12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ.
Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и
пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются.
Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками.
Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.
Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые
действительно развивают ребенка в разных возрастах.
1.
Пирамидка (1 год – 3 лет)
Как ни странно, но
пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка
должна быть правильной:
- у нее должен быть
стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать
пирамидку неправильно)
- дырочка в колечках
должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень
большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие
кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)
- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него
спокойно надевает колечки)
- лучше всего, если
все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок
цветов, но не понимают сам принцип). С помощью пирамидки самых маленьких мы
научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже мы научим их сравнивать: большой –
маленький, больше – меньше. И только потом научим принципу сортировки: сначала
самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю
пирамидку. А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами
(большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое
маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.
2.
Матрешка (1год – 4 года)
Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом
уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается
внутри большой. Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый
маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать,
какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные
сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально.
3.
Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)
На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори
создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться
действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не
отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои
рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а
по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно
вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется. Но что же
делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и
вкладыш? Что делать с подросшими детьми? Теперь мы закрываем глазки и играем
без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры. А кроме
того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы!
Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел
фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая
работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил
отпечаток. Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития
мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.
4.
Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет
(минимум))
Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что
куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить,
возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так
малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать
личность. Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и
кроватью, и полотенцем, и парашютом…
5.
Посуда (1 год – 5 лет (минимум))
Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что
для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни
занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные
ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и
важны. Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация
для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая
моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся
сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через
какое-то время начнут получатся и более сложные продукты. Игра с посудой
стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование
логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции
сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит
по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно). Игры с посудой и
творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные
поводы для включения воображения и фантазирования.
6.
Разные мячики (1 год и без ограничения)
Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который
хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и
огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных
навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции,
задачи и т.п.)
7.
Деревянный конструктор (1 год – 6 лет
(минимум))
Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала –
это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для
первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж
для машинки… Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне
детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на
плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой
квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить
блоки Дьенеша. А потом начинаются миры.
Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль.
А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали. С помощью большого
набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия
опять же, симметрия и т.п.
8.
«Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)
Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея
почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита
и скорректирована. Игра позволяет развивать пространственное и логическое
мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно
с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным
заданиям.
9. «Сложи
квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)
И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая
внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию
образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения,
математических и творческих способностей, логического мышления. Постепенно
переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку
продвигаться дальше и дальше в своем развитии.
10.
«Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без
ограничения)
Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И
совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать
пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами.
Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики
значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к
комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и
использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно
двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью,
понимать план, карту, чертеж.
11.
Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет
(минимум))
Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют
реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок
создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его
персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.
Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это
и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их
«части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у
нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал?
Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п.
А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например,
те, про которые шла речь выше.
12.
Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)
Есть множество разнообразных по сложности и красочности
пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных
этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны,
весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать
рисунки и т.п. Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что
буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает
освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его
изобразить.
Замечательных вам игр и радостного, разумного развития.