90 лет тому назад - Вадим Иванович Мелешко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Разное
 ▫ Мои статьи
 ▫ Фото
 ▫ Личные фото
 ▫ Русский Север
 ▫ Кошки
 ▫ Флора
 ▫ Фауна
 ▫ Всякие логотипы
 ▫ Видео
 ▫ Gif
 ▫ Презентации
 ▫ Книги
 ▫ Учебники
 ▫ Художественные
 ▫ Мерзкие
 ▫ Словари
 ▫ Аудиокниги
 ▫ Классика
 ▫ Про Федота-стрельца
 ▫ Юрий Лужков
 ▫ Музыка
 ▫ Детские песни
 ▫ Дмитрий Маликов
 ▫ Взрослые
 ▫ Чингисхан
 ▫ Электронная
 ▫ Kraftwerk
 ▫ Chilly
 ▫ Boney M
 ▫ Bosson
 ▫ Попса
 ▫ Меладзе
 ▫ Тату
 ▫ Ottawan
 ▫ J-M Jarre
 ▫ Teach-In
 ▫ Воскресение
 ▫ Свиридов
 ▫ Rockets
 ▫ Чёрный кофе
 ▫ Ретро
 ▫ Зарубёжная эстрада
 ▫ Советские
 ▫ Застольные
 ▫ Аквариум
 ▫ Кезля&Моргунов
 ▫ Depeche Mode
 ▫ Машина времени
 ▫ Океан Ельзи
 ▫ Smokie
 ▫ Шостакович
 ▫ Национальные мотивы
 ▫ Omega
 ▫ Сербские религиозные песнопения
 ▫ Юрий Лоза
 ▫ Иисус Христос Суперзвезда
 ▫ Space
 ▫ AC/DC
 ▫ Louis Armstrong
 ▫ Ласковый май
 ▫ Наутилус Помпилиус
 ▫ Большо́й де́тский хор Всесою́зного ра́дио и Центра́льного телеви́дения
 ▫ Пикник
 ▫ Альфа, вперёд!
 ▫ Nazareth
 ▫ Константин Никольский
 ▫ Русский Поэтический Цивилизационный Код. Ломоносов.
 ▫ Рождество
 ▫ Аркадий Хоралов
 ▫ Александр Морозов
 ▫ Hi-Fi
 ▫ Munich Machine
 ▫ Форум/Электроклуб
 ▫ Голос
 ▫ Vangelis
 ▫ Secret service
 ▫ Supermax
 ▫ Евгений Крылатов
 ▫ Перепевки
 ▫ Программы
 ▫ Сканы
 ▫ Журналы
 ▫ Химия и жизнь
 ▫ Выступления
 ▫ Мифы неоязычества
 ▫ ИКТ
 ▫ Мнения сторон






























Статистика


 Просмотров: 3250859
 Посетителей: 812263
 Подробности









Вадим Иванович Мелешко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Вадим Иванович Мелешко / Блог / 90 лет тому назад


ЗАПИСЬ #4242

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 ноября 2014, 18:22, автор - хозяин блога
Вадим Иванович Мелешко

90 лет тому назад

Между строк и в полный голос

Диалог с читателями на страницах «Учительской» всегда был зеркалом времени

За 90 (теперь уже с лишним) лет в свет вышло 10544 номера «Учительской газеты». Много это или мало? Вопрос относительный. Тем более что любое сравнение будет некорректным. Ведь в разные годы газета выходила то ежедневно, то пять раз в неделю, то четыре раза в месяц, менялся объем (4, 6, 8, 16, 24 и более полос), формат (от A2 до А3 со всевозможными нестандартными вариациями). Она выходила и в голодные 20-е, и в суровые 40-е, и в относительно благополучные застойные, и в лихие постперестроечные. У нее были приложения, спецвыпуски, вкладки, тематические номера. Словом, невозможно определить тот объем информации, который прошел через наше издание за весь период его существования. Равно как и количество труда, затраченного на производство газеты тогда и сейчас. Поэтому постараюсь поделиться с вами собственными впечатлениями, которые постоянно сопровождали меня на протяжении года работы в нашем архиве. Вадим Мелешко
 
