Конспект открытого урока литературы в 5 классе.
Тема:
Русские поэты
19 века о Родине, родной природе и о себе.
Цель:
совершенствовать
умение выразительного чтения, повторить
особенности
выразительного чтения (средства, требования, технику, паузы и т.п.); научить
учеников выразительному чтению поэтических произведений и закрепить эти знания
во время проведения конкурса на лучшего декламатора поэзии; развивать устную
речь школьников, память, навыки выразительного чтения поэтических произведений;
обогащать словарный запас; оказывать содействие развитию декламаторских
способностей; воспитывать у учеников этические и эстетичные вкусы,
пунктуальность; любовь к слову, родному языку, народу, стране; прививать
интерес к результатам собственной работы.
Тип
урока:
усвоение новых знаний.
Оборудование:
портреты поэтов X
I
X веков; репродукции
пейзажей русских художников; аудиозапись стихов и песен; учебник, тетради по
литературе.
Оформление:
презентация (4-5 слайдов)
"Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая
справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической
музыкой )
-
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. И. Тютчев
1. Орг. Момент. Создание позитивного настроя.
Звучит музыка. На экране проецируются
репродукции картин русских пейзажистов.
-Какие чувства вызвали музыка и пейзажи русских
художников?
-Любите ли вы стихи?
-Что ближе каждому из вас: стихи или
проза? Почему?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока и цель.
Что вам необходимо будет сделать, чтобы достичь намеченного?
II
. Актуализация опорных знаний в форме беседы по
вопросам.
Спасибо вам! Я рада, что среди вас
есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.
-Ваше любимое время года? Можете ли вы с помощью стихов рассказать о
нём? Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы слушатели почувствовали,
что вы действительно любите это время года. (Выразительно читать стихотворение)
·
Что мы понимаем под выразительностью чтения?
·
Какие средства выразительного чтения вы знаете? (эпитеты, олицетворения)
·
Чем должен обладать чтец во время выразительного декламирования
произведения перед аудиторией ?
·
Для чего необходимо знать специфику техники выразительного чтения?
·
Какая роль предоставляется разделительным знакам во время выразительного
чтения?
·
Почему в процессе чтения нужно придерживаться пауз?
·
Как по вашему мнению, для чего чтецу во время выполнения того или другого
произведения необходимо почувствовать, понять и воспринять его сам текст, его
героев?
·
Какое значение отводится интонации во время выразительного чтения?
III
.
Работа в группах.
Давайте теперь
критерии для оценки выразительного чтения. Послушайте образец
выразительного чтения
(работа с
фонохрестоматией)
(Обучающимся предлагаем обсудить критерии оценки
выступления. Бальная система от 1до 12 баллов)
1.
Знание
текста.
2.
Техника речи: чёткая дикция (произношение
слова, правильное ударение)
3.
Логика
чтения ( логические ударения, паузы, сила голоса, высота, темп, ритм).
4.
Эмоционально
– образная выразительность (сопереживание, интонация, словесное рисование, поза
выступающего).
Критерии
оценивания.
Участие в конкурсе предлагается принять всем
ученикам класса. По предложению школьников класса избирается жюри, которое
будет оценивать конкурсантов по 12-балльной системой по таким позициям: умение
держать себя перед аудиторией, выразительность, четкость; грамотность,
любопытство избранной поэзии, ее актуальность; артистизм, соблюдение интонаций,
пауз, разделительных знаков, тембр и т.п.
IV
. Музыкальная загадка.
Нашим помощником следующего этапа будет композитор
Антонио Вивальди и его музыкальные
произведения из цикла «Времена года».
Послушайте музыкальные отрывки и попробуйте определить, о каком времени
года нам пытается с помощью музыки рассказать композитор.
V
.
Конкурсное чтение и обсуждение.
VI
. Рефлексия.
Заполнение листа блиц-
опроса на знание литературоведческих терминов.
1.
Поэтические произведения,
передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________
2.
Повторение ударных и
безударных слогов в слове ___________
3.
Созвучие окончаний
стихотворных строк____________________
4.
Вид художественных
произведений: роман, повесть, поэма______
________________________________________________________
5.
Перенесение человеческих
черт на неодушевлённые предметы и
явления_____________________________________________
6.
Яркое образное выражение,
озображающее предмет или явление
__________________________________________________________
VII
.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью,
наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные,
красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным
даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Давайте обратимся к рисункам, которые были созданы к звучащим сегодня
стихотворениям.
Стихи нам помогают открывать красоту родного
края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия —
великое чудо. Но откроется она не сразу и далеко не всякому, а только человеку
умному и доброму, чуткому и внимательному.Постарайтесь же стать такими!
VIII
.
Домашнее задание.
Проект:
Подобрать
стихотворения о временах года , природе
поэтов 20 века
, проиллюстрировать их и подготовить
чтение наизусть самого любимого стихотворения.
Заполнение листа блиц-
опроса на знание литературоведческих терминов.
1.
Поэтические произведения,
передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________
2.
Повторение ударных и
безударных слогов в слове ___________
3.
Созвучие окончаний
стихотворных строк____________________
4.
Вид художественных
произведений: роман, повесть, поэма______
________________________________________________________
5.
Перенесение человеческих
черт на неодушевлённые предметы и
явления_____________________________________________
6.
Яркое образное выражение,
озображающее предмет или явление
__________________________________________________________
Заполнение листа блиц- опроса на знание
литературоведческих терминов.
1.
Поэтические произведения,
передающие чувства, мысли, переживания человека_____________________________
2.
Повторение ударных и
безударных слогов в слове ___________
3.
Созвучие окончаний
стихотворных строк____________________
4.
Вид художественных
произведений: роман, повесть, поэма______
________________________________________________________
5.
Перенесение человеческих
черт на неодушевлённые предметы и
явления_____________________________________________
6.
Яркое образное выражение,
озображающее предмет или явление
______________________