Конспект НОД по
программе Н.Ф.Виноградовой
«Предшкольная пора»
«Путешествие в
Звукоград»
Программное
содержание :
1.Соотносить
произносимое слово со схемой его звукового анализа, проводить звуковой анализ
слова в процессе моделирования.
2.Интонационно
выделять в слове звук, называть его изолированно, различать и обозначать
соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3.Обозначать
признаки предметов символами, определять значение знаков-символов.
4.Формировать
графические умения через копирование образца.
5.Контролировать
и оценивать свою деятельность ,сравнивая результат с эталоном.
6.Описывать
предмет по графическому плану,
7.Совершенствовать
фонематический слух.
8.Вызвать
эмоционально-положительный настрой, прививать любовь к родному языку.
Оборудование :
Для педагога :
три шкатулки,
письмо, апельсин (муляж ), картинки с изображением тетради и дома,
фишки, паспорт
предмета и знаки- символы, указка.
Для детей :
тетради « Азбука
для дошкольников. Играем со звуками и словами.1часть» , «Клетки ,точки и
штрихи», простые карандаши, фишки, счетные палочки.
Ход занятия:
1.Организационный
момент.
-Здравствуйте!
Подарим гостям тепло наших сердец!
-Хотите узнать ,что находится в этих
шкатулках ?В них спряталось то, что будет помогать нам на занятии. Чтобы
открыть их, необходимо отгадать загадки. Слушаем внимательно первую загадку:
Без крыльев, а
летит, без языка, а говорит . (письмо )
(Вынимаю из
шкатулки письмо)
-Это письмо от
строгого и ласкового братьев ,живущих в городе Звукограде .Они приглашают нас в
свой город Звукоград и предлагают нам поиграть со словом дом.
2.Звуковой
анализ слова дом.
-Откройте
тетради там, где лежит закладка. На правой странице в верхней ее части найдите
схему к слову дом.
-Послушайте, как
я прочитаю слово дом. Каждый попробуйте
прочитать это слово в тетради.(еще раз дать образец перед этим.)
-Как вы думаете,
о чем нас просят?
Дети : «Назвать 1-й звук» .
-Что мы для
этого должны сделать?
Дети : «Выделить
голосом звук, нажать на него» .
(1 ребенок у
доски)
-Прочитай слово,
выделив голосом первый звук. Назови его.
Ребенок : «д»
-Обозначим звук
фишкой. Какого цвета фишка? Почему? Назови его мягкую пару.
-Наша указка
долго гостила в первой клеточке, а где сейчас она будет гостить?
2 ребенок читает
у доски.
-Назовите мне
только 2 звук. Какой это звук-гласный или согласный? Почему? Докажи.
(Потому что нет
преграды) Каким цветом обозначим?
-Сколько звуков
мы обозначили фишками? (два )
-Прочитайте их
.( до)
-Сколько
осталось найти? (один )
-Что будем
делать для этого?
-Мы с вами
готовимся к школе, а школьник умеет делать в правильном порядке.
3 ребенок у доски.
-Прочитай слово.
Какой же последний звук? Назовите его. Дайте ему характеристику-какой это звук?
Каким цветом обозначим на схеме? Назовите его мягкую пару.
-Была схема, а
когда мы поставили фишки, что
получилось? (модель )
-Прочитаем еще
раз слово, с которым мы сегодня подружились.
-Сколько всего
звуков в слове дом?
-Сколько гласных
звуков? Назовите его.
-Сколько твердых
согласных звуков? Назовите 1 твердый согласный .2 твердый согласный.
-Молодцы, дети.
3.Игра «Живые
модели».
-Я знаю, что вы
любите играть в нашу с вами любимую игру… «Живые модели».
-Назовите 1
звук,2 звук,3 звук.
(Позвать детей
по звукам вразбивку).
-Получилось
слово дом? Звуки, назовите свои имена.
-Сейчас на свое
место в схеме встанет звук «м», «о», «д».
-Молодцы.
-А сейчас
–внимание, продолжим игру: уберем звуки ,которые я выделю голосом.
1 ребенок у
доски, остальные в тетрадях .( «м»,
«о»,Фишка ,обозначающая какой звук ,осталась ?Убираем ее.)
- С первым
заданием справились замечательно! Предлагаю отдохнуть и набраться сил !
4.Физминутка .
1,2,3,4,5,
Будем строить и
играть.
Дом большой
высокий строим,
Окна ставим,
крышу кроем.
Вот какой
красивый дом,
Будет жить в нем
старый гном.
5.Составление
паспорта объекта.
- Интересно
узнать, что во второй шкатулке?
-Отгадайте
следующую загадку:
С виду он как
рыжий мяч,
Только вот не
мчится вскачь.
В нём полезный
витамин -
Это спелый
... (апельсин)
-Предлагаю
поиграть в знакомую нам игру … «Паспорт
предмета» .
