Проблема
Недостаточная
активность детей во внеурочное время
Цель
Разработать Программу
дополнительного образования кружка
«Хочу всё знать»
Задачи
-
Как на основе познавательной
деятельности развить творчество младших школьников во внеурочное время
-
Создать кружок «Хочу всё знать»
-
Изучить научно- методическую литературу,
Программу общеобразовательных школ по предмету «Окружающий мир»
-
Продумать наиболее рациональный
способ построения Программы ДО
-
Отобрать доступную для возраста
младшего школьника тематику
-
В содержание Программы ДО кружка
«Хочу всё знать» ввести занятия
-по
способу получения информации : теоретические, практические
-по
характеру выполнения заданий: индивидуальные, парные, групповые
-по виду
деятельности: исследовательская по изучению родного края, познавательная,
творческая
-
Представить электронные слайды по
отдельным темам в виде презентаций
-
Представить развёрнутый
тематический план занятия по теме «Введение в Программу»
-
исследовательской деятельности по
теме «Полезные ископаемые родного края. Глина»
Ожидаемый результат
-
Удовлетворение потребности
познания окружающей действительности учащимися;
-
Ведение здорового образа жизни;
-
Мотивация личности к познанию и
творчеству;
-
Повышение культуры поведения в
общественных местах, в природе, во взаимоотношениях между собой;
-
Развитие творческой деятельности;
-
Расширение кругозора, активизация
научно-познавательной деятельности учащихся;
-
Воспитание любви к природе родного
края и бережное отношение к ней
Конечный результат проекта
- Программа ДО кружка «Хочу всё знать»
Актуальность
проблемы
Данная проблема в
современном мире актуальна по причинам:
-
После уроков младший школьник
остаётся без присмотра родителей ввиду их занятости.
-
Часто родитель или оба родителя
находятся на «заработках» вдали от дома.
-
Воспитание ребёнка в семье не
происходит на должном уровне.
-
Современного родителя больше
волнует материальное благосостояние семьи.
Я считаю решение этой
проблемы разрешимо через систему дополнительного образования – охватом детей
кружковой деятельностью.
Детей младшего школьного возраста особенно интересуют вопросы
познания окружающего мира. Познавать окружающий мир – это так увлекательно. Поэтому
при выборе названия кружка я предпочла «Хочу всё знать».
Ведущая идея программы состоит в формировании у школьников
единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и
общего для всех людей, для всего живого.
Выбор
тематики определяется решением следующих задач:
-
Удовлетворение потребности
познания окружающей действительности учащимися;
-
Ведение здорового образа жизни;
-
Мотивация личности к познанию и
творчеству;
-
Повышение культуры поведения в
общественных местах, в природе, во взаимоотношениях между собой;
-
Развитие творческой деятельности;
-
Расширение кругозора, активизация
научно-познавательной деятельности учащихся;
Воспитание
любви к природе и бережное отношение к ней.
Введение в содержание программы вопросов по изучению родного края
позволяет вызвать
у
учащихся и тем самым выработать потребность внести свой маленький вклад по
сохранению флоры и фауны своей малой родины. Узнавая всё больше о природе,
перед детьми встаёт проблема: «Как я могу помочь природе, которая нуждается в
моей помощи?» Вследствие чего у детей формируется эмоциональное отношение к
домашним питомцам, птицам, растениям, насекомым, появляется желание помочь им.
Например, ребёнок после занятий кружка решил смастерить кормушку. Это первый
шаг в помощи природе. Ежедневное, систематическое ухаживание, наблюдение за
прилётом птиц, их повадками развивает наблюдательность личности ребёнка,
формирует у него умение видеть прекрасное в природе и чувствовать себя частью
её, а самое главное – ребёнок познаёт радость собственного труда.
Одновременно являясь и учителем начальных классов, зная содержание
и методику начального образования, считаю, что усвоение содержания
дополнительной образовательной Программы является стимулом, побуждающим детей к
учению.
Использование компьютерной технологии на занятиях пробуждает
интерес к познанию окружающего мира, вносит новизну в форму проведения занятий.
Тем самым позволяет более глубокому усвоению программного материала,
активизирует научно-познавательную, творческую деятельность младших школьников.
Источником доброты и красоты является природа.
Всё самое нежное, ласковое, прелестное, увлекательное, заманчивое, интересное,
чудесное, прекрасное связано с природой.
