90 лет тому назад - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / 90 лет тому назад


ЗАПИСЬ #4242

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 ноября 2014, 18:22, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

90 лет тому назад

Между строк и в полный голос

Диалог с читателями на страницах «Учительской» всегда был зеркалом времени

За 90 (теперь уже с лишним) лет в свет вышло 10544 номера «Учительской газеты». Много это или мало? Вопрос относительный. Тем более что любое сравнение будет некорректным. Ведь в разные годы газета выходила то ежедневно, то пять раз в неделю, то четыре раза в месяц, менялся объем (4, 6, 8, 16, 24 и более полос), формат (от A2 до А3 со всевозможными нестандартными вариациями). Она выходила и в голодные 20-е, и в суровые 40-е, и в относительно благополучные застойные, и в лихие постперестроечные. У нее были приложения, спецвыпуски, вкладки, тематические номера. Словом, невозможно определить тот объем информации, который прошел через наше издание за весь период его существования. Равно как и количество труда, затраченного на производство газеты тогда и сейчас. Поэтому постараюсь поделиться с вами собственными впечатлениями, которые постоянно сопровождали меня на протяжении года работы в нашем архиве. Вадим Мелешко
 
В самом первом номере «УГ» от 3 октября 1924 года была определена главная задача этого издания: «...Газета скажет о том, как создается новая школа, как живет и работает в ней учитель. В нашей газете мы будем вместе обсуждать свои промахи и ошибки, будем коллективно строить новую советскую школу». Собственно, так оно и было все 90 лет. Но есть довольно большая разница в том, как это происходило в разные периоды, о чем конкретно писали наши авторы и корреспонденты, какие темы были наиболее актуальны.

Скажем, в 20-е годы много говорили о трудовом энтузиазме, о людях, героически преодолевающих трудности, о тяжелой жизни советского педагога и о том, как он продолжает доблестно трудиться, несмотря ни на что. При этом постоянно повторяли: так, как раньше, больше не будет, мы должны заниматься просвещением по-новому, в духе коммунизма! При царе детей били - мы будем действовать убеждением, раньше учитель мог обозвать, оскорбить ребенка, теперь же мы должны относиться к нему со всем уважением, раньше заставляли, принуждали, понукали, а мы сделаем упор на развитие интереса, культуру, такт!

Любопытно, но в те времена мы публиковали немало статей, которые позже были бы признаны чрезмерно острыми, едкими и неудобными. В частности, много материалов было посвящено теме антисемитизма и национализма (причем с упоминанием конкретных примеров, названий школ, фамилий учителей, замеченных в этом). Огромное количество статей рассказывало о борьбе с Церковью и сектами, об атеистическом воспитании, о том, как нехорошо быть верующим просвещенцем. Газета не боялась писать о «несознательных элементах» из числа директоров, которые откровенно грабили казенное имущество, совращали школьниц, издевались над мальчиками, доводили до самоубийства подчиненных.

Да, это были «отдельные случаи», с которыми было необходимо бороться, однако об этом писали едва ли не в каждом номере. А вот гораздо позже, например в 50-70-е годы, о многих подобных проблемах предпочитали вообще не упоминать. Почему? Наверное, чтобы не разрушать картину мира, в которой таким вот элементам не было места (хотя по факту они все-таки существовали, о чем мы внезапно узнали в эпоху гласности).

30-е годы, особенно их вторая половина, у нас ассоциируются с культом личности, массовыми репрессиями, доносами, разоблачениями шпионов и т. д. Насколько все это было отражено на страницах «Учительской газеты»? Как ни странно, в весьма малой степени. Нет, конечно, кое-где проскакивали статьи о том, что в такой-то школе такие-то преподаватели ведут себя неподобающим образом - подсказывают на экзаменах, ставят липовые отметки, кричат на детей, чем играют на руку мировому империализму, позорят советское образование. Но каждый факт проверялся, а о результатах проверок сообщалось в следующих номерах. Поэтому анонимных доносов типа «учительница Сидорова ведет аморальный образ жизни, а директор Петров - враг народа!» здесь не было даже в 1937-м.

