«Школа должна
стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений,
формирования важнейших новых жизненных установок личности
Важной задачей становится
выявление и целевая поддержка
одаренных детей и молодежи»
Концепция
модернизайции Российского образования.
Основываясь на
федеральной целевой программе «Дети России» ,
а также на подпрограмме «Одаренные дети»,
школе необходимо ежегодно совершенствовать
инструментарий для достижения заявленных в
данных приоритетных программмах целей и задач.
Методический, дидактический и социально-
гуманистический
инструмент
в работе школы с одаренными детьми должен
соответстваовать их, одаренных детей, способностям, особенностям, возможностям
и требованиям:
1.
Опережающее
познавательно еразвитие- широта восприятия, возможность определять связи между
явлениями, любопытство, упорство и пр.
2.
Психо-
социальная чувствительнсть – обостренное чувство справедливости, высокие
требования к себе и окружающим, изобретательность, творчество, воображение,
повышенная уязвимость, негативное самовосприятие.
3.
Физические
характеристики – высокий энергетический уровень, низкая продолжительность сна,
отставание моторной координации.
Как
следствие образуются проблемы одаренных детей:
Неприязнь
к школе
|
Способности
опережают учебный план
|
Игровые
интересы
|
Тяга
к сложным играм
|
Конформность
|
Отвергание
стандартных решений, правил, традиций.
|
Философские
проблемы
|
Склонность
к суициду, саморазрушению
|
Несоответствие
между физическими , социальными и интеллектуальными качествами
|
Проблемы
социализации
|
Перфекционизм
|
Акцентуации
характера,
стресс, тревожность
|
Неудовлетворенность,
низкая самооценка
|
Неразборчивасть
в социальных контактах
|
Нереалистические
цели
|
Крах
ожиданий
|
Конфликтность,
уязвимость
|
невротизация
|
Потребность
во внимании взрослых
|
Аддикции
|
Нетерпимость
|
Вовлечение
в НМО
|
В
нашей школе обучается большое количество одаренных детей.
Родители многих из них обращаются в школьную
службу сопровождения за советом и консультацией, разоешением проблемных
вопросов.
Например:
-
Начальная
школа –
Тимур Т -
имеет широкий разносторонний кругозор,
активен, контактен, ко взрослым настроени критично, с иронией, задает
«неудобные « вопросы, имеет нестабильную успеваемость. Мальчик привык к
самостоятельности и не терпит жестких правил и инструкций. Имеет трудности
в поведении и взимоотношениях с одноклассниками.
-
Средняя
школа –
Юлия Б- успешна,
замкнута, не стремится быть в центре внимания и юрать на себя
ответственность, имеет черты индивидуалиста, ослабленное здоровье, высокую
самооценку. В школе имеет проблемы при участии в общественых массовых
мероприятиях, повышена утомляемость..
-
Старшая школа –
Анна
К – активна,
склонна завышать свои возможности, не умеет отказывать, готова выполнить
много поручений, заданий, в ущерб качеству их сисполнения. Имеет рассеяное
внимание,
эмоциональная. Проблемы в
рссредоточенности, поверхностности и высокой чувствительность к мнению
окружающих.
При
работе с одаренными детьми педагогам необходимо соблюдать следующие
рекомендации:
·
Принципы работы с
одарёнными детьми.
Индивидуализация
обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший
уровень).
Принцип
опережающего обучения.
Принцип
комфортности в любой деятельности.
Принцип
разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание
роли внеурочной деятельности.
Принцип
развивающего обучения.
Принцип
добровольности.
·
опираться на психолого-педагогическую диагностику с учетом группы здоровья
учащегося;
·
2.
учитывать карту интересов ребенка;
·
3.
проводить работу в соответствии с принципом преемственности в обучении;
·
основной
формой работы считать урок, для обеспечения наиболее полного усвоения знаний
рекомендуется:
·
·
при составлении плана-конспекта урока обязательно планировать работу
индивидуально с каждым учеником с признаками одаренности;
·
·
подбирать индивидуальные задания с элементами творчества;
·
·
включать детей в группы консультантов при групповой форме работы;
·
·
использовать элементы технологии опережающего обучения;
·
·
поощрять творческий подход в овладении знаниями;
·
·
учить рационально выполнять задания, использовать учебное время;
·
·
осуществлять дифференцированный подход к выбору домашнего задания;
·
·
не скупиться на похвалу;
·
·
способствовать созданию в классном коллективе комфортного психологического
микроклимата, направленного на принятие ребенка с признаками одаренности
ученическим коллективом.
·
4.
Реализовывать данную программу через различные формы работы:
·
·
индивидуальная работа;
·
·
занятия по интересам, факультативные занятия, курсы по выбору;
·
·
кружковую работу.
·
5.
В работе опираться на новейшие научные знания по своему предмету, на
педагогический опыт и передовые инновационные технологии.
·
6.
Включать детей в работу научных обществ, рекомендовать тематику
научно-практических работ.
·
7.
Поддерживать постоянный контакт с родителями:
·
·
сообщать о результатах тестирования;
·
·
сообщать об успехах и затруднениях ребенка;
·
·
интересоваться материально-бытовыми условиями жизни ребенка, при необходимости
вовремя обратиться за помощью в социальные службы;
Рекомендации родителям
1.
поддерживать интерес ребенка в области одаренности;
2.
помогать самореализации творческого потенциала ребенка;
3.
создавать дома условия для умственного и физического роста ребенка;
4.
стремиться к созданию в семье психологического комфорта, способствующего
гармоничному и полноценному развитию личности
5.
непременно интересоваться проблемами и успехами своего ребенка;
6.
консультироваться с педагогами по вопросам обучения и образования ребенка;
7.
не препятствовать интеллектуальному росту ребенка;
8.
заниматься оздоровлением ребенка;
9.
неуклонно следить за выполнением режима питания, рациональным использованием
рабочего времени, соблюдением режима труда и отдыха;
10.
радоваться успехам ребенка и поддерживать его в случае неудач.
Тэги:
Методические рекомендации по работе с одаренными