Познать природу – это значит, познать самого
себя: узнать, какой ты человек, богат ли твой душевный мир?
Моя
педагогическая идея
Самой важной особенностью личности, я считаю,
ведение здорового образа жизни. У здоровой личности появляется
любознательность,
к познанию. Уже у увлечённой познанием окружающего
мира личности рождаются такие качества, как наблюдательность, отзывчивость,
доброта, вдохновляющие к творческой деятельности.
Ребёнок младшего школьного возраста наиболее
вооспримчив ко всему происходящему вокруг. Ему хочется многое узнать из окружающей
его жизни, познать его, внести свой маленький вклад, чтобы всем в мире жилось
хорошо. Своей педагогической целью, я считаю, воспитание здорового,
любознательного, интересного, увлечённого, наблюдательного, отзывчивого,
доброго, творческого человека.
Наблюдая за шелестом листвы, журчанием ручья,
пением птиц, повадками животных, восходом и закатом солнца, слыша хруст снега
под ногами, видя серебристость и красоту зимнего леса – всё это пробуждает,
вдохновляет человека на доброе отношение к природе, является стимулом
творчества.
Всё то душевное наслаждение, что ты получил,
наблюдая за природой и познавая её, хочется изобразить в какой-либо творческой
деятельности. Отсюда рождаются писатели, поэты, художники – люди, творческой
профессии; лесники, экологи, биологи – люди, глубоко любящие и предпринимающие
меры по её охране.
Пояснительная
записка.
Курс занятий кружка «Хочу всё знать» является
дополнением к темам по изучению учащимися предмета «Окружающий мир».
Приоритетной задачей курса занятий кружка
является формирование у школьников единого, ценностно окрашенного образа мира
как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На
этой основе происходит становление у детей современной, экологически
ориентированной картины мира и соответствующего отношения к своему природному и
социальному окружению.
В процессе раскрытия тем курса занятий,
осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и
явлениях природы и общественной жизни, развитие познавательной активности,
расширение кругозора, обогащение нравственного опыта кружковцев, воспитание у
них любви к родной природе, желания сберечь её недра и богатства.
Программа адресована детям младшего школьного
возраста. Объём стартовых знаний, необходимых для начального освоения Программы
– это освоение тем по предмету «Окружающий мир».
Сознательному и прочному усвоению материала
детьми способствуют такие методы, как объяснение, рассказ, беседа, диспуты,
экскурсии, лабораторные занятия, постановка проблемы и пути её реализации.
Основной подачей материала является
использование компьютерной технологии, разработка презентаций по отдельным
темам, непосредственные наблюдения и исследования природы родного края, умения
анализировать полученные знания, передача чувств, переживаний в детском
творчестве. Всё это способствует активизации познавательной деятельности,
развитию детского творчества и воспитанию любви к родной природе. Важной
стороной занятий кружка является выработка таких качеств личности, как
наблюдательность, отзывчивость, любознательность, внимательность, чуткость к
окружающему миру.
Введение в Программу исследовательской
деятельности способствует более глубокому осознанию личностью того, что всё в
природе взаимосвязано – окружающая его среда и непосредственно сама личность. А
окружающий мир, в свою очередь, остро нуждается в охране и бережном отношении.
Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе
человека. Уважение к жизни, к природе – вот принципы этой этики. Осторожно
перешагнуть трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, не беспокоить
подвижного жучка на зеркальной глади воды, любоваться первоцветом, не срывая
его, - всему этому нужно учить с малых лет. Учить любить, оберегать, разумно
использовать природу. Но вместе с тем учить познавать и изучать родной край,
это составляет основу гармонии души, тела и природы.
Практическая направленность, исследовательская
деятельность способствуют воспитанию инициативы, интереса к изучению
экологических проблем родного края, развитию экологической культуры.
Исследовательская деятельность отвечает потребностям младшего школьника – всё
познать, позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им
возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат.
Красота родного края, открывающаяся благодаря
сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. И поэтому важно
научить увидеть, услышать, наслаждаться музыкой природы, не навредив ей.
Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет
слово индивидуальными переживаниями.
Введение в содержание Программы элементов
творческой деятельности даёт возможность ребёнку почувствовать свою
индивидуальную значимость, получить восторг от проделанной работы.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и
культурно-исторической уникальностью. Существенным признаком творчества
является новизна его продуктов. Творчество предполагает новое видение, новый
подход, новое решение, то есть к отказу от привычных стереотипов восприятия,
мышления и поведения.
