Еще маленькой
девчонкой была просто очарована своей первой учительницей – Стяжкиной Ниной
Тимофеевной. И по сей день она для меня идеал доброты, справедливости, грациозности,
требовательности. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла -
только учителем начальных классов! И я осуществила свою мечту. Закончив в 2000
году Увинское педагогическое училище.
И вот я – первая
учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.
Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное,
нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребёнок
будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, с
одноклассниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от
меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня
зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками,
единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого
ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не
расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и
их родители?
1 сентября я опять войду в класс со своими ненаглядными учениками. И мне в
который раз придется быть и нежной мамой, и доброй бабушкой, и философом и
плачущей ивой, и железным полководцем, и хитрым царедворцем, и мудрым
психологом, и кокеткой, и человеком оркестром, и умудренным опытом старцем…
И все это для того,
чтобы верили, чтобы любили, чтобы не пустить детей в никуда, чтобы дать им
возможность обжечься, но при этом уберечь их от ожогов, чтобы помнить ИХ и
разбудить трепетную и светлую память в НИХ. Мне придется уже в который раз
отказаться от взрослой уверенности в собственной правоте и непогрешимости и
вести кропотливую работу, причаливая феномены большой культуры к юрким
корабликам детского опыта и их безапелляционных увлечений.
Впервые переступая школьный порог в качестве
учителя, я верила в то, что мои ученики непременно полюбят меня и мои уроки и,
конечно же, благодаря моим стараниям научатся всем премудростям школьной
программы. И эту мою веру не поколебали даже первые неудачи. Я продолжала верить
в свой педагогический успех: вот подучусь, освою премудрости методики, перейму
опыт передовых коллег – и все получится.
И училась.
Старательно, не жалея времени и сил. Взаимоотношения с учениками и их
родителями сложились добрые, уважительные, дисциплина наладилась, а вот
показатели успеваемости хоть и улучшились, но не торопились взмывать вверх.
Спустя несколько
лет, расставалась со своим первым выпуском. И вот тогда, один из моих учеников,
Денис Макаров сказал: «Мне Светлана Андреевна так долго говорила, что я умный,
добрый и талантливый, что я в конце концов попробовал быть таким и мне это
понравилось, а потом я просто уже не смог по-другому.» Для меня эти слова
прозвучали как откровенье, стало ясно – Все начинается с веры и понимания,
пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать много такого, что
будет важно для моих учеников и будет так естественно и радостно для меня.
Поиск решения этой проблемы привел меня к
новому взгляду на цели и содержание школьного курса и, как следствие, к поиску
новых способов организации обучения. Этот взгляд нельзя назвать абсолютно
новым. Педагогическая наука достаточно давно нашла и обосновала универсальный
способ формирования познавательного интереса – создание на уроке проблемной
ситуации, которая и становиться импульсом к поисковой, познавательной
деятельности.
С годами, с опытом работы моя деятельность всё
больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок
– это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики,
которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними.
Я знаю, что
педагогу, покуда его не полюбили, нельзя ошибаться. Я также знаю, что если ты
однообразный, педантичный; если ты забыл свое детство и не способен к
ребячеству или хотя бы к доброй, понимающей улыбке в ответ на сумасбродство;
если в тебе постоянно живет резонер; если тебя раздражают дети, то лучше идти
работать кладовщиком на склад, где на полках мирно лежат 6000 тихих и
предсказуемых комплектующих, мирно отсвечивая в тиши контейнеров и полок.