М.В.Ломоносов - ученый и поэт - Литература 8
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Блог - Литература 8


СТРАНИЦА КЛУБА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО КЛУБ
Вы здесь:  Главная / Литература 8 / Блог / М.В.Ломоносов - ученый и поэт


ЗАПИСЬ #14

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


21 сентября 2014, 16:09, автор - модератор
Ирина Петровна Козлова

М.В.Ломоносов - ученый и поэт


                             реформатор русского литературного языка


                        2150625-18fbfb9380aa2fe4.jpg

Мозаичное панно "МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ".

Автор: Андрей Манджос. Размер: 55х65 см. 

Материал: эмаль, медь, дерево.

Олег Викторович Кривошеин

http://www.proshkolu.ru/user/krivoshein/blog/182252



` Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния`
.
http://www.proshkolu.ru/user/nekozlova/file/5110000/

Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему принадлежит учение о трех стилях, где предлагается использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий.
Высоким стилем `составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях`, и здесь он рекомендует использовать церковно-книжный язык.
Средним стилем рекомендуется писать `все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово`, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам.
Низкий стиль - для комедии, увеселительных эпиграмм, песен, фамильярных дружеских писем, изложений обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.
Так Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение.
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
В оде `Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния` автор излагает свою теорию происхождения северного сияния.
Ода жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра. (ВИКИ) https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E4%E0_(%E7%ED%E0%F7%E5%ED%E8%FF)


Ода // Литературная энциклопедия. Т. 8. 1934
feb-web.rufeb/litenc/encyclop/le8/le8-2371.htm
В древности термин ода [греч. d, латин. ode, oda] не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще песню, стихотворение.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА литературного произведения - две взаимосвязанные стороны художественного целого.
Содержанием литературного произведения является жизнь, как она понята писателем и соотнесена с его представлением об идеале прекрасного.
Образной формой раскрытия содержания является жизнь персонажей, как она в целом представлена в произведениях
http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/forma-hudozhestvennogo-proizvedeniya.html
Содержание  - это писательская эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.
Форма  - это стиль, это жанр, композиция, художественная речь, ритм.
http://philologam.com/literaturovedenie/951-forma-i-soderzhanie-literaturnogo-proizvedeniya.html
Содержание и форма в литературном произведении
http://www.lit100.ru/text.php?t=181b

В оде "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния "(1748) автор задается главным вопросом: что представляет собой Вселенная? Познаваема ли она человеческим разумом? Какое место занимает в ней человек?

Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас сокрылись прочь:
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

С мотивом великого Творца, Его "Божиего величества", на равных выступает мотив животворящих сил материи, или `сила естества`:

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Форма стихотворения экспрессивна, окрашена. Синтаксические конструкции предполагают взволнованный тон повествования. Обилие вопросов рождает напряженную эмоциональную атмосферу поиска разгадок удивительнейших тайн природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, что мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Финальная строфа `Вечерних размышлений` демонстрирует позицию истинного исследователя-ученого: главное в науке поставить новый вопрос. А затем уже искать на него ответы и сомневаться.
Так мыслитель Ломоносов в `величестве` Творца подталкивает научную мысль к новому, более современному, пониманию законов мироздания:

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Задание:
1.Определить смысловые части оды.
2.Каковы особенности композиции произведения?
3.Назвать средства художественной выразительности.
4. Каким стилем написано произведение? (докажите свой ответ)
5. Сделайте вывод: какова авторская позиция в произведении.





ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Акимовна Новикова2014-09-21 21:25:23 - Светлана Акимовна Новикова
Удивительный, Великий человек.
Валентина Васильевна В2014-09-22 02:04:50 - Валентина Васильевна В
Актуальная тема! Поддержите, коллеги! С миру по нитке...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Пуловер правильно. С ударением на втором слоге.
👍👍👍😊
Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
С праздником!
Очень хорошая работа





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/