Дети-невидимки: общество травит не таких, как все
|
Елена Климова — по профессии литературный редактор и
корректор. Работала журналистом. В 2013 году она подготовила серию
публикаций для сайта «Росбалт» о запрете пропаганды гомосексуализма
среди несовершеннолетних. Тогда законопроект только обсуждался и еще не
был принят, действовало несколько региональных законов. |
Мария Голубева
|
Тогда же Лена опросила 115 подростков, которые относили себя к
ЛГБТ-сообществу. (ЛГБТ – аббревиатура, обозначающая лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.)
В том
материале Лена Климова написала:
«Я хочу дать слово им, невидимым детям,
ЛГБТ-подросткам... Прочитав больше сотни историй, я думаю: а кто защитит
детей-«404», которых в медийном пространстве не существует? От безграмотных
учителей, жестоких одноклассников, непонимания родителей? Кто поговорит с ними,
когда им одиноко и не с кем поделиться тяжелыми мыслями? И кто подаст им руку
помощи?»
В апреле 2013 года проект запустили в соцсетях – с тех самых пор его
аудитория и география расширяется каждый день.
– Для публикации стали присылать письма не
только ЛГБТ-подростки, но и взрослые, со словами поддержки и рассказами о своей
жизни. Помимо российских подростков начали писать ребята из других стран
бывшего СССР. Сформировалась постоянная команда волонтеров и психологов. Так
«Дети-404», задуманный как краткая акция, стал долговременным проектом. Не так
давно мы открыли свой официальный сайт deti-404.com,
- рассказывает Елена Климова. – В конце 2013 года российские режиссёры Аскольд Куров и Павел
Лопарёв сняли документальный фильм «Дети-404». Героев для съёмок они нашли с
нашей помощью. Режиссёры записали 45 интервью, большинство из которых вошли в
фильм. Его международная премьера прошла 28
апреля 2014 года в Торонто (Канада) на фестивале документальных
фильмов.
В 2014 году на основе писем
проекта и общения с подростками, их родителями, психологами и ЛГБТ-активистами
я написала книгу «Дети-404. ЛГБТ-подростки: в стенах молчания». Она была
закончена летом. Было напечатано 1200 книг при частичной финансовой помощи
немецкой ЛГБТ-организации «Квартира». Электронная версия книги, бесплатная,
доступна по ссылке https://docs.google.com/file/d/0By0NBy5KEhHvc2ZrcTBXR2hrNDA.
–
Лена, объясните для тех, кто живет в традиционных семьях с
традиционными устоями, педагогам российских школ в том числе, что же такое –
нетрадиционная сексуальная ориентация?
– Вначале
мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Нет «обычной/необычной»,
«традиционной/нетрадиционной» сексуальной ориентации. Само выражение
«нетрадиционная ориентация» считается дискриминационным. Что считать традицией?
То, что существует достаточно давно? На протяжении всей истории человечества
наряду с гетеросексуалами известны и геи, лесбиянки, бисексуалы. Само слово
«лесбиянка», например, произошло от названия греческого острова Лесбос, где в VII веке до нашей эры
родилась поэтесса Сапфо, известная стихами о любви к женщинам. Представляете – VII век до нашей эры!
Такие отношения и такие люди были во все времена и во всех обществах.
Елена Климова
Сексуальная ориентация – это психофизиологическая
особенность человека. Человек
может быть гетеросексуален, бисексуален, гомосексуален, асексуален. Что это
такое?
Гетеросексуального человека
физически, романтически и эмоционально привлекают люди противоположного пола: гетеросексуального мужчину привлекают
женщины, гетеросексуальную женщину – мужчины.
Гомосексуального человека физически, романтически и эмоционально
привлекают люди своего пола.
Гея
привлекают мужчины,
лесбиянку –
женщины.
Бисексуального человека
физически, романтически и эмоционально привлекают люди и своего, и
противоположного пола. Это не означает, что бисексуалы распущенные или
одновременно заводят отношения с мужчинами и с женщинами; это просто потенциальная возможность
привлекательности человека любого пола.
