Ямбург:
— Открытость школы не должна давать права вторжения на ее
суверенную территорию всем кому не лень, что на практике
происходит ежедневно и ежечасно. Особую заботу о подростках
проявляют люди публичные: крупные чиновники, депутаты,
представители религиозных конфессий — те, кто считает долгом
внести свои пять копеек, представляя этот вклад бесценным
капиталом. Не так давно общественный совет при Минобрнауки
единогласно отклонил предложение РПЦ об обязательном введении
предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» со
второго по девятый класс. Другой деятель выступил с инициативой
ежегодно в мае проводить во всех школах России в 11-х классах
уроки трезвости.
Кампанейщина в образовании опасна. Если завтра в стране будет
плохо с семьей, это не значит, что нужно вводить обязательные
предметы «по целомудрию». Количество разводов от этого меньше
не станет, и первый сексуальный опыт у ребят будет раньше
женитьбы или венчания.
Возникает и другая проблема — перегруженность учебных программ
(они не резиновые, если вы вводите дополнительный предмет, то
объясните, за счет чего: русского языка? математики? истории?).
В целом все, внедряемое насильственным бюрократическим путем,
вызывает, особенно у подростков, обратную реакцию.