Не просто «молодец». Как научить ребёнка успешности?
Успешность и творчество в детях убивают... родители и школа, уверены психологи.
Где сила воли
«Некоторые самые успешные люди в США так и не закончили университет.
Билл Гейтс ушёл из Гарварда,
Стив Джобс бросил учиться, - говорит
Энио Омае, доктор наук Йельского университета (США), известный в мире специалист по образовательным технологиям.
- В США был проведён психологический эксперимент. Детей сажали в
комнату, клали перед ними конфету и говорили: если 10 минут потерпишь и
не съешь, мы тебе дадим вторую. Дети вели себя по-разному. Многие очень
старались не съесть конфету, трогали руками, клали обратно,
отворачивались, но всё равно через пару минут съедали. И лишь немногие
выдерживали 10 минут. Через много лет учёные выяснили, кем стали
«подопытные» дети, как сложилась их жизнь. Выяснилось, что тот, кто смог
подождать, стал более успешным в жизни. При этом успех не был связан с
тем, на какие оценки ребёнок учился, какой вуз закончил. Напротив, школа
может убить у ребёнка желание учиться и достигать успеха. Наши дети 15
лет только сидят и слушают - сперва учителя в школе, потом лекции в
вузе. Творческое начало в них после этого просто умрёт».
Есть и другое, не менее любопытное исследование. Английский
психолог Джоан Фриман
наблюдала в течение почти 30 лет за детьми-вундеркиндами, признанными
всеми экспертами необыкновенно талантливыми. Выводы оказались
шокирующими: лишь 5 из 210 стали успешными во взрослой жизни. Остальные -
либо откровенными неудачниками, либо середнячками, трудящимися там, где
проявления их талантов не потребовалось. А всё потому, что родители
лишили их детства, заставляя по много часов заниматься. В итоге дети
вырастали замкнутыми, психически искалеченными людьми, не имеющими
друзей и навыков общения.
Приспособленцы?
Так в чём секрет? Как научить ребёнка успешности?
«Успех - довольно общее понятие, в разных культурах и разных семьях в него принято вкладывать разный смысл, - рассуждает
Пётр Дмитриевский, психолог.
- Кто успешнее: тот, у кого выше зарплата, или тот, у кого больше
детей? Тот, кого регулярно показывают по телевизору, или тот, кто
занимается любимым делом? Если у человека обнаруживаются
сверхспособности, но при этом у него не клеятся отношения с людьми, он
вполне может ощущать себя неуспешным.
К примеру, считается, что если ребёнок - лидер в классе, в группе, то
он и во взрослой жизни будет впереди всех. Но такое представление
слишком упрощённо. Лидерство - не единственная стратегия достижения
успеха. Более верная - творческое приспособление к ситуации, умение
найти в группе своё место, свою роль, в которой комфортно, уютно.
Множество людей свободных специальностей не являются директорами
заводов, но при этом занимаются любимым делом, самостоятельно
распоряжаются своим временем, и их вполне можно назвать успешными. Если
раньше человек с дипломом МГУ мог не переживать о том, трудоустроится ли
он, то сейчас никаких гарантий ни у кого нет. Ситуация в мире меняется
очень быстро. И хорошие оценки могут и не помочь выплыть в условиях
кризиса. Важнее уметь применить свои способности в любой ситуации. К
этому ребёнка можно подготовить. Рассказывайте о своих возникших
проблемах и о том, какие неожиданные решения оказывались полезными.
Тогда выше будет вероятность того, что, столкнувшись с неожиданностью,
препятствием, ребёнок не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную,
но интересную задачу. Развивайте умение контактировать с окружающими. В
неоднозначных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию и уметь
организовать себе поддержку. Важно иметь смелость пробовать новое,
рисковать. Воспитывайте отношение к жизни как к эксперименту. С
лёгкостью рассказывайте о своих неудачах и просчётах, о том, как это
помогало накапливать опыт. Если подросток не будет видеть за каждым
неверным шагом катастрофу, он и в критической ситуации продолжит
перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход, а значит,
достигнет успеха».
Как развить силу воли?
1. Опыт собственного успеха
Задумал построить домик - сначала не получилось, потом похоже.
Давая детям пластилин, краски, конструктор, вы закладываете ощущение:
«От меня в этом мире кое-что зависит». То есть вносите вклад в развитие
силы воли.
2. Посильные задания при поддержке взрослого
Если дошкольнику дать учебник математики за 3-й класс да ещё оставить
его в комнате одного, никакой силы воли у него не прибавится и успеха
ребёнок не добьётся.
3. Игры
Вопрос-ответ
Учась молчать в укрытии, пока водящий ищет, терпя и не вставая в
«салках-приседалках», стараясь не улыбнуться, глядя на пытающегося
рассмешить противника, ребёнок учится удерживать изначальную цель,
несмотря на препятствия. А это и есть воля.
4. Чёткая система санкций и правил дома
Немного, но понятные. Например, перед тем как доставать новую игру,
нужно собрать в коробку предыдущую - разбросанную. Ребёнок будет учиться
находить компромисс между своими желаниями и нормами поведения.
5. Похвала за успех должна быть конкретной
То есть не просто «молодец», а например: «Ты молодец, что вместе с
нами прошёл такое большое расстояние и нёс такой тяжёлый рюкзак! Не
каждому взрослому такое под силу».
6. Правильное отношение к неудаче
Не стыдить, не упрекать и не обвинять сверх меры. Лучше воспринимать
неудачу как опыт, размышлять, где была допущена ошибка, придумывать
способы избежать её в дальнейшем.
http://
www.aif.ru/health/children/1408483