Современная книга в жизни школьника - Елена Владимировна Санькова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Владимировна Санькова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Владимировна Санькова / Блог / Современная книга в жизни школьника


ЗАПИСЬ #61

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


20 сентября 2014, 01:02, автор - хозяйка блога
Елена Владимировна Санькова

Современная книга в жизни школьника

Современная книга в жизни школьника

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Большая малая литература
Брюханова Ольга

 
Путь чтения мы с учениками начали проходить с помощью современной детской и подростковой литературы. Именно современная детская литература помогла показать школьникам, что книга может стать их собеседником и советчиком. Подводя итоги 2013/14 учебного года, я расскажу о некоторых темах, которые мы обсуждали с учениками.

Образы счастливых семей непросто отыскать в отечественной детской литературе. Тема семьи российскими детскими писателями зачастую раскрывается драматично, отношения подростков с родителями выстраиваются через преодоление отчуждения, разрыва связи между поколениями. Однако не менее значима в творчестве отечественных писателей тема обретения семьи. В 2013 году метапредметная детско-взрослая читательская конференция «Современная литература и Я-читатель» была посвящена книгам Дины Сабитовой. Команда моих учеников 5, 6, 9, 10-х классов, выполняя задания заочного тура конференции, готовила проект «Тема ребёнка-сироты в современной детско-подростковой литературе: традиции и новаторство». Каждый из 10 участников конференции прочёл произведения русской и зарубежной детской литературы XIX–XXI вв. о сиротах, выявляя черты сходства и отличия в раскрытии образов детей, описании особенностей отношения окружающих к ним.

Повести Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке», Светланы Ананич «Подобный льву», Николая и Светланы Пономарёвых «Боишься ли ты темноты?», Олега Раина «Отроки до потопа», «Слева от солнца», «Телефон доверия», Сергея Сухинова «Вожак и его друзья» поднимают болезненные и острые вопросы детского сиротства. Эти книги тронули, озадачили моих учеников: столько рядом с ними боли и одиночества, о которых ребята и не задумывались! Современные авторы продолжают лучшие традиции классической детской литературы помогают подросткам открывать жизнь, учат мудрости, милосердию, состраданию. Образы сирот в детской прозе – образы борцов за обретение семьи, дома, друзей, а не пассивных жертв обстоятельств. Важно, что юный читатель с помощью мудрых писателей видит образцы для подражания. Герои Олега Раина проходят путь к людям и способны брать на себя ответственность за жизнь и здоровье друзей, а герои Сухинова спасают коммуну беспризорников от расформирования и находят ей покровителя.

Современная детская литература поднимает важные вопросы поведения в обществе подростков, исследует причины их дурных поступков, плохой успеваемости, показывает пути к разрешению конфликтных ситуаций, преодолению трудностей в общении с окружающими. Ученик 6-го класса читал о «трудных подростках» в повестях Екатерины Мурашовой «Класс коррекции», Луиса Сашара «Ямы», «Я не верю в монстров». Школьник пришёл к заключению: подросткам, оказавшимся в группе «трудных», непросто самостоятельно справиться со сложностями в поведении, учёбе. Зачастую у этих детей нет поддержки семьи, близких, дети нуждаются в серьёзной помощи окружающих.

Особенности развития темы дружбы в литературе для детей попыталась проследить пятиклассница, прочитав повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад», «Ковёр-самолёт», «Лётчик для особых поручений», Сергея Сухинова «Клад и крест», «Утраченная реликвия». Писатели показывают образцы для подражания: истинные друзья готовы прийти на помощь, поддержать советом, делом, помочь преодолеть страхи и неуверенность. Пятиклассница по итогам опроса среди одноклассников выявила, что школьниками дружба понимается как настоящая ценность. Только зачастую общение детей становится виртуальным: многие школьники захвачены перепиской в социальных сетях, компьютерными играми, поэтому возникает опасность неумения дружить в реальной жизни, помогать окружающим и понимать свою ответственность перед ними.

Современные писатели не обходят стороной особую роль компьютеров, интернета в жизни современных подростков и помогают детям посмотреть со стороны на свою зависимость от виртуального пространства. Восьмиклассница в исследовательской работе изучила тему вовлечённости школьников в мир гаджетов и компьютерных игр, прочитав повести Тамары Крюковой «Ловушка для героя», «Гений поневоле», «Призрак сети», Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Писатели ярко, захватывающе показывают юному читателю последствия, которые ожидают человека, поглощённого компьютерным миром, предостерегают подростка от опасностей, которые таятся за чрезмерным увлечением виртуальным общением, объясняют значение реального общения с радостями встреч, с преодолением трудностей, подлинной дружбой.

