Летом, получив ужасающие результаты ЕГЭ, власти схватились за голову и
закричали, что нужно срочно повышать качество образования. А осенью вдруг
выяснилось, что во многих школах россии вводят плату за факультативы и т. д.
Так что для государства школа - источник прибыли или место, где готовят
просвещённое будущее России?
Великий швейцарский
педагог Иоганн Генрих Песталоцци учил
своих воспитанников природосообразным методом. Надо, утверждал он, найти у
ребёнка талант и развивать его. А когда всех учат всему, это бессмысленное
дело.
Но где Песталоцци и где Министерство образования? Песталоцци - вдали, в
книгах. Министерство - тут, в приказах. Кто ближе? Песталоцци прочно забыт, его
методика в школах не используется. А приказы - попробуй не выполни!
Каждый год в системе образования - новости. Президент посоветовал ввести в
школьные экзамены сочинения. Совет хороший. Но ведь, для того чтобы сочинение
стало экзаменом, надо сперва научиться его писать. Казалось бы…
Но - нет. Совет президента - это приказ. И вот уже с этого года школьники
начнут писать сочинения, и кто не напишет, того не допустят к ЕГЭ. Наши дети
должны за полгода научиться искусству излагать письменно свои мысли. А также
должны научиться эти мысли иметь, поскольку подготовка к ЕГЭ, как известно,
умения мыслить не предполагает.
Или тут вдруг некоторые услуги в школе объявляют платными - где
факультативы, где кружки, где преподавание иностранного языка. Причём, как
водится, где будет, а где не будет - понять невозможно. Или вот, пожалуйста:
разрешили ЕГЭ весь год сдавать. Оно, может, и неплохо. Только, опять же,
неясно: чего вдруг?
Как известно, эксперименты на людях проводить нельзя. Но дети - это ж разве
люди? У взрослых какая логика? Дети ещё должны заслужить это право - называться
людьми. А пока будьте любезны - будем эксперименты проводить над ними. Для их
же блага, понятно.
.
А что же делать родителям? Понять: наше убеждение в том, что дети в школе
учатся, не всегда соответствует истине. И, если мы хотим видеть наших детей
образованными, этим придётся заниматься нам.
Взять Песталоцци, почитать и - внедрять. А по-другому пока не получается.
Я бы предложил на ближайшие пять лет запретить всякие новшества в
образовании - и не потому что оно хорошее, это не так, а чтобы дети понимали те
правила игры, которые есть, и старались бы жить по ним. Потому что любые
правила - это всё-таки лучше, нежели их отсутствие.
.
Автор-
Андрей Максимов