Асексуального человека физически не
привлекают никакие люди. Он не чувствует потребности в сексе вообще. Но это не
значит, что
асексуал не может заводить
с людьми романтических отношений, не может любить. Также существуют
пансексуалы, которых привлекают люди вне
зависимости от их гендерной идентичности.
– Что же такое гендерная идентичность?
– Гендерная идентичность –
более сложная и непонятная для многих тема. Если кратко, то люди делятся на
цисгендеров, то есть
их
биологический пол совпадает с самоощущением и
трансгендеров –
их биологический пол с самоощущением не
совпадает. Трансгендеры необязательно стремятся скорректировать внешний вид в
соответствии с этим ощущением. Это особенность
транссексуалов. Выделяют
транссексуалов
MtF (Male-to-Female) – родившихся с мужским телом, но ощущающих себя
женщиной, и FtM (Female-to-Male) – родившихся с женским телом, но ощущающих
себя мужчиной.
– Что
говорят врачи на этот счет? Считается ли сексуальная ориентация болезнью?
– Никакая сексуальная
ориентация в современном мире не считается болезнью. 17 мая 1990 года решением
общего собрания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) гомосексуальность
была исключена из списка психических заболеваний. В современной международной
классификации болезней МКБ-10 в разделе F66 (Психологические и поведенческие
расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией) указано: «Сама по
себе сексуальная ориентация
не рассматривается
как расстройство».
Официальная российская медицина присоединилась к МКБ-10 в 1999 году, тем самым
признав все ее положения. Если вы идёте к врачу и он ставит вам диагноз, врач
указывает код болезни, пользуясь именно классификацией МКБ-10. Если у вашего
ребенка ветрянка – это код В01. Если у
вашего ребенка гомо- или бисексуальная ориентация – это не болезнь. Судите сами: она не
передается, как инфекционные болезни; не причиняет неудобств человеку и его
окружению, как психические болезни. Гомо- или бисексуал отличается от
гетеросексуала лишь направленностью романтических, эмоциональных и сексуальных
чувств, только и всего.
–
Можно ли изменить
сексуальную ориентацию?
– Нет. Это заблуждение. Хотя до сих пор, к сожалению, можно встретить
псевдоспециалистов, которые обещают «излечение». Способы они предлагают самые
разнообразные: психологическое консультирование,
пост, медитации, сыроедение, молитвы. Но работают ли они?
В
прошлом
были неоднократные попытки вылечить гомосексуальность. Например, во
времена Третьего Рейха. Как известно, геев нацисты не жаловали –
и ставили в концлагерях эксперименты на них. Об
излечившихся информации нет – есть только об умерших.
История знает немало жертв такого бесчеловечного «лечения». Британский
ученый Алан Тьюринг, который внес огромный вклад в основание информатики, был
гомосексуален. За это его подвергли химической кастрации, и через два года он
покончил с собой.
Как показала
жестокая практика, на сексуальную ориентацию не влияет гормональное лечение,
электрошок, лоботомия и даже пытки. «Перевоспитать»
гомосексуала – так же невозможно, как превратить огурец в помидор.
Татьяна Борисовна Дмитриева, директор Центра социальной и судебной психиатрии
имени Сербского, академик РАМН, доктор медицинских наук, в работе «Руководство
по судебной психиатрии» писала: «Современная официальная российская психиатрия
выступает против любого психиатрического лечения... Что же касается практики,
то не известно ни одного случая, чтобы психиатрическое или медикаментозное
лечение в этой области имело положительный результат. Сексуальные, чувственные,
эмоциональные переживания человека искусственно не изменяемы».
Таково же мнение и Игоря Семеновича Кона, социолога, сексолога, доктора
философских наук: «...За отменой диагноза стоят не только и не столько
политические соображения, сколько глубокие изменения в понимании природы
сексуальности, сексуального здоровья и самой философии медицины». Игорь Кон еще
в советские времена писал (не так категорично, как позже): «Сексуальная
ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить
ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе невозможно». Позже он высказался куда более
жестко: «В настоящее время „лечить“ гомосексуальность берутся преимущественно
безграмотные и страдающие психосексуальными проблемами религиозные
проповедники»..
