Попробуем выяснить, что и сколько мог
приобрести на свое жалование российский учитель в разные периоды отечественной
истории, и каким был уровень этого самого жалования по сравнению с зарплатой
индустриального рабочего. Для большей убедительности переведем зарплату в
золотой эквивалент.
Как жилось сто лет назад
обычному учителю, каковы были его доходы и потребительская корзина? Архивные
данные сообщают о царицынском учителе
N
,
окончившем Саратовский университет в 1908 году и возрасте 26 лет поступившем на
преподавательскую деятельность в женскую гимназию учителем географии. При
нагрузке 12 нормативных (ставка) и 16 дополнительных часов в неделю
учитель
в год получал 1980 рублей
казенного жалованья плюс 160 рублей за классное руководство и еще 270 целковых
на бытовое содержание (квартиры и прочего). В итоге набегала приличная сумма —
2410 рублей.
А дополнительные уроки
оплачивались в размере 75 рублей в год – и это лишь за 1 «лишний» урок в
неделю.
Опытные учителя получали
2500 рублей в год.
Для более точного понимания
размера зарплаты дореволюционных учителей следует учесть, что царский
рубль 1910 г. имел высокую покупательскую
способность. Так, обладатель банкноты стоимостью 10 рублей мог обменять ее в
Госбанке на монету 10 рублей золотом. Масса монеты
8,6
г., содержала
золота
900-й пробы 7,74 г. 2410 рублей - это
241 червонцев монетами общей массой 2072,8 грамма, содержала 1865,3 г. золота.
В современных рублях: 1865,3 1770,64 руб. =
3304710,58
рублей в год или 275392,58
рублей
в месяц.
Средняя зарплата по нашей
школе за октябрь 2012 года 22221 рублей в месяц или 266652 рублей в год, в
золотом эквиваленте 150,6
грамм золотом 900-й пробы. Такую зарплату получают не
все учителя. Минимальная зарплата 12465 рублей в месяц, или 14950 рублей в год,
или 84,5 грамма золотом. Максимальная заработная плата 38634 рублей в месяц,
или 463608 рублей в год, или золотом 262 грамма. Не дотягивает даже до минимума
дореволюционной России.
Кстати, сегодняшняя нагрузка
учителя (18 часов) заметно выше, а низкая социальная защищенность – заставляет
учителей в современной России работать по 36 часов в неделю, без учета проверки
тетрадей и подготовки к уроку.
Еще немного примеров из
дореволюционного прошлого для сравнения с «процветающим» настоящим. В 1916
году
средняя зарплата рабочего в
Российской империи равнялась 250-280 рублям в год. Картофель тогда продавался
по 13 копеек за пуд (16 кг),
говядина – 4.50 за пуд, масло сливочное – 17 рублей за пуд. Вывод: за месячную
зарплату дореволюционный
учитель мог
приобрести, по ценам того времени, 1078 кг говядины или 37 тонн 320 кг. картофеля. Ежегодно
у него оставалось 500—600 рублей. Невостребованные деньги наш исторический
коллега помещал в банк под проценты.
Как видим, учитель средней
школы сто лет назад с полным на то правом относил себя к категории людей
среднего достатка. Мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с
удобствами, вполне прилично одеваться, нормально питаться, посещать театр,
чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не
копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя
усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было
потребовать и ожидать хорошей отдачи. Ведь даже если школа или училище закрывались
– всем учителям давали годовой оклад и обязательно предоставляли другую работу.
Молодому учителю выплачивались подъемные – треть годового оклада, прогонные и
командировочные. Учителям полагалась освобождение от армии, казенная квартира с
бесплатным же отоплением и освещением.
Учительские должности в
законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах. Вступившая в
силу в 1722 году, табель, определяя место человека в государственной службе,
давала некоторую возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.
В ее тексте это было оговорено особо: «…дабы тем охоту подать к службе и оным
честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Учителя уездного училища состояли в
XII классе (губернский секретарь), учителя рисования - в XIV (коллежский
регистратор), гимназические учителя рисования - в XII классе, учителя языков
("младшие") - в X классе (коллежский секретарь), учителя наук
("старшие") - в IX классе (титулярный советник). Как известно, чин
XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса
(коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми
соответствующими правами и привилегиями.
Пенсионное обеспечение в
начале
XX
века
оставалось в целом таким же, как и по Уставу 1828 года, т.е. полный оклад
пенсии (750 руб.) выплачивался после 25 лет службы. При этом можно было
продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет
работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%. Дети пенсионера
бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства
народного просвещения.
Сегодня забыли о великом
предназначении учителя, превратив его в бессловесного школьного работника,
исправно выполняющего соответствующие распоряжения и инструкции. Было бы
неплохо перенять опыт школ дореволюционной России, где четко были определены
права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус государственного
служащего высокого уровня
Источник- Учительская газета..
Автор-
Валериан Чупин
В те времена учителей было
мало, поэтому общество могло позволить платить учителю достойное
вознаграждение.
Цитата- «
Сегодня забыли о великом предназначении учителя, превратив его в
бессловесного школьного работника, исправно выполняющего соответствующие
распоряжения и инструкции».
Это высказывание явно выдает некачественное
педагогическое образование.
На самом
деле, с
любыми людьми обращаются так,
как они позволяют.
Не нас превратили в
бессловесного школьного работника, а мы
это позволили сами, своей недостаточной образованностью
и пассивностью.
Российский учитель один из самых защищенных в
мире в правовом отношении. Российский Профсоюз образования за последние
двадцать лет показал себя самим активным и боевым
учительским профсоюзом, проведя большое
количество акций протеста, включая забастовки.
Но,
российские учителя мало поддерживали действия профсоюза в их защиту. Пусть
борется кто- то, только он сам. .
Все факты говорят о том, что у российского
учителя есть все возможности
для того,
чтобы добиться достойной оплаты своего труда.
Мешает очень низкая правовая, экономическая и
политическая компетентность, а также психологическая трусость.