Мария Калужская
…Как раз к
Международному Женскому дню свершилось… Педагоги Брянской, Воронежской и
Тамбовской областей
поддержали
инициативу российского союза производителей школьной формы придать единый
строгий облик учителям всей страны.
Ну, может быть и
не всей, а – по аналогии с формой для учащихся – разным регионам и даже
отдельным учебным заведениям ввести свои стандарты для рабочей одежды учителей.
По мнению
представителей вышеназванного союза, форма для учителей изменит их
профессиональную жизнь к лучшему. Она «обозначит статус учителей и повысит
дисциплину. Кроме того, в сфере образования есть много отличий и различий между
преподавателями: у кого-то ученая степень, у кого-то награды. На блузке или
свитере они будут выглядеть нелепо или нескромно, а на профессиональной одежде –
достойно».
Вот так и
представляю свою коллекцию нагрудных знаков и медалей на отвороте солидного
пиджака! Ой, их ведь слишком много для
одного отворота… Поэтому напрашивается встречное предложение: изготовить специальные
«орденские планки» для особо преуспевших на ниве общего образования. Или уж
сразу погоны – согласно полученным званиям, категориям и стажу.
Конечно,
промышленники предлагают сделать форменную одежду бесплатной – либо приобретать
ее за счет бюджета. А теперь я представляю качество этой ткани, купленной за
казенный кошт. Может быть, сразу изготовить прочные халаты или комбинезоны
нескольких «базовых» цветов?.. Как врачам. Или (отличная мысль) яркие жилеты со
светоотражающими вставками – как дорожным рабочим. Идут учителя в школу – их
издалека видно. И казна вполне способна такие расходы потянуть.
А если без
сарказма, то единая форма для учителей (не дресс-код, а именно одинаковые
комплекты одежды с минимальными вариациями типа «белая блузка» - «бежевая
блузка») препятствует созданию разнообразной и насыщенной образовательной
среды. Да-да!.. Учитель(ница) – главный актор школьного действа, героиня
детских грез и пример для подражания. Поэтому ему (в первую очередь ЕЙ) просто
необходимо быть разной, варьирующей оттенки и уровень строгости костюмов,
демонстрирующей стильные аксессуары и позволяющей себе сменить юбку-карандаш на
юбку-годе и даже на брюки.
Все это вполне
возможно в пределах делового стиля. Наши «педагогини» органично выглядят в
костюмах, платьях, джемперах и даже спортивной амуниции. А как еще может, к
примеру, выглядеть учительница физкультуры в спортзале?..
Я слышала о
школах, где женщинам по сей день не положено ходить в брюках. По этому поводу
позволю себе процитировать Ефима Лазаревича Рачевского, который просто и
наглядно объясняет своим сотрудницам, можно ли им носить брюки: «Если то, что у
вас сзади ниже пояса, по форме напоминает яблоко, - носите на здоровье. А вот
если грушу, то нельзя». Между прочим, золотое правило для каждой
представительницы прекрасного пола, а не только из педагогического сословия.
Настоящие леди (а
также истинные джентльмены) меня поймут: брюки и юбка – это совершенно разные
образы!.. Я надеваю брюки на активные занятия, диспуты, игры, тренинги: они
прибавляют мне жесткости, энергии, напора, склоняют к мужской логике и техничному
управлению ситуацией. Юбка-карандаш – стиль классического лектора: новый
материал, фронтальный урок, размеренный ритм… А юбка-годе – это женственность,
мягкость, эмоции, в ней хорошо вести задушевную беседу, обсуждать литературные
новинки, проводить творческий конкурс…
Для наших учеников
очень полезно – просто необходимо! – сначала наблюдать за чередой образов
одного учителя, затем сравнивать манеру одеваться многих не похожих друг на
друга учителей. И вырабатывать собственные вкус и стиль – в том числе через
неприятие, критику, сопоставление. А разве мы, взрослые, не так же поступаем?..
При этом я всегда
– еще с 90-х годов – выступала убежденным сторонником школьной формы для
учеников. Наши гимназисты носят форму уже скоро 20 лет подряд. Конечно, модели
меняются; к тому же, и модельерами становятся сами дети: проведено уже
несколько конкурсов на лучший комплект школьной формы для разных возрастов.
«Единой и неделимой» остается корпоративная символика: вензель с буквой «К».
Как же подобный
«форменный консерватизм» уживается с либеральной позицией в отношении
педагогов? Очень просто. Каждый человек в детстве и отрочестве должен пройти
через «сито» правил и ограничений и научиться более содержательным способам
самовыражения и легального сопротивления системе.
Уже в старших
классах вполне допустим переход на общий деловой дресс-код (единственное
условие – четко обозначить рамки делового стиля, чтобы завтра вам не пришлось
доказывать, что джинсы с дырками и блузка в кошечках к нему не относятся). Если социализация на предмет внешней
адекватности состоялась, то проблем и конфликтов уже не будет.
Кстати, наших
учительниц тоже не будем совсем уж отпускать «на самотек». В дни официальных
мероприятий, на школьных праздниках, на внешних конкурсах и т.п. они с
удовольствием надевают элементы корпоративного стиля – шейные платки, галстуки,
жилеты, бейсболки. Даже (как у нас) гротескные круглые очки. Тогда единство
стиля воспринимается как неповседневное, объединяющее и мотивирующее.
Галстук с
эмблемой, который вы застегиваете на шее каждый день, скоро станет опостылевшей
удавкой. Он же, красующийся на вас при вручении почетного диплома или на
директорском приеме, - знак особого отличия и принадлежности к школьной семье.
Поэтому будем
небанальными, модными и экстравагантными. Но при этом деловыми, организованными
и корректными. Сочетание этих качеств
создает современный педагогический стиль – не «училки», а «(высоко)классной
дамы».
…Кстати, жители
Брянска заявили, что одеть в униформу надо и чиновников. Как вам такая идея?
Об авторе
Мария
Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210
«Корифей» города Екатеринбурга, кандидат педагогических наук
В разновозрастном коллективе невозможно (да и нет необходимости) вводить форму. Наши формы не позволят носить форму))) Прошу прощения.