–
Лена,
тогда
почему, на ваш взгляд,
взрослые и умные люди с высшим образованием часто хотят вылечить и исправить
ребенка, который просто отличается от них
?
У
него другое мироощущение, другие влечения, чувства, устремления. С чем связано желание
вылечить и переделать?
– С вопиющим, чудовищным,
катастрофическим невежеством. Мне трудно винить кого угодно: людям крайне
сложно добыть информацию о том, что сексуальная ориентация – не болезнь, не
отклонение. Это кажется очень странным в наш век доступности Интернета и разных
источников информации. Но во-первых, не каждый озаботится поиском; обилие
информации, по моим наблюдениям, соседствует с тем, что люди не умеют
воспринимать ее критически, проверять факты, анализировать. Во-вторых, в людях
сильны стереотипы, страхи и мифы, которые заглушают голос разума, голос науки.
–
Как
вы считаете, станет ли наше общество чуть терпимее к
ЛГБТ-сообществу?
От кого это зависит?
– Станет. Это лишь вопрос
времени. Уровень нетерпимости во
многом зависит от государственной политики и СМИ.
Государство принимает дискриминационные законы (статья 6.21 КоАП РФ), а СМИ
подогревают ненависть к ЛГБТ. Это
неудивительно: нейтральные или положительные материалы они попросту боятся
публиковать из страха обвинений в пропаганде гомосексуализма. Об этом мне
рассказывали мои знакомые. С этим сталкивалась я сама. Терпимость зависит не
только от властей и СМИ, но и от каждого из нас, от учителей в том числе.
– Каким образом?
Расскажите об этом.
– Работников сферы образования – геев, лесбиянок, бисексуальных людей и
тех, кто просто поддерживает ЛГБТ, – часто заставляют увольняться. Конечно,
учителя, как правило, и раньше не распространялись о личной жизни на работе, но
теперь это стало попросту опасно.
В подтверждение этих слов я хочу рассказать несколько историй российских
учителей.
В сложную ситуацию в 2013 году попал учитель географии
Александр
Ермошкин из Хабаровска. Администрация школы знала о сексуальной
ориентации Александра и его деятельности по защите прав ЛГБТ в городе. Работы
это не касалось, поэтому администрация не придавала этому значения. Только
после протеста «заинтересованной общественности» его потребовали уволить.
Ермошкин рассказывал, что директору школы поступали угрозы: «…Сказали, что
уволят и ее в случае чего». Он написал заявление, затем отозвал его. К
сожалению, в школу вернуться не удалось. Почти одновременно Александру отказали
в работе внештатного преподавателя Дальневосточного государственного университета.
Учительницу из Магнитогорска Ольгу Бахаеву в 2013 году вынудили уйти из
школы за поддержку ЛГБТ. Травля в Интернете, угрозы, заявление в прокуратуру от
родительницы, сын которой зашел на страницу Ольги ВКонтакте. Педагог уволилась
из школы, написав на личной странице в соцсетях: «Простите меня, идеальные
люди, но я хочу, чтобы моя жизнь принадлежала мне. Да, я устала от давления, от
шушуканья за спиной, от той непонятной агрессии со стороны людей, которым я
ничего плохого не сделала». Ольга лишилась работы, ей пришлось переехать в
другой город.
Случай Екатерины Богач стоит особняком в
этом грустном списке. Богач, моя хорошая знакомая, учительница испанского языка
из Санкт-Петербурга, гетеросексуальна, она не раз участвовала в акциях в поддержку
ЛГБТ. «Интернет-активисты» устроили ей настоящую травлю. В октябре 2013 года
написали письмо в Комитет по образованию Петербурга. В письме говорилось:
«Учительница, возможно, не пропагандировала в своей школе извращения и
ЛГБТ-идеи, но она абсолютно точно делала это на каждой акции ЛГБТ-растлителей и
пропагандистов, в которых принимала участие». Чиновники управления образования
Петроградского района СПБ провели проверку и не нашли гей-пропаганды в работе
учительницы, Екатерина Богач работает до сих пор.
