|
Игорь Иванович Бабанов
В последней четверти ХIХ в. во Львове существовало студенческое общество Академический кружок, а после его закрытия москвофильское литературное студенческое общество Друг. Его силами организовывались лекции, изучение русского литературного языка, беседы, литературные чтения. Количество членов к 1905 году насчитывало 124 человека. 30 января 1905г. состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию Друга. В отчетном докладе, подготовленном студентом Г.И. Навроцким, наряду с данными о количестве членов и культурной деятельности общества за десятилетие, были оглашены и сведения о том, что на съезде карпато-русского студенчества в сентябре 1902г. прозвучало требование реорганизации русско-народной партии, - соответствующее духу времени -, что - более живая часть молодежи -, к которой принадлежит большая часть членов Друга, требует настоятельно такой реорганизации, с чем не соглашаются предводители партии. А студент Б.Ф. Глушкевич в своей пылкой речи горячо говорил о борьбе русского гения - за священную идею свободы -. Русский гений, - восклицал он, - действительно страдал за свою идею: Рылеева ведь повесили; Достоевскому смертный приговор был заменен 10-летней каторгой; Пушкин был сослан в глухую деревню за две нерелигиозных строки в одном частном письме; Лермонтов был в тюрьме за стихотворение На смерть Пушкина; Чернышевский был сослан в Восточную Сибирь и провел там 19 лет. В тюрьме написал он целый свой роман Что делать?. Глеба Успенского тоже не миновала тюрьма: - он был даже наказан 25 розгами. Толстого же недавно отлучили от православной церкви, а Горькому угрожает ныне виселица -. При этих словах известный уже нам русский консул Пустошкин и несколько москвофильских лидеров, присутствовавших на собрании, демонстративно покинули зал. А горячий докладчик продолжал свою пылкую речь и закончил ее призывом принять в свое сердце русскую идею, а - русская идея - свобода, и русская идея - любовь, и русская идея - всемирное братство, и русская идея - мир...Не громы пушек правят народами и судьбами человечества, - воскликнул под конец оратор, - только эти незримые, тихие идеи, ибо всякая высокая идея есть жизнь и огонь, и движущая творческая сила! [56 с.130-131]. Речь очень понравилась сотруднику украинского народовского органа Діло, доктору И. Копачу, он кратко изложил в Діле сведения о вечере и довольно подробно речь Б. Глушкевича.
Иван Франко, старый опытный политик, сразу оценивший уязвимость высказываний студентов, обрушился на Ивана Копача со своих боевых партийных позиций в статье, опубликованной и на страницах Літературно-наукового вісника и отдельной брошюрой. Отвесив несколько нелестных комплиментов и Пушкину, и Достоевскому, и Льву Толстому, Иван Франко бросил обвинение бедным студентам: У вас нет никаких убеждений и никаких выработанных идей, и вы по инерции держитесь шаблонов, выработанных не вами, направления, цель которого одна - нажива, карьера, личная корысть, а при том - желание освободить себя от обязанности тяжкого труда на пользу самого ближнего, родного вам народа [134, с.256]. А И.С. Свенцицкий на страницах своего журнала Живая мысль в октябре того же отнюдь не мирного 1905г. поместил подлинные материалы злополучного вечера - и доклад В.И. Навроцкого, и речь Б. Глушкевича, и свою собственную речь за товарищеской беседой [56], а сверх того в разделе библиографии критику брошюры И. Франко [56, с.153-154. См. также 70, с.136-139].
- Н.М. Пашаева. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. Гл. 12. В преддверии Талергофа. Рубеж XIX-XX вв. 1914г. с.124-125
Как писал позднее известный уже нам С. Медвецкий, - с приходом коммунистов на нашу Родину осенью 1939г. русские общественные деятели были арестованы, вывезены, часть русской молодежи - студенты, по найденному в обществе Друг списку были арестованы и уничтожены [75, 1966, № 9 - 10, с.5].
Ни имена, ни количество жертв автор не сообщает, у нас также нет сведений о них. Галичина вошла в состав Советской державы в качестве части Украины, что это будет значить в дальнейшем, еще никто не мог предполагать. Но советские власти сразу же ориентировались на украинские и проукраинские элементы, хотя всячески открещивались от украинского буржуазного национализма.
Тяжелой была проблема пятой графы в паспортах, т.е. определение национальности. Русским галичанам упорно навязывали национальность украинец, некоторые оказывали отчаянное сопротивление и все же отстояли свою русскую национальность. Все ключевые позиции в крае заняли украинцы (с.175)...
56. К торжеству 10-летия студенческого о-ва Друг. Живая мысль. 1905. Вып.25. Жовтень. с.126-145
70. В. Малкин. Русская литература в Галиции. Львов: Из-во Львов. ун-та, 1957. 164с.
75. С. Медвецкий. Борьба Прикарпатья за Русь. Свободное Слово Карпатской Руси (ССКР). 1966 - N1-2, c.8-10; N.3-4. c.10-11,16; N5-6. c.11-13; N7-8. c.13-16, N9-10, c.4-6; N11-12. c.5-8
134. Франко И. Искренность тона и искренность убеждений. Франко И. Сочинения в десяти томах. Т.10. М., 1959. с.244-259
Нина Магометхановна Пашаева. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2001. 201с.
http://www.ukrstor.com/ukrstor/paszaeva_oczerk.html
Марш русских студентов
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_384.htm
|
Вакансии для учителей
|
|