-Вспомните и
назовите основные признаки предмета. (форма, цвет, масса, размер )
-Какой формы
апельсин? Обозначьте символом.
-Подумайте и
назовите цвет.
-Тяжелый или
легкий этот предмет? Куда направлена чаша весов? Почему?
-Подумайте и
определите его размер.
-Заполнена вся
таблица, и я предлагаю рассказать об апельсине, используя паспорт.
2 ребенка
рассказывают у доски.
6.Работа в
тетради «Клетки, точки и штрихи».
-Теперь мы можем
открыть и третью шкатулку.
-Слушаем загадку
Листы у нее
белые –белые,
Они не падают с
веток.
В них я задания
делаю
Среди полосок и
клеток. ( тетрадь )
-Подумайте и
скажите, а что же падает с веток в это время года?
-Какое сейчас
время года?
-Как называется
это явление? (листопад)
-Мы сейчас будем
выполнять задание в наших тетрадях, но прежде разомнем наши пальчики, чтобы они
стали ловкими и умелыми.
7.Пальчиковая
игра «Осенние листья».
Раз, два, три,
четыре, пять. ( Загибать пальцы по очереди, начиная с большого).
Будем листья собирать! (Сжимать и разжимать кулаки).
Листья березы,
Листья
рябины,
(Загибать пальцы, начиная с большого).
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы
соберем,
Маме осенний
букет отнесем!.
8.Работа детей в
тетрадях.
-Я предлагаю вам
выполнить следующее задание - украсить ковер для нашего домика.
-Рассмотрите
внимательно ковер в нижней части страницы.
-Подумайте и
назовите форму ковра.
-Сколько всего
строчек?
-Как будем
проводить линии в верхней строчке? В средней? В нижней строчке?
( прямо сверху
вниз; наклонно справа налево; наклонно слева направо.)
Вспомните ,как
правильно держать карандаш и приступаем к заданию.
( Дети работают
в тетрадях под музыкальное сопровождение).
-Молодцы! Какие
красивые коврики получились!
(Детям, которые
быстро справятся с заданием, предложить украсить мебель для домика, раскрасить,
придумать и дорисовать по своему
желанию).
9.Итог занятия.
-Что вам больше
всего понравилось?
-Что показалось сложным?
-Мы сегодня все старались,
С интересом
занимались!
Побывать был
каждый рад
В городе под
названьем Звукоград!
-Спасибо за работу!
Программное
содержание :
1.Соотносить
произносимое слово со схемой его звукового анализа, проводить звуковой анализ
слова в процессе моделирования.
2.Интонационно
выделять в слове звук, называть его изолированно, различать и обозначать
соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3.Обозначать
признаки предметов символами, определять значение знаков-символов.
4.Формировать
графические умения через копирование образца.
5.Контролировать
и оценивать свою деятельность ,сравнивая результат с эталоном.
6.Описывать
предмет по графическому плану,
7.Совершенствовать
фонематический слух.
8.Вызвать
эмоционально-положительный настрой, прививать любовь к родному языку.
Оборудование :
Для педагога :
три шкатулки,
письмо, апельсин (муляж ), картинки с изображением тетради и дома,
фишки, паспорт
предмета и знаки- символы, указка.
Для детей :
тетради « Азбука
для дошкольников. Играем со звуками и словами.1часть» , «Клетки ,точки и
штрихи», простые карандаши, фишки, счетные палочки.
Ход занятия:
1.Организационный
момент.
-Здравствуйте!
Подарим гостям тепло наших сердец!
-Хотите узнать ,что находится в этих
шкатулках ?В них спряталось то, что будет помогать нам на занятии. Чтобы
открыть их, необходимо отгадать загадки. Слушаем внимательно первую загадку:
Без крыльев, а
летит, без языка, а говорит . (письмо )
(Вынимаю из
шкатулки письмо)
-Это письмо от
строгого и ласкового братьев ,живущих в городе Звукограде .Они приглашают нас в
свой город Звукоград и предлагают нам поиграть со словом дом.
2.Звуковой
анализ слова дом.
-Откройте
тетради там, где лежит закладка. На правой странице в верхней ее части найдите
схему к слову дом.
-Послушайте, как
я прочитаю слово дом. Каждый попробуйте
прочитать это слово в тетради.(еще раз дать образец перед этим.)
-Как вы думаете,
о чем нас просят?
Дети : «Назвать 1-й звук» .
-Что мы для
этого должны сделать?
Дети : «Выделить
голосом звук, нажать на него» .
(1 ребенок у
доски)
-Прочитай слово,
выделив голосом первый звук. Назови его.
Ребенок : «д»
-Обозначим звук
фишкой. Какого цвета фишка? Почему? Назови его мягкую пару.