Я рассказала лишь о случаях, о которых мне
подробно известно, но их намного больше. Есть те, кто специально отслеживает
информацию о личной жизни учителей. При любом подозрении на гомо- или
бисексуальность учителя они пишут на него доносы всем, от Минобра до директора
школы и даже родителей учеников...
Учителя
абсолютно беззащитны! Это гигантская невидимая проблема. Кто сказал, что
профессионализм педагога зависит от его сексуальной ориентации или его мирного,
спокойного отношения к ЛГБТ? Но, к сожалению, под давлением «возмущенной
общественности» либо власти директора
школ не решаются отстаивать своих педагогов и вынуждают их уходить...
– Если с такими сложностями сталкиваются взрослые люди, что уж говорить о
жесткой подростковой среде... Я читала истории проекта «Дети-404». Знаете, меня
удивило, что дети сталкиваются с неприятием себя прежде всего в семье и школе. А
ведь это два жизненных пространства, где ребенок должен получать поддержку,
помощь и видеть, что его принимают, уважают и ценят. Судя по историям, которые
появляются в группе «Дети-404» ежедневно, среди учителей тема ЛГБТ-сообщества
вызывает неоднозначную реакцию...
– К сожалению, вы правы. Неоднозначную – это еще мягко сказано. Что
касается школы, учителя нередко крайне негативно высказываются об ЛГБТ при
своих учениках, часто не пресекают травлю подростков в школе, а порой и сами
организуют и поддерживают ее. Подростку
приходится сложно, когда учитель, уважаемый, авторитетный человек, плохо
отзывается об ЛГБТ. К тому же поддержку
педагога чувствуют одноклассники, которые осознают свою безнаказанность и
начинают усиленно травить «иного» подростка.
Читать эти рассказы мне
странно и страшно. Я, несмотря на возраст, полагаю, что отношусь к тому
поколению, для которого учитель был Учителем, а не поставщиком образовательных
услуг.
Возможно, дело не только в невежестве... Возможно, дело в
эмоциональной глухоте и категоричности. Не представляю, чтобы хоть кто-то из
моих учителей позволил себе высказывание вроде «убивать их надо, сжигать их
надо, расстреливать!» по отношению к кому угодно, даже к серийным убийцам. Нас
учили добру, гуманизму, уважению к личности. Не представляю, что бы подумала и
что бы сделала я, если бы Учитель сказал, что такие, как я, недостойны жизни. А
ЛГБТ-подростки слышат такое и от родителей, и от учителей.
- Лена, что бы вы посоветовали учителю, который столкнулся, например, с
таким подростком в своей работе? Как вести себя?
- Вести
себя так же, как если бы это был обычный подросток-гетеросексуал. Это есть обычный подросток,
просто у него, к сожалению, намного больше проблем. Если происходит травля – не
молчать, показывать свое неодобрение. Какая разница, за что подростка травят:
за очки, за полноту, за робость, за подозрение, что он гей? Травля в любом
случае губительна и отвратительна, и учитель, на мой взгляд, обязан ее
пресекать и тем более не поддерживать.
Если подросток признался вам в том, что он би- или гомосексуален, – значит, он
вам очень доверяет. Поддержите его, покажите свою поддержку и участие. Это не
означает одобрения всего, что он говорит и делает; это означает «я слышу тебя,
мне не всё равно, ты можешь обратиться ко мне с проблемой, я всегда выслушаю
тебя и постараюсь помочь».
Нужно ли рассказывать родителям? Ни в коем случае. Потеря доверия подростка –
не самое страшное последствие. Вы не знаете, какая у него семья, как они
относятся к гомосексуалам. Подростка может ждать что угодно, от простого
порицания до выдворения за порог. К сожалению, это не страшилка – так бывает, и
мы с таким сталкивались.
P.S.
Не так давно Елена Климова провела анкетирование 378 подростков из России и
ближнего зарубежья. В числе прочих был задан вопрос: «Возникали ли у вас
трудности в отношениях с учителями, связанные с вашими сексуальной
ориентацией/гендерной идентичностью?» Вот несколько ответов ребят.