С учениками старших классов при чтении литературы обращаемся к серьёзным вопросам. Девятиклассница – возможно, будущий журналист – брала интервью у детей Великой Отечественной войны на Театральной площади 9 Мая 2013 года. Кто-то из них был в оккупации, кто-то работал в тылу, кто-то был сыном полка. Потрясённая услышанным от тех, кто ребёнком пережил войну, школьница весь последующий учебный год работала над проектом «Дети войны», прочла много интересных книг: «Сын полка» Валентина Катаева, «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина, «Облачный полк» Эдуарда Веркина, «Дети блокады» Михаила Сухачёва, «Девочка из города» Любови Воронковой, «Беги, мальчик, беги» Ури Орлева…

Обозначив некоторые темы из тех, что мы поднимаем со школьниками при чтении современной детско-юношеской литературы, отмечу, что от индивидуальной работы учителя с учеником над проектом, от работы с частью класса зависит многое в формировании личности ребёнка. Когда учитель и ученик обсуждают прочитанное, вместе думают над решением общечеловеческих проблем, поднятых писателем, возникает удивительного свойства общение. Обычно дети, прошедшие через чтение и обсуждение книг с учителем, лучше усваивают предмет, свободней, уверенней себя чувствуют на уроках, лучше владеют устной речью. И для меня радостным подтверждением большого значения чтения современной детско-подростковой литературы с учениками 5–9-х классов стали письменные работы ребят на тему «Моя любимая книга» в конце учебного года. Внятные, логичные сочинения детей с попытками осмысления философских вопросов о смысле жизни, о добре и зле радовали и вдохновляли. Ученики 9-го класса хорошо справились с сочинениями и изложением на ОГЭ по русскому языку.

У привыкших к чтению, работе над художественным текстом старшеклассников нет страха перед большим объёмом произведения, пробуждаются вкус к слову, чувство прекрасного. Безусловно, книги читают не все мои ученики, но те, которые заинтересовались чтением, вселяют надежду: с любыми испытаниями, будь то ЕГЭ или необходимость решения жизненных задач, они справятся. Надеюсь, что справятся честно, потому что с помощью чтения и обсуждения детских книг они не только овладели хорошей устной и письменной речью, но и научились ответственности и трудолюбию.





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Ну как же не думать, если кругом сирень, а у нас - нет. Интересно стало. У нас у подъезда большой куст сирени. Но расцветет только к числу 20 мая.
Александр Леонидович, тут слов нет - даже я горжусь вашим сыном!
Светлана Сергеевна, зачем думать о сирени, как о символе победы? Символ победы - это алые гвоздики, которые цветут вообще летом. А сирень в Крыму скорее всего уже отцветает. У нас в Нижнем Новгороде только зацвела, да и то не везде. Дмитрий Валентинович, у нас тюльпаны тоже под снегом были, и на морозе до -3 уже пятый день, и ничего, к обеду отходят на солнышке. Нарциссам тоже всё нипочём....
Kc4
`Не знаю`. К 9 мая. Моему прапрадеду Кузину Дмитрию Андреевичу, в 1942 г. павшему в боях под Смоленском, посвящается. === Прапрадед воевал недолго: Смоленщина, сорок второй... Затем, как пуля, похоронка Летит с известием домой. Мой дед был без вести пропавшим. Ревут дочурки, воет мать. Мне не понять, на сколько страшно Такие письма получать. Спустя года в районе Гжатска Нашли бойца в густых лесах: С тех пор мой дед в могиле братской, Он видит солнце в небе ясном, И я вот сел стихи писать. Теперь уже года прошли, И Гжатск давно Гагарин, Перенесли с могилы `Штык` Останки в серый мрамор - Там обелиск возрос стеной, В любую непогоду - И в дождь стоит, и в снег, и в зной, Как будто бы в последний бой Солдаты за свободу. Так сколько их в лесах лежит, Погибших за Победу? За небо синее и жизнь Я благодарен деду. Раз, пару лет назад, весной Студентами, ребята Встречались с поисковиком: Узнали об отрядах, И что `солдатский медальон Заполнил - значит, смертник` Но мысли были не о том, А разговор об этом. Поисковик: собой красив Высок, небритый малость. И я тогда его спросил: Так сколько их осталось? Так сколько их в лесах лежит, Отдавших жизнь за Знамя? И он, по форме весь, мужик Осунулся: не знаю... И начал снова про отряд, Про вахты, ночи, ветер... Но смысла я не увидал В его скупом ответе. Я не к тому, что всё обман, И я такой дотошный. Ведь я на вахтах не бывал, А если что-то и копал, То в августе картошку. Представьте же: число потерь, Всех жертв фашистской твари Не знают точно даже те, Кто день и ночь копают... У нас сейчас цветные сны: Такого нам не снилось. Дай Бог, чтоб не было войны, И всё не повторилось. Война давно уже прошла, А тех бойцов всё ищут. Не представляется масштаб - Их очень много. Слишком. Я знаю адреса могил, Где хоронили деда. Мне очень стыдно перед ним - Я там ни разу не был. Со временем я понял всë: А сам-то я не в курсе. Дебаты с поисковиком - При встрече он не струсил, А я, пацан, запел гусëм Тогда на встрече в ВУЗе. Сейчас ко мне уже на `вы` Подходят ребятишки. Хотя я не высок, побрит, На внешность - не сказать `мужик`, Да и душой мальчишка. Когда-то стану я `большим`: Небритым и серьёзным. Я расскажу о том, как жил, Отвечу на вопросы, Прочту я этот стих юнцам, Весь из себя и взрослый. И крикнет из толпы пацан: Со всей невинностью мальца Возьмëт, и спросит о бойцах. (А он ведь точно спросит) Дождëтся паренёк конца, И сходу: дядя, сколько? Я молча отведу глаза. Отвечу: я не знаю сам... (А что ему ещё сказать?) Осунусь, да и только. весна 2022 === Сергей Александрович Ус.
👍😊





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/