Почему отстает российская школа? - Алексей Иванович Сгибнев
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Алексей Иванович Сгибнев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алексей Иванович Сгибнев / Блог / Почему отстает российская школа?


ЗАПИСЬ #210

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


24 ноября 2014, 22:14, автор - хозяин блога
Алексей Иванович Сгибнев

Почему отстает российская школа?

Автор: Марина Лемуткина 

«Главный учитель сегодняшнего ребенка — его мобильник, ведь там Гугл, которому он так верит» — так обрисовал ситуацию в образовании один из катарских отцов, но под его словами может подписаться любой. Оно и понятно.

«Мир изменился настолько, что образование оказалось на перепутье: именно сейчас определяются глобальные вызовы и пути его развития на ближайшие десятилетия», — заявил, открывая WISE-2014, председатель саммита доктор философии шейх Абдулла бен аль-Тани.

Определить новые мировые вызовы и тренды удалось довольно быстро. С одной стороны, демотивация детей к учебе. С другой — ставка на креативную школу, готовящую будущих профессионалов с ярко выраженной творческой составляющей. Короче, ключевым словом в образовании на обозримое будущее становится КРЕАТИВ со всеми его производными. Здесь все ясно. Сложнее понять, как этого добиться.

Школа — главный враг креатива?

Две трети ведущих экспертов мира, собравшихся в Дохе, считают, что нынешняя школа убивает креативность детей. При этом главным препятствием для креативности большинство (37%) назвали слишком большие временные затраты на подготовку школьников к тестам. Вторая по численности группа (28%) винит руководство школ, редко поощряющее креативность учителей из боязни связанного с ней риска, 20% — самих учителей, а 13% — чрезмерную обязательность школьной программы. Еще 2% полагают, что на креативность школы всем попросту наплевать.

Любопытно, что самым эффективным способом мотивации учителя к креативности подавляющее большинство — 56% — назвали не увеличение зарплаты (за этот путь высказались 22%), а большее доверие к учителю и свободу эксперимента на уроке. Важно также, что каждый десятый эксперт настаивает на сокращении объема тестово-оценочных работ и наращивании обратной связи ученика с учителем на основе педагогических наблюдений. Этот путь, как оказалось, апробируют уже многие страны. И только наша движется в прямо противоположном направлении.

«Роль тестирования неимоверно раздута»

— Последние 20 лет мы двигались не туда и воспитывали в детях неверные навыки, — открыл дискуссию автор бестселлера «Как дети достигают успеха» Пол Тот (США). — Роль индекса IQ и тестирования в целом неимоверно раздута: важнее креативность и любознательность ребенка, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки. Этот вывод сделан не на пустом месте. Пилотный проект в двух школах Нью-Йорка подтверждает: дети, легко решающие тесты, часто не способны противостоять сложностям в разрешении жизненных проблем. Так что сегодня при всей важности академической составляющей главная задача учителя, во-первых, научить детей учиться, а во-вторых, справляться с неудачами, вооружить жизненной стратегией быть победителем, а не жертвой. Что же касается стандартизированных тестов, то это палка о двух концах. Они не отражают ни интеллектуального потенциала, ни становления характера ученика, а умение их решать не всегда помогает справляться с задачами, которые подбрасывает жизнь.

Не стоит, по мнению Тота, преувеличивать и роль электронных образовательных технологий: «Они полезны, но крайне затрудняют педагогическое воздействие на ученика и процесс его воспитания». И снова ощущение, что Россия бредет не туда: наши чиновники от образования первым делом отчитываются о закупках электронных девайсов и размахе дистанционного образования.

«Воспитывать в школе не будущих потребителей, а креативщиков!»

Лишь три года назад тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объявил, что в соответствии с мировыми тенденциями наша система образования должна готовить грамотных потребителей. И вот поди ж ты! Современная школа должна растить не будущих потребителей, а креативщиков, заявил эксперт гарвардской Лаборатории инноваций Тони Вагнер (США):

— В мире произошли фундаментальные изменения, и нужны люди, способные придумать что-то новое, открыть новые возможности и принципиально новые пути решения проблем. Добрую половину работодателей интересует не диплом претендента на рабочее место, а то, что тот умеет и может ли он работать в команде. Мы перешли к инновационной модели, а значит, в первую очередь школа должна поощрять любознательность ребенка. Именно это, а не простая передача знаний является сегодня главной целью школы. И под нее сегодня надо готовить учителей и новые программы, ведь креативному подходу к жизни надо учить с детства. В противном случае уже к 12 годам дети понимают, что надо не задавать учителю вопросы, а давать правильные ответы. А когда подрастут, то если и изобретут что-то, то не благодаря, а вопреки навыкам, полученным в школе.

