1. Детский сад
Что нужно:
фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки,
музыкального руководителя, учителя физкультуры.
Что делать:
проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в
группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с
родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель
проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все
идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед,
тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.
Почему это здорово:
игра способствует адаптации ребенка к детскому саду,
дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к
садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не
видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как
общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете
решить эти проблемы в игровой форме.
2. Гости
Что нужно:
набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.
Что делать:
ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает
время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво
сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда.
Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.
Почему это здорово:
дети учатся гостеприимству, сервировке стола и
дружелюбному отношению к другим людям.
3. Магазин
Что нужно:
витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты
(набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или
слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов,
покупателей, бумажные деньги, ценники.
Что делать:
грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец
аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники.
Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в
тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код,
называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и
чек.
Почему это здорово:
дети учатся считать, вести себя в общественном месте
и разбираться в процессе покупки.
4. Школа
Что нужно:
парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие
роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.
Что делать:
звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков:
математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится
пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети
общаются друг с другом и играют в игры.
Почему это здорово:
многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в
школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им
представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение
слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как
работать в коллективе и заводить дружбу.
5. Врач
Что нужно:
игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от
лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные
предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного
инвентаря.
Что делать:
открывается лесная больница, образовывается очередь из
плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы,
смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или
выписывает рецепт.
Почему это здорово:
дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний –
тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть
отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.
6. Мастерская
Что нужно:
игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.
Что делать:
чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую),
отвозить игрушечные машины в автосервис.
Почему это здорово:
ребенок учится исправлять ошибки, налаживать
сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.
7. Цирк
Что нужно:
арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки
зрителей, животных и цирковых артистов.
Что делать:
зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место,
указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается
представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях,
мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте
они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете
что-нибудь вкусное.
Почему это здорово:
с помощью игры можно подготовить детей к посещению
цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе
цирковых артистов.
8. Дочки-матери
Что нужно:
куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка,
предметы домашнего обихода.
Что делать:
«мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего
«малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы,
одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать,
давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить
разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло,
давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.
Почему это здорово:
ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает
родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за
малышами.
9. Автобус
Что нужно:
стулья, руль, игрушки-пассажиры.
Что делать:
из стульев строится ряд сидений, распределяются роли
водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят
новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной
остановке выходят из автобуса.
Почему это здорово:
ребенок получает понятие о езде в общественном
транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во
время поездки запоминаются разные географические названия.
10. Парикмахерская
Что нужно:
зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики,
расчески, фен, заколки и бантики.
Что делать:
парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему
голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает
прически с помощью заколок и бантиков.
Почему это здорово:
дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо
благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить
красоту.
11. Стройка
Что нужно:
строительная техника различного назначения, фигурки
строителей, кубики.
Что делать:
строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента,
бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители
по кирпичику возводят новый дом.
Почему это здорово:
ребенок получает знания о процессе строительства,
узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.
12. Аэропорт
Что нужно:
игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки
работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.
Что делать:
пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и
сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель,
отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета.
Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса
приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры
получают багаж в здании аэропорта.
Почему это здорово:
дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что
особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно
проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши –
нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в
конец салона.
13. Дракон и принцесса
Что нужно:
щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.
Что делать:
дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру.
Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится
дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово:
это активная игра, играть в нее можно и нужно на
улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как
справиться с драконом.
14. Почта
Что нужно:
газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом»
из нескольких квартир.
Что делать:
работники почты сортируют корреспонденцию по номерам
квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и
раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон
звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в
уведомлении и отдает письмо или посылку.
Почему это здорово:
дети узнают о профессии почтальона, учатся
сортировать предметы.
15. Сказка
Что нужно:
фигурки персонажей, сделанные из любого материала.
Что делать:
проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку
сказки.
Почему это здорово:
в сказки можно начинать играть с самыми маленькими,
годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши
меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот
или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в
книге.