-Наша указка
долго гостила в первой клеточке, а где сейчас она будет гостить?
2 ребенок читает
у доски.
-Назовите мне
только 2 звук. Какой это звук-гласный или согласный? Почему? Докажи.
(Потому что нет
преграды) Каким цветом обозначим?
-Сколько звуков
мы обозначили фишками? (два )
-Прочитайте их
.( до)
-Сколько
осталось найти? (один )
-Что будем
делать для этого?
-Мы с вами
готовимся к школе, а школьник умеет делать в правильном порядке.
3 ребенок у доски.
-Прочитай слово.
Какой же последний звук? Назовите его. Дайте ему характеристику-какой это звук?
Каким цветом обозначим на схеме? Назовите его мягкую пару.
-Была схема, а
когда мы поставили фишки, что
получилось? (модель )
-Прочитаем еще
раз слово, с которым мы сегодня подружились.
-Сколько всего
звуков в слове дом?
-Сколько гласных
звуков? Назовите его.
-Сколько твердых
согласных звуков? Назовите 1 твердый согласный .2 твердый согласный.
-Молодцы, дети.
3.Игра «Живые
модели».
-Я знаю, что вы
любите играть в нашу с вами любимую игру… «Живые модели».
-Назовите 1
звук,2 звук,3 звук.
(Позвать детей
по звукам вразбивку).
-Получилось
слово дом? Звуки, назовите свои имена.
-Сейчас на свое
место в схеме встанет звук «м», «о», «д».
-Молодцы.
-А сейчас
–внимание, продолжим игру: уберем звуки ,которые я выделю голосом.
1 ребенок у
доски, остальные в тетрадях .( «м»,
«о»,Фишка ,обозначающая какой звук ,осталась ?Убираем ее.)
- С первым
заданием справились замечательно! Предлагаю отдохнуть и набраться сил !
4.Физминутка .
1,2,3,4,5,
Будем строить и
играть.
Дом большой
высокий строим,
Окна ставим,
крышу кроем.
Вот какой
красивый дом,
Будет жить в нем
старый гном.
5.Составление
паспорта объекта.
- Интересно
узнать, что во второй шкатулке?
-Отгадайте
следующую загадку:
С виду он как
рыжий мяч,
Только вот не
мчится вскачь.
В нём полезный
витамин -
Это спелый
... (апельсин)
-Предлагаю
поиграть в знакомую нам игру … «Паспорт
предмета» .
-Вспомните и
назовите основные признаки предмета. (форма, цвет, масса, размер )
-Какой формы
апельсин? Обозначьте символом.
-Подумайте и
назовите цвет.
-Тяжелый или
легкий этот предмет? Куда направлена чаша весов? Почему?
-Подумайте и
определите его размер.
-Заполнена вся
таблица, и я предлагаю рассказать об апельсине, используя паспорт.
2 ребенка
рассказывают у доски.
6.Работа в
тетради «Клетки, точки и штрихи».
-Теперь мы можем
открыть и третью шкатулку.
-Слушаем загадку
Листы у нее
белые –белые,
Они не падают с
веток.
В них я задания
делаю
Среди полосок и
клеток. ( тетрадь )
-Подумайте и
скажите, а что же падает с веток в это время года?
-Какое сейчас
время года?
-Как называется
это явление? (листопад)
-Мы сейчас будем
выполнять задание в наших тетрадях, но прежде разомнем наши пальчики, чтобы они
стали ловкими и умелыми.
7.Пальчиковая
игра «Осенние листья».
Раз, два, три,
четыре, пять. ( Загибать пальцы по очереди, начиная с большого).
Будем листья собирать! (Сжимать и разжимать кулаки).
Листья березы,
Листья
рябины,
(Загибать пальцы, начиная с большого).
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы
соберем,
Маме осенний
букет отнесем!.
8.Работа детей в
тетрадях.
-Я предлагаю вам
выполнить следующее задание - украсить ковер для нашего домика.
-Рассмотрите
внимательно ковер в нижней части страницы.
-Подумайте и
назовите форму ковра.
-Сколько всего
строчек?
-Как будем
проводить линии в верхней строчке? В средней? В нижней строчке?
( прямо сверху
вниз; наклонно справа налево; наклонно слева направо.)
Вспомните ,как
правильно держать карандаш и приступаем к заданию.
( Дети работают
в тетрадях под музыкальное сопровождение).
-Молодцы! Какие
красивые коврики получились!
(Детям, которые
быстро справятся с заданием, предложить украсить мебель для домика, раскрасить,
придумать и дорисовать по своему
желанию).
9.Итог занятия.
-Что вам больше
всего понравилось?
-Что показалось сложным?
-Мы сегодня все старались,
С интересом
занимались!
Побывать был
каждый рад
В городе под
названьем Звукоград!
-Спасибо за работу!