«Мир сейчас нуждается не в тех, кто ищет работу, а в тех, кто создает рабочие места, — констатировал руководитель международного фонда Creativity, Culture and Education Пол Коллард (Великобритания). — Поэтому главное — воспитание в учащихся креативности: любознательности, воображения, упорства, умения работать в команде, самодисциплины. Это, кстати, и лучший путь мотивации к учебе, ведь интересно учиться, а не хулиганить на уроке, лишь тогда дети физически, морально и интеллектуально вовлечены в образовательный процесс. Тот, кто спит на уроке, не усвоит ничего, а тот, кто там томится от скуки, — почти ничего!

Каждый евро, вложенный в дошкольное образование Финляндии, приносит семь

В последнее десятилетие маленькая Финляндия стала признанным мировым лидером образования. Не в последнюю очередь из-за того, что образование здесь считают главным фактором благополучия человека. Впрочем, и государства тоже.

— Каждый евро, вложенный в образование дошкольника, приносит семь, — поделилась образовательной арифметикой своей страны министр образования и коммуникаций Финляндии Криста Киуру. — Таким образом, вложения в образование — это обязательно вложение в экономику — просто это не всегда лежит на поверхности. К примеру, детские сады улучшают когнитивные возможности на 87%. Поэтому мы, говоря об образовании, имеем в виду не только школу, а всю цепочку, начиная с детсада.

Цель дошколки в Финляндии, по ее словам, «с одной стороны, научить детей учиться, а с другой — понимать чувства других людей, сотрудничать друг с другом, быть частью общества. При этом мы считаем принципиально важным оставлять им достаточно времени для самостоятельных, без участия взрослых, занятий и игр».

Учат финских малышей, как оказалось, и еще кое-чему. А именно чувству свободы: «Необходимо, чтобы уже у трех-, четырех- и пятилеток был выбор, — не сомневается министр образования. — К примеру, оценки взрослых и детей часто не совпадают. Мы строим для них большие здания детсадов, а им в огромных помещениях неуютно — они больше любят места, связанные с играми. И все это мы выяснили, попросив детей сделать фото мест, которые они ненавидят и любят».

Кто прислушивается к мнению воспитанников детских садов и думает об их свободе в нашей стране?

Финская модель: школа

— Мы начали реформу образования, из-за того что обучение носило слишком академический, отвлеченный характер, а экономике не хватало квалифицированных специалистов. Другой целью стала ставка на креативность и обучение основам предпринимательства, — рассказал «МК» исполнительный директор неправительственной организации «Me and MyCity» Томи Алакоски (Финляндия).

Вначале, признался он, многие не верили, что новый подход пойдет на пользу, и хотя явно никто не сопротивлялся, был большой скепсис. Но с учителями и родителями поработали, педагоги прошли переподготовку в университетах (к слову сказать, все финские учителя с высшим образованием, причем закончили не бакалавриат, а магистратуру). Затем к сотрудничеству со школой подключились предприниматели, «зацепленные» заинтересованностью в подготовке будущей рабсилы (а не приказной «социальной ответственностью»), и все завертелось.

Пилот по увязке теоретических знаний с практикой начался в 2010 году и через четыре года принес первые плоды. Учителя втянулись, а школьники с изумлением обнаружили, что, скажем, математика не только интересный, но и необходимый предмет, кем бы во взрослой жизни они ни стали — бизнесменами или наемными работниками. Сейчас на очереди новая проблема: дети, по словам Алакоски, не знают, куда идти после школы — и им надо помочь с выбором.

Провести индивидуальную работу с каждым школьником в Финляндии реально: к примеру, в Хельсинки в школе в среднем по 400 учащихся: в младших классах менее 20 человек, а в старших — по 25. В финском детском саду полагается по 8 воспитанников на одного воспитателя. Да и в целом на образовании не экономят — на эту сферу идет до 30% доходов от налогов. И это принципиальный момент.

