Гиперактивность.
Согласитесь: спокойные, тихие и
послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не
так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам
своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что
он, во-первых, здоров
(стал бы больной скакать по диванам!), а
во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не
давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает
и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще
дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только
став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки:
"Какой же ты хороший, когда спишь!"
Но если это так естественно, почему
неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят
прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между
просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Гиперактивный
ребенок:
Он находится в
постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он
устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и
истерит.
Быстро и много говорит, глотает слова,
перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы на них.
Его невозможно уложить спать, а
если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для
гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребенок - неуправляемый, при
этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях
(дом,
магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не
контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход
подручные средства: палки, камни...
Откуда
ноги растут?
Главное отличие гиперактивности от
просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а
следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом
возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева
сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с
маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни
сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не
редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все
дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и
впоследствии, если все "недоразумения"
(беспокойность,
истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения
малыша, то их не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш
избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия
жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим
дня
(с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами -
очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь,
то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад,
постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять
планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня"
и постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйтесь такими советами:
Малыш не виноват, что он такой
"живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать
унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение
самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может
угодить маме с папой.
Научить ребенка управлять собой -
ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут
"агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у
вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по
живым существам
(людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по
земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто
необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
В воспитании необходимо избегать
двух крайностей - проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных
требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко
разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов
и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно хвалить в каждом
случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере
относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
Необходимо
оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством
впечатлений
(телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей
(магазинов, рынков и пр).
В некоторых случаях излишняя
активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями
слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям
просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае
родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
"Движение - это жизнь",
недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости.
Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры,
порезвиться, побегать, попрыгать.
Иногда нарушения поведения могут
оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную
ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в
несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. В этом
случае нужна консультация специалиста.
Обдумывая рацион ребенка, отдавайте
предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и
микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо
придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого,
копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно
правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
Подготовьте своему непоседе
"поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
Приучайте малыша к пассивным играм.
Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на
месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это,
давай посмотрим..."), но после удовлетворения интереса постарайтесь
возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
Научите малыша расслабляться.
Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это
йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог
подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может,
медитация.
И не забывайте говорить ребенку,
как сильно вы его любите.
И все, спросите вы, а как же
патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть,
но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют
активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается.
Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при
этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и
не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему
трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под
заботливым маминым крылом вряд ли удастся.