В самом первом номере «УГ» от 3 октября 1924 года была определена главная задача этого издания: «...Газета скажет о том, как создается новая школа, как живет и работает в ней учитель. В нашей газете мы будем вместе обсуждать свои промахи и ошибки, будем коллективно строить новую советскую школу». Собственно, так оно и было все 90 лет. Но есть довольно большая разница в том, как это происходило в разные периоды, о чем конкретно писали наши авторы и корреспонденты, какие темы были наиболее актуальны.

Скажем, в 20-е годы много говорили о трудовом энтузиазме, о людях, героически преодолевающих трудности, о тяжелой жизни советского педагога и о том, как он продолжает доблестно трудиться, несмотря ни на что. При этом постоянно повторяли: так, как раньше, больше не будет, мы должны заниматься просвещением по-новому, в духе коммунизма! При царе детей били - мы будем действовать убеждением, раньше учитель мог обозвать, оскорбить ребенка, теперь же мы должны относиться к нему со всем уважением, раньше заставляли, принуждали, понукали, а мы сделаем упор на развитие интереса, культуру, такт!

Любопытно, но в те времена мы публиковали немало статей, которые позже были бы признаны чрезмерно острыми, едкими и неудобными. В частности, много материалов было посвящено теме антисемитизма и национализма (причем с упоминанием конкретных примеров, названий школ, фамилий учителей, замеченных в этом). Огромное количество статей рассказывало о борьбе с Церковью и сектами, об атеистическом воспитании, о том, как нехорошо быть верующим просвещенцем. Газета не боялась писать о «несознательных элементах» из числа директоров, которые откровенно грабили казенное имущество, совращали школьниц, издевались над мальчиками, доводили до самоубийства подчиненных.

Да, это были «отдельные случаи», с которыми было необходимо бороться, однако об этом писали едва ли не в каждом номере. А вот гораздо позже, например в 50-70-е годы, о многих подобных проблемах предпочитали вообще не упоминать. Почему? Наверное, чтобы не разрушать картину мира, в которой таким вот элементам не было места (хотя по факту они все-таки существовали, о чем мы внезапно узнали в эпоху гласности).

30-е годы, особенно их вторая половина, у нас ассоциируются с культом личности, массовыми репрессиями, доносами, разоблачениями шпионов и т. д. Насколько все это было отражено на страницах «Учительской газеты»? Как ни странно, в весьма малой степени. Нет, конечно, кое-где проскакивали статьи о том, что в такой-то школе такие-то преподаватели ведут себя неподобающим образом - подсказывают на экзаменах, ставят липовые отметки, кричат на детей, чем играют на руку мировому империализму, позорят советское образование. Но каждый факт проверялся, а о результатах проверок сообщалось в следующих номерах. Поэтому анонимных доносов типа «учительница Сидорова ведет аморальный образ жизни, а директор Петров - враг народа!» здесь не было даже в 1937-м.

Изначально газета была органом Минпроса СССР и ЦК Профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Что, однако, ничуть не мешало ей критиковать те методы и подходы, которые, по мнению редакции, мешали развивать наше образование. В том же 37-м, например, когда была затронута проблема процентомании, дутой успеваемости и фиктивных медалистов, доставалось и самому Наркомпросу. Ему ставили в вину многочисленные эксперименты, в результате которых качество обучения заметно снизилось. Сейчас, когда министра образования и науки в прессе критикуют все кому не лень, это кажется вполне нормальным. А вот представить себе нечто подобное, скажем, в 60-е годы можно с трудом. Максимум, на что тогда хватало смелости, это на рассказы о том, как мало читают нынешние школьники, как узок кругозор современного педагога, как девальвировано понятие «идейность», насколько слабо у нас организована работа по обучению и воспитанию будущих руководителей школ.

