ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ЕТС возвращается?
Наталия Типенко – известный экономист в области образования и постоянный участник конференций «Авторская школа “Эврика”». В интервью «ВО» она поделилась своими впечатлениями о конференции и рассказала о том, почему новые системы оплаты труда педагогов оказались неэффективными.
– Опыт каких федеральных инновационных площадок показался вам наиболее интересным?
– Методический центр сертификации квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций Калининградской области апробировал механизмы сертификации педагогических кадров. В отличие от аттестации, которая проводится для того, чтобы установить, соответствует ли учитель своей должности, сертификация призвана выявить пробелы в его профессиональной подготовке, ответить на вопрос, какие курсы повышения квалификации необходимо пройти учителю для устранения недостатков в своей работе. Таким образом, аттестация и сертификация дополняют друг друга. Немаловажно и то, что педагоги, прошедшие процедуру сертификации, получают существенную прибавку к заработной плате в виде стимулирующих выплат.
Мне думается, что за системой сертификации – будущее, но есть в этой системе моменты, которые, на мой взгляд, требуют доработки. Например, сейчас на прохождение сертификации педагогов направляют директора школ, а на самом деле надо предоставить право самому учителю проявлять инициативу, тем более что прошедшие сертификацию могут материально стимулироваться.
– Почему все чаще приходится слышать от специалистов, что новая система оплаты труда себя не оправдала?
– Потому что оценить качество работы учителя не представляется возможным: такие критерии очень несовершенны. Те, что есть – субъективны и часто не имеют прямого отношения к качеству. Написание статей в методические журналы, участие педагогов в олимпиадах, конкурсах, других мероприятиях могут и не отражаться на качестве образования воспитанников.
Стремление педагогов набрать как можно больше баллов приводит к формализму, и получается, что если даже человек недобросовестно выполняет свои прямые обязанности по обучению и воспитанию детей, то он все равно может набрать баллы за счет участия в каких-то мероприятиях и даже получить зарплату больше, чем его добросовестный коллега.
Кроме того, имеющиеся критерии оценивают не результат, а процесс. Результаты образования мы измерить не можем, потому что они отсрочены во времени: это выяснится через год-два, а то и позже.
– Чему можно поучиться в этом плане у зарубежных стран?
– Анализ американского, английского, другого зарубежного опыта показывает, что там показателями уровня квалификации и качества труда является уровень образования учителя, включая как обучение в вузе, так и дополнительную профессиональную подготовку, подтвержденную документально. Курсы повышения квалификации зарубежные педагоги проходят регулярно (не раз в пять лет, а гораздо чаще), что дает им возможность продвигаться по карьерной лестнице и увеличивать свою зарплату. И такой подход мне представляется правильным, потому что он стимулирует педагогов постоянно учиться.
Не менее интересны и подходы к финансированию дошкольного образования за рубежом: деньги поступают не на обеспечение учреждения, а на оплату конкретных программ, участие в которых могут принять только те организации, в которых есть определенное число сотрудников требуемой квалификации (например, не менее 90% педагогов детского сада должны иметь степень бакалавра). В противном случае к участию в программе они не допускаются, а значит, лишаются средств, которые могло бы принести детскому саду участие в той или иной программе. Поэтому руководители образовательных организаций заинтересованы в росте квалификационного уровня своих сотрудников.
– В соответствии с планами Минтруда работники образования должны перейти на оплату по базовым ставкам и окладам по профессионально-квалификационным группам. Не означает ли это возвращение единой тарифной сетки – ЕТС?
– Не совсем. Стимулирующие выплаты сохранятся, но упор будет сделан на гарантированную, постоянную часть заработной платы. Последние годы сложилось положение, при котором регионы, формируя НСОТ по той или иной модели, слишком увлеклись конструкцией стимулирующих выплат, доведя их долю в ФОТ до 40–50%. При отсутствии объективных и выверенных показателей качества это превратилось в большую проблему. Теперь предлагается вернуть значимость базовой (обязательной) части заработной платы, в том числе и в процентном отношении. Показательно, что поправками, внесенными в Постановление правительства № 583, с которого и начиналось введение НСОТ, снята рекомендация доведения стимулирующих выплат до 30%. Стало понятно, что большие стимулирующие выплаты не являются гарантией качества.
– Почему повышение заработной платы учителей не привело к росту качества образования?
– Ожидания явно были завышены. Не следовало ожидать таких результатов сразу. Эффективный контракт должен положить конец отрицательному отбору, и его главная задача – привлечь в отрасль лучших специалистов, которые придут на место нынешних, за счет достойного, конкурентного уровня заработной платы. Но смены пока не происходит, пенсионеры не хотят уходить. Одновременно с повышением уровня заработной платы должны заработать сопутствующие механизмы – например, большое выходное пособие для пенсионеров, как это сделали в свое время в Тюменской области. На самом деле эффективный контракт – это здравая идея, которая переломила ситуацию с заработной платой в лучшую сторону. Но если мы внимательно прочитаем майские Указы президента, то в них речь шла о повышении зарплаты в том числе (на одну треть) за счет оптимизации внутренних резервов: увеличения наполняемости классов, ликвидации лишних ставок, а не просто увеличения бюджетов.
– Так почему не срабатывают экономические нововведения в образовании? Это объясняется непоследовательностью в политике, еще какими-то причинами?
– Да, можно сказать и так. Законодательство, 273-ФЗ и 83-ФЗ постулируют развитие самостоятельности самого учреждения. Формирование задания и стоимости услуги – шаги именно в этом направлении, по замыслу законодателей, должны были уменьшить влияние учредителя на учреждение через формализацию этих отношений. «Мы вам даем деньги, закупаем услугу определенного объема и качества. Контролируем качество, а в остальное не вмешиваемся». Но отказаться от всестороннего контроля оказалось невозможным. И к традиционному контролю добавился еще и «контроль качества». Не вместо, а «плюс». И смысл всех нововведений исчез.
Беседовала Ольга Дашковская