«Восьмое
чудо света - КНИГА»
Цель беседы:
воспитание
интереса учащихся к книге,
пополнить их знания о книге как о чуде света.
Ход беседы
Библиотекарь.
Здравствуйте. Семь чудес света создали люди в древности:
величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие
сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской,
исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родоса, Галикарнасский
мавзолей и маяк в Александрии.
Есть
и ещё одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каждому из вас, но мы
настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко
задумываемся над историей его создания. А чудо – вот оно: лежит всегда под
рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить
посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Мы говорим о КНИГЕ,
об этом гениальнейшем изобретении человечества.
Книга
входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к
воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг. В младенчестве,
ещё не научившись читать, мы перелистываем книжки – картинки и в рисунках
познаём окружающий нас мир. Потом приходит пора сказок, мудрых, весёлых и
грустных сказок, где за фантастическими событиями угадывается настоящая жизнь.
«Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок…».
Мы открываем переплёт, перелистываем
страницы, и происходит удивительное - книга начинает говорить с нами своим особым
языком, она уносит нас за тридевять земель, рассказывает о событиях
тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, её листы,
покрытые ровными строчками, заставляют нас смеяться и страдать, переживать с
такой остротой, будто читатель сам является непосредственным участником
действия, о котором повествует автор.
Чтобы книга появилась на свет, писатель
собирал для неё факты, изучал жизнь героев будущего произведения, придирчиво
отбирал самые нужные слова – именно те, что заставят потом читателей смеяться
или плакать. Над книгой долго работал художник: продумывал её макет,
оформление, создавал иллюстрации.
В книгу вложен труд людей десятков
разных профессий: лесорубы валили лес, рабочие на бумажной фабрике изготовили
из этого леса бумагу, шахтёры добыли уголь и руду, металлурги сварили металл
для полиграфических машин, машиностроители сделали машины. А потом трудились
наборщики, печатники, переплётчики…
Чтец: Приятно книжки почитать.
А сделать их попробуй!
Искусство
тонкое – печать
И требует
учёбы
Кто сделал
книгу? Лесоруб?
Завод
древесной массы?
Иль эта
фабрика без труб,
Где шрифт
берут из кассы?
Бумагу
сделали для нас
В бумажном
комбинате,
Но
разговор идёт сейчас
О мастерах
печати.
Мы знаем
славных мастеров,
Печатающих книжки,
А
рядом с нами у станков
Работают
парнишки.
Один
хороший паренёк
Знаком со
мною лично.
Он невелик
и невысок
Но
трудится отлично.
Он предан
делу всей душой,
И
посмотреть приятно,
Как он командует
большой
Машиною
печатной.
Хоть
говорят, что ростом он
Не более
аршина –
Ему послушна, точно слон,
Огромная
машина.
Работа
сложная – печать.
И всем
рабочим цеха
Должны мы
счастья пожелать,
Здоровья и
успеха.
Библиотекарь:
Вот так в стихотворении С. Я. Маршак рассказал, как в типографиях делают книги,
которые через магазины доставляются в библиотеки.
Великий русский писатель Максим Горький
сказал: «Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес,
сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Библиографический список литературы
1.
Стайкова Т. В. Чудо, имя которому книга//Библиотека в
школе. – 2006. - №3. – С. 26-29.
2.
Кошурникова Т. М. Чудо,
имя которому – книга/Т. М. Кошурникова. – М.:
Школьная библиотека, 2006. – С. 102-104.
3.
Теснина О. Книга – это друг, советчик: устный
журнал//Школьная библиотека. – 2006. - №3. – С. 13-19.
4.
Любителям чтения о книгах и библиотеках/сост. В. Г. Вальковая,
Т. С. Рождественская. – М.: Московский ин-т развития образовать. системе, 1993.
– С. 25-27.
5.
Чесноков Т. Библиотечные уроки: из опыта
работы//Школьная библиотека. – 2002. - №8. – С. 12-14.
Хорава Рима Бондоевна
Заведующая библиотекой МБОУ СОШ
№12,
города Новый Уренгой ЯНАО
Тэги:
беседа