Приобщение детей раннего возраста художественной литературе - Светлана Викторовна Дегтярюк
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Светлана Викторовна Дегтярюк


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Светлана Викторовна Дегтярюк / Блог / Приобщение детей раннего возраста художественной литературе


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 февраля 2015, 14:33, автор - хозяйка блога
Светлана Викторовна Дегтярюк

Приобщение детей раннего возраста художественной литературе

«Приобщение детей раннего возраста

к произведениям художественной литературы»

Цель моей работы: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя.

Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. И как результат, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Ребёнок выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т.е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» -в детском саду. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

В ясельной группе я использую произведения разных жанров Русский фольклор

Песенки, потешки . «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; 

Сказки . «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор на родов мира   ;  «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского.  «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой;

Поэзия - А.Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке

Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

 

Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаю внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.

Для развития речи малышей  провожу НОД с использованием художественного слова — знакомлю с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениям. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, вёдрышко...».

 

Решаю такие задачи: развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины,  наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели мое лицо, а не только слушали голос. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Поэтому  , читая по книге, я должена смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед каждым занятием я произвожу интонационный разбор произведения  и тренируюсь в чтении вслух.

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок»

 Использование иллюстративного материала при чтении вслух  небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, , дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации в книге.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

Малышам нравится договаривать  недостающие слова в стихотворении Например :. Идет...(бычок).. качается, Вздыхает …(на ходу):………….

Я люблю свою... (лошадку), Причешу ей шерстку …(гладко)          ,

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость. Мажорное настроение создаю я сама — на глазах детей бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами заинтересовываю малышей. Красочная обложка новой книги, которую  показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос педагога должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера  читаю, не прерывая себя . Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, объясняю  зарание или наглядно продемонстрировать

. В своей работе  я• использую приемы, позволяющие включать художественное слово   и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности.. Например при воспитании КГН. и других режимных моментах 

  Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные ,но аккуратно подклеенные Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо  детям

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой  . Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель : дать возможность ребенку общаться с книгой.  У малышей должно быть как можно больше книжек- игрушек. ( показать!)

 

Основными методами и приемами  в моей работе являются словесные; практические, наглядные.

·         Чтение по книге или наизусть.

·         Рассказывание

·         Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

·         Заучивание наизусть.   

·         Игры – драматизации.

·         Дидактические игры

·         Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании).

·         Театрализованная деятельность.

·         Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Форма работы: Занятия НОД и совместная деятельность с детьми

Сотрудничество с родителями. :Родительские собрания, индивидуальные консультации, папки – передвижки, выпуск экспресс информации, театральные гостиные, участие в групповых праздниках, игротеках и утренниках :

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми и родителями, позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей.

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.



Тэги: дети раннего возраста художественная литература Приобщение



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6813683-a151550 `ХРИЗАНТЕМЫ.` Романсъ Соч. Баронессы А.И. Радошевской. Ты хочешь знать: зачѣмъ теперь Я умираю? О, повѣрь, Что страсть къ тебѣ мнѣ сердце гложетъ, Но кто любви моей не зналъ, Тотъ безучастно повторялъ: Еще понравится, быть можетъ! Лишь твой обманъ замѣтилъ я, Какъ пожелалъ убить тебя, Чтобъ кровь твоя изъ раны сочилась; Тебя навѣкъ бы потерялъ, Хотя любилъ и обожалъ! Но злоба страсти покорилась! Я угасаю съ каждымъ днемъ, Но не виню тебя ни въ чемъ, Ужъ смерти предо мной эмблема Прости меня, не забывай И на могилу обѣщай Ты приносить мнѣ хризантемы. Текст песни : Варя Панина - Хризантемы Спасибо, Дима! Пусть звучит не очень четко, но...это прикосновение к чему-то очень-очень дорогому и бесценному И хорошо, что сохранилось...это главное!
https://www.youtube.com/watch?v=G1Zst2ep4N8 6813685-a151550 Классический романс: Людмила Рубинская https://rutube.ru/video/112232570283c873df496d1beaedb186/ Петр Ильич Чайковский, слова Алексея Николаевича Апухтина `Ночи безумные`, Ор. 60 6813525-a151550
Спасибо, Людмила Павловна!
Бронислав Петрович! Вы правы относительно того, о какой весне идет речь в стихотворении Беллы Ахмадулиной, точнее в переводе грузинской поэтессы Анны Каландадзе. Этим все и сказано. Я спешила и не указала про перевод. Я очень люблю этот творческий союз и многие из таких поэтических миниатюр у меня на слуху. Да! Это о весне в Грузии, южных широтах страны. Относительно надежды...мы все знаем , что сегодня подразумевается под ней...старо как мир `она умирает последней`... ждем мая, ласточек, мира, солнца, любви, красоты во всем и добра...продолжения жизни 6765401-a151550 Добрых выходных!
Засмущали, Марина Осиповна! Конечно, оценка относительно моей внимательности здесь несколько завышена (улыбаюсь) потому что я трачу на общение на Прошколе свой обеденный перерыв, а в другое время нет смысла, ввиду его несовпадении с московским. Поэтому часто отвечаю впопыхах и сокращаю свои высказывания до минимума, а позже уже нет и смысла что-то изменять. Но может это и к лучшему. Меня и так здесь слишком много. (улыбаюсь) Я в свою очередь выражаю Вам свое почтение (восхищение даже) в том, что вы с Брониславом Петровичем растите каждый свой сад и знаете об этом благородном деле не понаслышке. При этом успеваете еще и попутно работать в школе, делать много всего по дому и делиться своими познаниями в любой области искусства, науки и просто опытом жизни. Общение с вами для меня бесценное. Благодарю вас! 6813522-a151550
Дорогие,Коллеги,как я счастлива ,что я имею возможность общаться с людьми безгранично- талантливыми и одновременно бесконечно -добрыми .Спасибо Вам большое .С уважением к Вам.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/