Изначально газета была органом Минпроса СССР и ЦК Профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Что, однако, ничуть не мешало ей критиковать те методы и подходы, которые, по мнению редакции, мешали развивать наше образование. В том же 37-м, например, когда была затронута проблема процентомании, дутой успеваемости и фиктивных медалистов, доставалось и самому Наркомпросу. Ему ставили в вину многочисленные эксперименты, в результате которых качество обучения заметно снизилось. Сейчас, когда министра образования и науки в прессе критикуют все кому не лень, это кажется вполне нормальным. А вот представить себе нечто подобное, скажем, в 60-е годы можно с трудом. Максимум, на что тогда хватало смелости, это на рассказы о том, как мало читают нынешние школьники, как узок кругозор современного педагога, как девальвировано понятие «идейность», насколько слабо у нас организована работа по обучению и воспитанию будущих руководителей школ.

Вообще, к сожалению, нужно признать, что довольно долгое время, с начала 70-х и вплоть до середины 80-х, действительно острых материалов у нас было не так уж много. Тогда упор был сделан не на едкую критику, а на обсуждение наших достижений, обмен опытом и рассказ о прекрасных людях СССР. Кстати, вполне возможно, что именно этот период у некоторых наших почтенных подписчиков ассоциируется с той «Училкой», которая, по их мнению, являла собой образец доброго и умного педагогического СМИ.

Очередной всплеск острых и откровенных материалов о реальных проблемах советской школы наблюдался в конце 80-х. Тогда читатели внезапно почувствовали, что молчать о наболевшем, убаюкивая себя мантрами про самое лучшее в мире образование, больше нельзя, надо что-то делать. В газету потоком хлынули письма из регионов, где предлагали самые разные варианты реформирования школы. Серия публикаций, посвященных учителям-новаторам, стала мощнейшим стимулом для развития всей системы образования. Можно сказать, это тот самый случай, когда возможности совпали с желаниями. Ведь об Амонашвили, Эльконине, Эрдниеве, Сухомлинском и других выдающихся педагогах советской школы «Учительская газета» писала еще в начале 70-х, публиковала их собственные статьи, однако такого резонанса эти материалы не вызывали.

90-е годы чем-то отчетливо напомнили 20-е. И там, и здесь возникло ощущение того, что мы находимся на переломном этапе нашей истории, что по-старому жить и учить уже нельзя, но как это делать по-новому, не совсем понятно (и, кстати, неясно до сих пор). С одной стороны, мы не зашли так далеко, как в те времена, когда учителя-энтузиасты требовали срочно реформировать русский язык, изменить его правила, которые слишком сложны, а потому мешают простым гражданам научиться читать и писать в короткое время. С другой стороны, а чем лучше инициативы, фактически реализованные в интернет-сообществе, суть которых сводится как раз к этому самому «упрощению» (вспомните «падонкафский езык» блогеров)? И как не сравнить те реформы образования с этими, от которых людей трясет перманентно?

Сравнение, кстати, уместно. Многие серьезные вопросы, которые касаются всех и каждого педагога, в разные годы решались по-разному. Например, в 1927 году президиум ЦК обсуждал проект Наркомпроса об отмене весенних каникул. И в результате «не счел возможным вынести по этому поводу окончательного решения», признав, что «разрешать этот вопрос было бы нецелесообразно без участия массы учительства, без широкого обсуждения вопроса в педколлективах (с участием родителей, врачей и т. д.)». Но, заметьте, это обсуждение было инициировано на самом высоком уровне, в ЦК. А теперь вспомните, какие вопросы, куда более серьезные, нежели отмена каникул, прошли мимо учителей, какие решения были приняты без участия педагогической общественности.

Справедливости ради нужно сказать, что газета и сама, без указки сверху, старалась организовать обсуждение тех или иных злободневных проблем, связанных с преподаванием отдельных дисциплин, воспитательной работой, программами, учебниками и т. д. И всегда приглашала читателей к сотрудничеству. Потому что мы всегда понимали - строить новую школу можно только коллективно, обязательно учитывая пожелания тех, кому в ней предстоит учиться и работать.

Этим принципом, заложенным еще в 1924 году, мы руководствуемся и сегодня.
http://ug.ru/archive/58304





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Геннадьевич Покаевский2014-11-26 21:42:53 - Александр Геннадьевич Покаевский
Правда, Известия,Труд =
не знаю - то ли живы, то ли нет
А таким изданиям попроще =
`держи нос по ветру`
и не утонешь
Валентина Вениаминовна Королева2014-11-26 22:00:13 - Валентина Вениаминовна Королева
Все живы, Александр Геннадьевич! Вполне.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/