Отдельные темы творческого характера несут
коллективный характер. Ощутить себя частью коллектива, быть значимым для
достижения конечной цели есть истинное счастье ребёнка. Осознание
ответственного отношения перед другими членами коллектива воспитывают в
личности младшего школьника целенаправленность, волевые качества и
настойчивость.
Дети учатся распознавать растения и животные
своей местности, всего земного шара. Вместе с тем целенаправленно и
последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические
зависимости; осознание которых необходимо для развития у учащихся современного
экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию
гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной
среде, следование которых составляет основу экологической культуры личности.
Важной содержательной курса является обучение умению общаться с другими людьми
– детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил
поведения среди других людей – в семье, гостях, в школе. Также важной стороной
курса является ведение здорового образа жизни и причины его соблюдения.
Что дети узнают и чему они научаться за год?
Учащиеся будут знать:
-
о среде обитания
животного и растительного мира родного края;
-
о полезных
ископаемых родного края
-
о правилах
поведения в природе;
-
о причинах
возникновения явлений природы, о причинах изменений, происходящих в жизни
растений, животных;
-
о вреде курения,
алкоголя, наркомании;
уметь:
-
ухаживать за
домашними питомцами, птицами, растениями;
-
познавать и
изучать тайны родного края, разумно использовать её богатства
-
вести здоровый
образ жизни, соблюдать гигиенические навыки;
-
распознавать
наиболее распространённые виды животных и растений;
-
наблюдать за
повадками животных;
-
наблюдать
своеобразие родного края; передавать её в творческих работах;
-
бережно
относится к природе и не навредить ей;
-
внести свой
вклад по преумножению богатства природы;
-
излагать свои
наблюдения в словесной форме письменно или вслух.
-
самостоятельно
выбирать и читать художественную и научно-познавательную литературу,
предложенную в приложении Программы;
-
любить природу,
быть внимательными, добрыми, отзывчивыми людьми.
Педагогу следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на занятиях. Желательно, чтобы
материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной
направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного компонентов
образования.
Для реализации данной Программы необходимы
наличие компьютерной технологии, учебно-методическое обеспечение, электронные
слайды, учебные видеофильмы, научно-познавательная литература, наглядность,
непосредственное изучение, наблюдение природы родного края учащимися.
Учебно-тематический план
кружка «Хочу всё знать»
№
|
Тема
|
Общее
количество
часов
|
В том числе
|
ТСО
|
|
Теоретические
часы
|
Практические
часы
|
|
Земля, небо
и выше
|
10
|
|
|
|
|
1
|
Что
такое Солнце? Какой размер Солнца? Куда уходит Солнце ночью?
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Что
такое воздух? Откуда берётся ветер?
|
1
|
1
|
|
|
|
3
|
Просмотр
видеофильма « Недра Чувашии. Глина»
|
1
|
1
|
|
|
|
4,5,6
|
Полезные
ископаемые родного края Исследовательская работа «Глина. Где, зачем и как ее
добывают»
|
3
|
|
3
|
|
|
7,8
|
Творческая
работа учащихся. Лепка из глины. Хоровод.
Коллективная работа
|
2
|
|
2
|
|
|
9
|
Сколько
на Земле океанов? Какая у них глубина? Почему океаны солёные? Откуда берутся
волны?
|
1
|
1
|
|
|
|
10
|
Океаны
и её обитатели.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
|
В мире растений
|
10
|
|
|
|
|
11
|
Почему
у некоторых деревьев осенью опадают листья? Почему у листьев осенью меняется
цвет
|
1
|
|
1
|
|
|
12
|
Почему
у вечнозеленых растений вместо листьев иголки?
|
1
|
1
|
|
|
|
13
|
Зачем
деревьям кора? Как можно определить возраст дерева? Что такое сок дерева?
|
1
|
1
|
|
|
|
14,15
|
Исследовательская
работа «Древесные растения»
|
2
|
|
2
|
|
|
16
|
Почему
у цветов яркая окраска? Почему цветы отличаются один от другого?
|
1
|
1
|
|
|
|
17
|
Почему
некоторые цветы пахнут, как духи? Что такое нектар?
|
1
|
1
|
|
|
|
18
|
Рисование
на тему «Я рисую свой цветок»
|
1
|
|
1
|
|
|
19
|
В
мире цветов
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
20
|
Устное
сочинение на тему « Моё любимое растение»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
В мире животных.
|
21
|
|
|
|
|
21
|
Животные
– это кто? Что такое пищевая цепь?
|
1
|
1
|
|
|
|
22
|
Что
такое хищник и его добыча? Что такое пищевая цепь?
|
1
|
1
|
|
|
|
23
|
Какие
животные бывают и где они живут?