Вообще, к сожалению, нужно признать, что довольно долгое время, с начала 70-х и вплоть до середины 80-х, действительно острых материалов у нас было не так уж много. Тогда упор был сделан не на едкую критику, а на обсуждение наших достижений, обмен опытом и рассказ о прекрасных людях СССР. Кстати, вполне возможно, что именно этот период у некоторых наших почтенных подписчиков ассоциируется с той «Училкой», которая, по их мнению, являла собой образец доброго и умного педагогического СМИ.

Очередной всплеск острых и откровенных материалов о реальных проблемах советской школы наблюдался в конце 80-х. Тогда читатели внезапно почувствовали, что молчать о наболевшем, убаюкивая себя мантрами про самое лучшее в мире образование, больше нельзя, надо что-то делать. В газету потоком хлынули письма из регионов, где предлагали самые разные варианты реформирования школы. Серия публикаций, посвященных учителям-новаторам, стала мощнейшим стимулом для развития всей системы образования. Можно сказать, это тот самый случай, когда возможности совпали с желаниями. Ведь об Амонашвили, Эльконине, Эрдниеве, Сухомлинском и других выдающихся педагогах советской школы «Учительская газета» писала еще в начале 70-х, публиковала их собственные статьи, однако такого резонанса эти материалы не вызывали.

90-е годы чем-то отчетливо напомнили 20-е. И там, и здесь возникло ощущение того, что мы находимся на переломном этапе нашей истории, что по-старому жить и учить уже нельзя, но как это делать по-новому, не совсем понятно (и, кстати, неясно до сих пор). С одной стороны, мы не зашли так далеко, как в те времена, когда учителя-энтузиасты требовали срочно реформировать русский язык, изменить его правила, которые слишком сложны, а потому мешают простым гражданам научиться читать и писать в короткое время. С другой стороны, а чем лучше инициативы, фактически реализованные в интернет-сообществе, суть которых сводится как раз к этому самому «упрощению» (вспомните «падонкафский езык» блогеров)? И как не сравнить те реформы образования с этими, от которых людей трясет перманентно?

Сравнение, кстати, уместно. Многие серьезные вопросы, которые касаются всех и каждого педагога, в разные годы решались по-разному. Например, в 1927 году президиум ЦК обсуждал проект Наркомпроса об отмене весенних каникул. И в результате «не счел возможным вынести по этому поводу окончательного решения», признав, что «разрешать этот вопрос было бы нецелесообразно без участия массы учительства, без широкого обсуждения вопроса в педколлективах (с участием родителей, врачей и т. д.)». Но, заметьте, это обсуждение было инициировано на самом высоком уровне, в ЦК. А теперь вспомните, какие вопросы, куда более серьезные, нежели отмена каникул, прошли мимо учителей, какие решения были приняты без участия педагогической общественности.

Справедливости ради нужно сказать, что газета и сама, без указки сверху, старалась организовать обсуждение тех или иных злободневных проблем, связанных с преподаванием отдельных дисциплин, воспитательной работой, программами, учебниками и т. д. И всегда приглашала читателей к сотрудничеству. Потому что мы всегда понимали - строить новую школу можно только коллективно, обязательно учитывая пожелания тех, кому в ней предстоит учиться и работать.

Этим принципом, заложенным еще в 1924 году, мы руководствуемся и сегодня.
http://ug.ru/archive/58304





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Геннадьевич Покаевский2014-11-26 21:42:53 - Александр Геннадьевич Покаевский
Правда, Известия,Труд =
не знаю - то ли живы, то ли нет
А таким изданиям попроще =
`держи нос по ветру`
и не утонешь
Валентина Вениаминовна Королева2014-11-26 22:00:13 - Валентина Вениаминовна Королева
Все живы, Александр Геннадьевич! Вполне.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/