Деньги никто не отменял

Понятно, что выделение средств в условиях экономического кризиса — вопрос непростой, а если ситуация усугублена другими факторами, как в России, и подавно. Однако существуют объективные показатели финансирования образования в странах, заинтересованных в интеллектуальном развитии нации. И те, кто на них не ориентируется, пролетают.

По оценке руководителя международной организации «Глобальное партнерство в области образования» Элис Олбрайт, «для нормальной работы системы образования страна должна вкладывать в него около 6% ВНП, или 20% национального бюджета». Для России с ее недавними 4,5% ВВП на образование, а в 2015-м, предположительно, и с 4,1% — это несбыточные мечты. Прочие мировые тренды, о которых говорилось в Дохе, на пути следования отечественного образования также не наблюдаются. Может быть, нам нужнее не креативность, а единообразие?


Тэги: образование в мире



ОБСУЖДЕНИЕ


Михаил Васильевич Николаев2014-11-25 04:00:09 - Михаил Васильевич Николаев
Спасибо, интересно.
Инна Викторовна Полякова2014-11-25 07:12:27 - Инна Викторовна Полякова
Финский учебник математики - почти точная калька советского. А что там на самом деле радикально изменили в системе образования, так это зарплату педагогов, в несколько раз(!) её увеличив.
А наше руководство кроме подкорректированных методик в тамошнем образовании более ничего замечать не хочет. И мечтает как бы на наши три копейки выхода получить, как на их три рубля...
Алевтина Петровна Монастырская2014-11-25 19:13:45 - Алевтина Петровна Монастырская
И в финских школах очень приветствуется методика советских учителей. Именно, УЧИТЕЛЕЙ, а не урокодателей.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Дорогие,Коллеги,как я счастлива ,что я имею возможность общаться с людьми безгранично- талантливыми и одновременно бесконечно -добрыми .Спасибо Вам большое .С уважением к Вам.
Что такое колейдоском
Удобно же использовать то, что есть не думая и не заморачиваясь. А так же чтобы новый рейтинг создать нужно думать и кропотливо работать. То есть лень и снобизм дают то, что есть на сегодня. Но об этом объявлять не много чести. Честь - сделать свой рейтинг с вечными ценностями.
Поиск враХа сейчас очень моден. Главное громко крикнуть про `ценности`: с надрывом и берёзкишумят о своих, правильных и благословлённых - и с обличительной сталью в голосе о ненашенских. Благословление на обличение которых тоже получено (... хм... от тех людей, которые учат нас не ковыряться в...?!). А тем временем: название проекта прям ... рязанское, кондовое, прям на великом и могучем. Впрочем, мы, вероятно, не понимаем: это другое! У нас же как? Когда надо, со всех трибун с перестройкой на лице бросаются вещать о том, как гадко ТАМ и как мило ТУТ. Но, если что, то с удовольствием смакуют: `А вот в Штатах за такое бы ухх! А вот там флаги на каждой палке - итс со кул! Перенять бы!`. И вот вопрос встаёт, возникает, появляется: а чего вообще добиваются все эти люди? Им что нужно-то? Объявить очередной год унижения семьи-педагога-тд? Попринимать участие в каких-то собраниях, съездах, официальных частях + а теперь банкет? Выхлопа-то от этого участия... Много слов, красивых, подготовленных. Наше образование то, наше образование сё... А тем временем заместителей министра обороны сажают. Задерживают, простите: кто ж его посадит! Одного поля ягодки? Совершенно одного. С соседних кустов. Ибо так возделано. И перемен что-то никаких не видно. Ну, может, оно и не должно быть видно обывателю. Слова видны, однако. Дела - не видно.
Произошло то, что запустили проект Brand Analytics, и теперь можно посмотреть, как выстраиваются вузы по тем сведениям, которые о них содержатся в Интернете, а не создаются авторами тех или иных многочисленных рейтингов. Выясняется странная вещь: многие университеты стоят в списке на верхних позициях только потому, что они лояльны к западным ценностям, а не потому, что там дают качественное образование. Вот об этом Тюрина и сказала.
Детским лепетом надежда врёт И тем не менее к себе влечёт, И утешает, и обещает, И с неизбежным примиряет.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/