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
24
|
Животный
мир моей республики
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
25
|
Лепка
из глины «Моё любимое животное»
|
1
|
|
1
|
|
|
26
|
Птицы
родного края.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
27
|
Птицы
родного края.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
28
|
Что
я узнал о птицах и чем они полезны? Как сохранить удивительный мир птиц?
Контроль полученных знаний
|
1
|
|
1
|
|
|
29
|
Рисование
и описание птиц
.
|
1
|
|
1
|
|
|
30
|
Виталий
Бианки о природе.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
31
|
Белый
снег пушистый.
|
1
|
|
1
|
ИКТ
|
|
32
|
Кто
такие пресмыкающиеся. Все о змеях
|
1
|
1
|
|
|
|
33
|
Кто
такие земноводные? Как лягушки квакают?
|
1
|
1
|
|
|
|
34
|
Обитатели
Австралии.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
35
|
Насекомые.
Почему кусаются комары? Как пчёлы делают мёд?
|
1
|
1
|
|
|
|
36
|
Пауки.
Как пауки плетут паутину? Пауки как не запутываются в своей паутине и что они
делают с добычей?
|
1
|
1
|
|
|
|
37
|
Обезьяны
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
38
|
Коллективное
изготовление композиции на тему « Пищевые цепи природы». (
Коллективная
лепка из глины)
|
1
|
|
1
|
|
|
39
|
Домашние
животные.
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
40
|
Почему собаки лают? Почему кошки
мурлыкают? Почему у кошек ночью горят глаза? Почему кошке нужны усы?
|
1
|
1
|
|
ИКТ
|
|
41
|
Устные сочинения на тему «Моё любимое
домашнее животное»; «Наблюдаю за повадками моего четвероногого друга».
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Я и все обо мне самом
|
9
|
|
|
|
|
42
|
Мозг. Как он выглядит? Почему он
самый ?
|
1
|
1
|
|
|
|
43
|
Кости
и мышцы. Сколько у меня костей?
|
1
|
1
|
|
|
|
44
|
Как
работают мышцы? Почему я иногда чувствую, как бьётся у меня сердце?
|
1
|
1
|
|
|
|
45
|
Что
такое кровь? Что делает кровь красной?
|
1
|
1
|
|
|
|
46
|
«Человек
в моем видении»
Лепка из пластилина
|
1
|
|
1
|
|
|
47
|
Отчего
плохо пахнет рот? Зачем нужно ходить к зубному врачу? «Если хочешь быть
здоров» диспут
|
1
|
|
1
|
|
|
48
|
Почему
мне хочется спать? Почему мне снятся сны?
|
1
|
1
|
|
|
|
49
|
Почему
я заболеваю? Отчего бывает жар?
|
1
|
1
|
|
|
|
50
|
Основы
безопасности моей жизни
|
1
|
1
|
|
|
|
|
Давай пожмём друг другу руку
|
10
|
|
|
|
|
51
|
Лучший друг – это кто? Почему я
должен быть вежливым с другими людьми?
Диспут
|
1
|
|
1
|
|
|
52
|
Почему я должен ходить в школу? Что
такое ложь? Почему нехорошо обманывать?
Диспут.
|
1
|
|
1
|
|
|
53
|
Что такое лень? Почему нельзя
лениться? Л. Зубкова «Сказка про лень».
|
1
|
|
1
|
|
|
54
|
Кто решает, что хорошо, что плохо?
Почему «пожалуйста» и «спасибо» считаются волшебными?
Диспут.
|
1
|
|
1
|
|
|
55
|
Что такое наркомания? Как действует
алкоголь? Почему люди курят
|
1
|
1
|
|
|
|
55
|
Правила поведения на природе
|
1
|
|
1
|
|
|
56,57,58
|
Исследовательская деятельность
«Жизнь водоёма родного края»,
«Раннецветущие растения леса родного края»
«Лекарственные растения родного края»
(по выбору)
|
3
|
|
3
|
|
|
60
|
«Я – юный друг природы»
экскурсия
в природу.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Итого
|
60
|
33
|
27
|
|
|