В свердловской школе подвели итоги эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек.
Полтора
года назад в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского
появились два необычных первых класса - только для мальчиков и только
для девочек. Корреспондент "РГ" пообщался с учителями 2 в и 2 д,
рискнувшими взяться за новое для большинства педагогов дело.
Вообще-то,
открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что
весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с
учителями, в класс к Татьяне Семеновой записалось 22 мальчика и только 3
девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались,
заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семеновой. Тогда
руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же
еще одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова,
только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и
психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек.
Разумеется,
ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась
взять класс девочек. Сейчас за 2 в и 2 д наблюдают руководство школы,
городское управление образования, родители. Все признают, что большой
разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако
уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.
Психологи
считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а
девочки - в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат:
пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов,
школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а
значит, больше думают об учебе. И таких психологических моментов немало.
-
Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка
на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике,
поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они
сконцентрированы только на предмете урока, - объясняют учителя,
работающие с 2 в и 2 д.
Уже есть весомое доказательство
эффективности раздельного обучения - в кабинете у девочек висят грамоты
за первые места в конкурсах на знание русского языка.
- Я на
практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже
зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В
общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это
очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась
ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но,
если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При
этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий
раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймет и
станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, -
отмечает классный руководитель 2 д Евгения Наумова.
Некоторым преподавателям нравится работать именно с девчачьим классом.
-
Девочки - это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики
из 2 в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по
сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее
реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей
ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед
девочками, - делится с корреспондентом "РГ" учительница музыки Елена
Титова.
- У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят
хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам
перешел ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои
парни его очень быстро перевоспитали, - рассказывает классный
руководитель 2 в Татьяна Семенова.
Из общих классов то и дело
слышатся раздраженные крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы
побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная.
К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей
определенного пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются
и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках
труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а
мальчики собирают конструкторы.
Впрочем, ученики раздельных
классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с
праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с
нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди
отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи.
Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем -
смущенно хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили
каждой даме по кукле.
- У нас уже есть пары, которые дружат,
общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в
девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже
как-то достойнее держат себя, - говорит Евгения Наумова. - У нас даже
находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут
встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные
ученики.
Интересно, что если в первом классе мальчики были
чересчур непоседливы и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то
во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы -
уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса,
чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растет.
Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники
из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не
торопится.
- Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с
ними и так общаемся. А еще с девочками дружить веселее, мы похожи и
поэтому у нас одинаковые интересы, - считают подружки Вика, Дарина и
Настя.
В разговоре с корреспондентом "РГ" родители отмечали, что
рады успехам ребенка, многие готовы отдать в гендерный класс младших
детей.
Наталья Говорухина, директор школы № 34:
-
Прерогатива определения состава класса остается за учебным заведением,
поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать
раздельное обучение с управлением образования или министерством. Все,
что необходимо, - это желание родителей. Не все из них готовы к
переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и
взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году
мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в
школе снова появятся классы для девочек и мальчиков.
Наталия Васягина, завкафедрой психологии образования, профессор Института психологии УрГПУ:
-
Плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше
усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идет в обычной
общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускники школ, где
учатся только мальчики или только девочки, не смогут гармонично
общаться с противоположным полом.
Мы наблюдали несколько
гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом -
два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между
детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения,
родители должны подумать, что они хотят дать ребенку - возможность лучше
учиться или общаться.
Источник:
http://www.rg.ru/2015/03/25/reg-urfo/klass.html