И., 17 лет, Иркутск,
FtM
-трансгендер
Меня
вызывала заведующая отделением на разговор, объясняя, что то, что я говорю о
себе в мужском роде, каким-то мистическим образом влияет на учебный процесс. Мы
мирно разобрались, что ничего подобного не наблюдается, и разошлись, но
куратор, которая и уговорила заведующую вызвать меня, до конца гнула свое.
Могла на весь коридор кричать мое имя,
наглядно показывая всем сомневающимся, какой у меня пол.
К., 17 лет, Ростовская область
Как-то учительница
заговорила на тему «Однополая любовь – это ужасно», я сказала, что если нельзя
высказывать мнение «за», то и «против» нельзя. В любом случае каждый имеет
право на свободную любовь. После этого она сказала: «Если ты попрешь против
природы, то природа попрет против тебя, ведь дело не в обществе, в котором ты
находишься...» Это был первый и последний раз, когда я спорила на эту тему со
взрослыми. В основном я стараюсь не вмешиваться либо говорю, что не нужно
навязывать свое мнение.
Н., 15 лет, Саратов
Учитель английского любит
заявлять на уроках, что «это ненормально, это извращение, Бог покарает». Я не
умею молчать в таких ситуациях – потому начинаю спорить. Окончательно испортила
отношения.
К., 15, Татарстан
Учительница
биологии говорила, что «таких» убивать надо, что это неполноценные люди.
Учительница
обществознания – о том, что «они» заразу передают. Всё это слушать нет сил.
Без подписи, 17 лет
Школьный психолог, к которому меня повели,
почти напрямую сказал, что в травле я виноват
сам. А на выпускном одна из учительниц заявила: «Через это проходят многие, в
классе должен быть изгой. Тебе просто не повезло».
О. К., 15 лет
Как-то
у нас с учительницей был разговор о моем внешнем виде, и от нее я услышал: «Ты
представь, что с тобой в армии делать будут, тебя там перевоспитают». Своими
действиями учитель показывает, что гомофобия – это норма, что можно унижать и
оскорблять человека, если он отличается от тебя.
Аня, 15 лет, Тамбов
Два дня назад меня
пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина
учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в
соцсети. Вот несколько цитат из их речи:
«Как ты не
понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»
«Если уж так
случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».
«И как мы теперь
должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»
«Фу, какой позор!
Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».
Я так растерялась,
что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но
теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации,
теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо
мной издеваться.
Таких примеров очень много. Но есть и другие – положительные.
Мария, 17 лет, Санкт-Петербург
После окончания
девятого класса, в начале лета, я обратилась за советом к преподавательнице
истории и обществознания. А в середине июня совершила перед ней камин-аут. Я
была уверена, что меня точно примут. Невозможно было все держать в себе,
молчать, утомительно и лишняя трата сил. Я поняла – вот он, мой шанс, и либо я
откроюсь сейчас, либо никогда. Как и ожидалось, она приняла меня, постаралась
помочь и помогает по сей день. Вначале я чувствовала себя не в своей тарелке,
мне было не совсем удобно обсуждать личную жизнь с педагогом, но в итоге я
искренне счастлива. Если бы я не поговорила с ней, не знаю, что бы было со мной
сейчас.
Анастасия, 16 лет,
Тува
Я очень благодарна
своей учительнице литературы. Имени указать не могу, иначе она может лишиться
работы. Это человек, ум и понятия о жизни которого выходят далеко за привычные
рамки. С ней я могу спокойно обсуждать фильмы «Горбатая гора» и «Комната в
Риме» (последний мне посоветовала она) или делиться малоизвестным творчеством
гомосексуального поэта начала ХХ века. Во многом именно она помогла мне принять
себя и не терять надежду на всеобщее светлое будущее.
Фото из личного архива Елены Климовой и со страницы группы "Дети-404"
http://ug.ru/article/794
P.S. Настоятельно рекомендую почитать комментарии к этой статье! Потому что накал страстей поражает. От "странно видеть ТАКОЕ на сайте уважаемой газеты!" до "Спасибо за честность и откровенность!"