В прокат 21 августа вышел новый фильм режиссера
Филиппа Нойса "Посвященный" (The Giver).
Это - одна из самых ожидаемых киноновинок лета, фильм,
снятый по популярнейшему роману-фэнтези. Главные роли исполнили Мэрил Стрип и
Джефф Бриджес. Кроме них в картине есть Александр Скарсгард, известный по
"Меланхолии", и Кэти Холмс.
"Посвященный" не встраивается ни в ряд
блокбастеров, ни в когорту "детских" фильмов, хотя и маркирован 12+.
Абсолютно взрослое философское кино, с отсылами к антиутопиям Оруэлла и другим
попыткам описать систематизированно-счастливое будущее.
В безликой
футуристической коммуне, очень похожей на современные офисы, существуют
равнодушные люди. Каждое утро они - каждый в своей семейной ячейке - делают
инъекции, которые лишают их каких-либо чувств, а, следовательно, сильных
эмоций. И идут жить своей одинаковой черно-белой жизнью.
Так происходит, пока на одном из
"корпоративов" - собрании коммуны, где проводится сразу несколько
церемоний (стариков отправляют "на удаление", девятилетних детей
благословляют на взросление и так далее), вдруг не выделяют одного из подростков
по имени Джонас.
Происходит это во время подростковой церемонии,
которую у нас в прежние времена назвали бы "распределением" - каждому
воздают по способностям и направляют работать в ту сферу, где он, по мнению
клана-коммуны, будет наиболее полезен. Слова "благодарю за твое
детство" и электронный "конверт" с направлением в профессию
"раздает" глава старейшин Мэрил Стрип. Она появляется, как возрастная
Белоснежка: вся в белом, с длинными белоснежными волосами, и в виде проекции.
Вначале,
кажется, глава старейшин обделила вниманием юного Джонаса, забыв сказать всем
об его предназначении. Но потом выясняется, что он назначен очередным
"Принимающим Воспоминания". И на следующее утро он, следуя
инструкциям, перестает делать инъекции и идет на встречу с человеком, которого
называют "Дающий". В фильме эту роль играет Джефф Бриджес.
Роман Лоис Лоури
"Дающий", по которому снят фильм "Посвященный", был продан
по всему миру тиражом более десяти миллионов экземпляров, рассчитан на детей
школьного возраста, о них и написан.
В
книге, которую в США без преувеличения знает каждый школьник, главному герою
всего 12 лет. В фильме главные герои - подростки, что существенно расширяет его
аудиторию.
А на роль "Принимающего
Воспоминания", которому лет 17, приглашен 24-летний Брентон Туэйтес.
Однако сути это не меняет. А она заключается в том,
что в свое время, 20 лет назад, на написание романа Лоис Лоури натолкнули
личные переживания - ситуация с собственным отцом. Он старел, и уже не помнил
многие вещи, которые могли оказаться весьма важными для нового поколения их
семьи. Сама Лоис была в роли "Принимающего".
А отец - "Дающего". Вот почему писательница весьма трепетно
относилась к попыткам написать сценарии для экранизации выстраданного романа.
Вариант известного театрального драматурга Майкла Митника - поклонника ее книги
- устроил Лоури. Произошло это, скорее всего, потому, что автор сценария понял
"векторное" направление - экшн не главное в фильме. А основное - те
самые чувства, без которых невозможно обойтись человеку.
Когда дело касается отношений между поколениями -
сцены с "Дающим" Джеффом Бриджесом и его дочерью Розмари (Тейлор
Свифт), что пыталась "принимать воспоминания", но не выдержала этого,
правдивы и хороши.
"Принимающий"
- человек, которого погружают в воспоминания о том, что такое санки, снег,
Рождество, который впервые в жизни видит рояль и воспринимает его, как стол, с
которого все упадет, располагает к себе. Он впервые видит мир цветным - и тут
очевидна блестящая операторская работа. Благодаря этому персонажу фильм
заставляет зрителя посмотреть на многие привычные вещи новыми глазами.
Прочувствовать их, пропустить через себя.
И в этом самая большая ценность картины. Для самого
Джеффа Бриджеса, который стал еще и продюсером проекта, фильм также связан с
личными событиями - когда-то он хотел, чтобы "Дающего" играл его
отец.
Сцены с друзьями, и проявления
первой любви не оставят равнодушными никого из подростков - это точно
. Тем более, что на роль девушки,
которую полюбит главный герой, по мере того как у него откроется способность
чувствовать, выбрана очень привлекательная актриса Одейя Раш. Все, что
происходит между ними, мило и чисто, и даже юному зрителю покажется наивным.
Единственный момент, когда в зале раздается смех - именно, когда молодые герои
говорят о чувствах.
Ближе к концу фильма, по мере того, как вчерашний
мальчик-отличник, избранный и посвященный, открывает для себя все новое,
действие начинает напоминать боевик.
Уйти
от экшн не удалось, и зритель вполне способен забыть, о чем было начало фильма
- привычное к современному кино нервное напряжение начинает овладевать им.
Однако и это еще не все.
В фильме, словно присутствует еще один жанр -
документальный. Он включается, когда "Дающий" переносится в
воспоминания о людских грехах, вызванных сильными чувствами, и на экране
появляются кадры войны. Или когда показаны очень банально счастливые картины
мира: смеющиеся дети разных национальностей, например. Филипп Нойс, снявший
такие фильмы, как "Тихий американец", "Святой", "Солт",
"Игры Патриотов", мог бы показать любовь, смерть и войну не так
заурядно, как сделал это в воспоминаниях "Дающего".
Однако, если не принимать во внимание эти сцены, а
переключиться на другое. Например, на игру Мэрил Стрип, которая не в первый раз
исполняет роль холодной бесчувственной женщины-начальницы. Стоит послушать, как
она говорит о том, что, если человечеству дать свободу выбора, оно сделает
неправильный выбор.
Или о том, что благими намерениями
вымощена дорога в ад - это вообще могло бы стать слоганом фильма. Потому что те,
кто строят идеальный мир, как правило, не подозревают, как много неидеальных
вещей им придется принести в жертву, и какими именно способами.
Не потому ли мальчика, которого выбрали на профессию
"Принимающего Воспоминания", честно предупредили, что ему будет очень
больно.
Текст:Сусанна Альперина
Опубликовано в РГ (Федеральный
выпуск) N6462 от 22 августа 2014 г.