Удачное вложение
Вадим МЕЛЕШКО
Как
известно, всё познаётся в сравнении. Правда, если оно не в нашу пользу,
почему-то очень хочется заявить, что это сравнение проводилось неправильно, мы
находились в заведомо невыгодных условиях, да и те, кто сравнивал, относились к
нам предвзято. Зато если в итоге мы оказались на высоте (или хотя бы показали
вполне достойные результаты), то таких претензий, как правило, не возникает. Показали,
к примеру, российские школьники неважные результаты в ходе международных
исследований
PISA
по естественнонаучной, математической
и читательской грамотности, ну так не дети глупые, а тесты плохие, и вообще,
нельзя спрашивать у ребят то, чему мы вообще не учим! Но вот, наконец, у нас
появился повод для гордости. Причём там, где и не ожидали
– в финансовой грамотности!
Довольно
интересные факты были представлены на пресс-конференции “Финансовая грамотность
– жизненный навык, необходимый молодёжи
XXI
века”, прошедшей недавно в Министерстве
финансов РФ. Руководитель Центра оценки качества образования Института
содержания и методов обучения РАО, национальный координатор международного
исследования
PISA
Галина Ковалёва рассказала присутствующим о результатах первого исследования
уровня грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран мира.
Оказывается, наша
страна в этом списке заняла 10-е место, расположившись между США и Францией.
Безусловным лидером стал Китай, аутсайдером – Колумбия. Примечательно, что
такие, казалось бы, экономические монстры как Израиль и Италия заняли 15-е и
17-е места соответственно, а скромной Эстонии досталось почётное 3-е место.
Правда, это, само по себе, говорит о том, что не существует прямой и
однозначной зависимости между уровнем развития экономики и размерами ВВП и
степенью финансовой продвинутости школьников. Хотя, в ряде случаев, эта
корреляция всё-таки заметна.
По словам
Ковалёвой, у нас в стране исследование проводилось в 227-х образовательных
учреждениях 42-х субъектов РФ. В нём приняло участие 1187 учеников 15-летнего
возраста. Выяснилось, что в целом наши дети показали положительные результаты,
причём 23% из них продемонстрировали финансовую грамотность на довольно высоком
уровне. Однако 17% ребят, к сожалению, оказались совершенно неподготовленными в
этом плане.
При этом более
половины всех опрошенных, в итоге, изъявили твёрдое желание повысить свою
финансовую грамотность.
- Теперь
главная проблема состоит в том, чтобы решить, как это лучше сделать, - сказал
заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. – Вряд ли стоит вводить ещё
один специальный предмет “Финансовая грамотность”, против этого, наверняка,
будут выступать очень многие. Наверное, имеет смысл рассматривать данный вопрос
в контексте других предметов. Кроме того, необходимо параллельно создавать
различные сайты, на которых каждый желающий мог бы, при желании, повысить
уровень своей финансовой грамотности. Очень важно также повышать компетентность
наших преподавателей, поскольку исследование показало: лишь 28% учителей имеют
профессиональную подготовку, достаточную, чтобы обучать детей финансовой
грамотности. И, конечно же, мы намерены самым тесным образом взаимодействовать
с Минобрнауки, которое также должно быть заинтересовано в решении этих проблем.
К слову,
приглашённый на мероприятие заместитель министра образования и науки Александр
Климов, со своей стороны, подтвердил готовность его ведомства поддержать
инициативы Минфина по повышению финансовой грамотности школьников.
По мнению
специалистов, молодёжь можно считать одной из наиболее уязвимых категорий
граждан с точки зрения умения управлять финансами. Далеко не каждый ребёнок к
9-му классу умеет правильно распорядиться карманными деньгами, некоторые весьма
смутно представляют, что такое кредит, чем он отличается от ссуд и субсидий, за
что банки берут проценты, начисляют пени, что обычно пишут в договорах мелким
шрифтом и так далее. В результате молодые люди, получив паспорт, влезают в
долги, радикально портят себе кредитную историю и впадают в зависимость от
третьих лиц. С другой стороны, многие и в более позднем возрасте не любят
расплачиваться банковскими карточками, предпочитая иметь дело с наличными, или
хранят деньги дома, вместо того чтобы положить их на счёт и самим получать
проценты по вкладам. То есть, конечно же, повышать их грамотность в этом
вопросе очень важно, прежде всего, для них же самих.
Однако не
стоит забывать, что выгодно это не только и не столько рядовым гражданам, для
которых иной кредит становится многолетней кабалой, сколько банкам, которые,
собственно, и существуют за счёт процентов. А статистика, увы, удручающая: согласно
проведённому Центробанком мониторингу, проблемные кредиты составляют порядка 14%
от общей массы должников, и эта цифра год от года растёт, убытки исчисляются
сотнями миллиардов рублей. Значит, нужна серьёзная работа с населением, цель
которой – воспитание добросовестных заёмщиков, умеющих грамотно распоряжаться
своими деньгами и вовремя отдавать долги.
При этом,
правда, возникает ряд вопросов.
Концепция
Национальной программы повышения уровня
финансовой
грамотности населения Российской
Федерации была разработана правительством ещё в 2009 году. Но почему-то даже не
обсуждается вопрос о том, что параллельно неплохо было бы повысить ещё и
юридическую грамотность населения, разработав соответствующую концепцию. По
словам Сторчака, этот момент, якобы, уже учтён, поскольку рядовой вкладчик
обязан быть подкованным в законодательстве. Но только ли вкладчик и только ли в
тех законах, которые касаются его финансовых прав и обязанностей?
И ещё. Думается,
что подобная деятельность со стороны Минфина и Минобрнауки должна обязательно проводиться
попутно с развитием предпринимательства в молодёжной среде. Иначе получается,
что мы получим на выходе людей, готовых отдавать часть своей зарплаты банкам, в
виде процентов по кредитам, но не настроенных на преувеличении капитала и
развитии собственного бизнеса. То есть не особо-то и стремящихся поднять
экономику страны созданием своего Дела.
Приложение
Типовые задания по исследованию финансовой
грамотности в рамках
PISA
Новое
предложение
Алла Петровна
получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании “Первый кредит”. Годовая
процентная ставка на кредит составляет 15%. Её ежемесячные выплаты по возврату
кредитов составляют 150 зедов. После одного года долг Аллы Петровны всё ещё
составляет 7400 зедов.
Другая
финансовая компания, “Лучший кредит”, предлагает ей кредит в 10 000 зедов
с годовой процентной ставкой 13%. Ежемесячные выплаты Аллы Петровны по возврату
кредита также будут составлять 150 зедов.
Вопрос 1: Если Алла Петровна возьмёт
кредит от компании “Лучший кредит”, она тут же вернёт свой нынешний кредит.
Какие две другие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмёт кредит
от кампании “Лучший кредит”?
Вопрос 2: С каким возможным негативным
последствием столкнётся Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании
“Лучший кредит”?
На рынке
Помидоры можно
купить килограммами или ящиками. 1
кг помидоров стоит 2, 75 зедов, ящик весом 10 кг – 22 зеда.
Вопрос 1: Запишите обоснование,
поддерживающее утверждение: “Выгоднее купить ящик помидоров, чем отдельные
помидоры на вес”.
Вопрос 2: Объясните, почему для
некоторых людей покупка ящика помидоров может быть плохим финансовым решением.
http://ug.ru/archive/ug/2014/35