Людмила Рождественская,
образовательный технолог
в Таллинской
центральной русской гимназии
Об обучении учителей,
поиске идеального плана и таланте делать уроки из всего.
О профессии
образовательного технолога
Я закончила физфак МГУ,
а потом лет двадцать пять была учителем математики и информатики.
В 2006 году стала тренером (учителем учителей) в проекте
«Прыжок тигра» — эта организация занималась распространением технологий в
школах.
В конце нулевых некоторые из моих
коллег-тренеров превратились в образовательных технологов — так в эстонских
школах появились люди, ответственные за информатизацию. Идеологически это
обозначило начало перехода в образовании от бумаги к цифре.
В нулевые был
разработан эстонский профессиональный стандарт учителя в области образовательных
технологий (за основу его был взят международный стандарт ISTE), где
перечислены основные компетенции. Для технолога, помимо них, важны еще и
лидерские качества: мало уметь самому — нужно еще и заразить других. Вообще-то
список задач на такой должности бывает очень непостоянным, поскольку по мере
развития школьной организации будут обновляться и задачи, которые необходимо
решать в постоянно меняющихся условиях.
Учат
ли где-то на таких школьных технологов? Да, сейчас в Таллинском университете
появилась магистерская программа по подготовке образовательного технолога, в
2012 году был первый выпуск. По мере развития технологий школа сильно меняется.
Есть «перевернутый класс», а я занимаюсь «переворачиванием» образования.
О сложностях и радостях
дистанционного обучения
У нас школа старая (в
этом году нам исполнилось 90 лет), с традициями, находится в самом центре
Таллина. Какие же образовательные форматы у нас появились?
Вот уже три года мы пробуем нечто новое,
внедряя дистанционное обучение. Одна из форм — Дни дистанта, когда целые
параллели не приходят в класс и учатся удаленно. Для проведения такого учебного
дня учителям нужно подготовить контент, разместить его на специально созданном
для этого Google-сайте, обеспечить обратную связь, оценивание, поддержку
учеников.
На первых порах
учителям было сложно понять, как может выглядеть задание, чтобы оно было не
таким, как в учебнике, поэтому всем приходилось учиться прямо в процессе
разработки контента.
Это такая новая
форма обучения учителей — не через традиционные курсы, а через общешкольный
проект, какую-то коллективную задачу, которая прежде никогда не решалась. То
есть, когда мы только начинаем подготовку очередного дистанционного дня, мы еще
многого не умеем, но пройдя через процесс проектирования, многому учимся.
Я занимаюсь «переворачиванием» образования.
В самый первый раз это
случилось вынужденно: намечалась забастовка транспортников, дети не могли
доехать до школы и обратно
.
Мы об этом узнали
примерно за неделю, и решили попробовать, чтобы не прерывать учебный процесс.
Правда, получилось не очень хорошо:
некоторая часть учителей умела использовать инструменты Google — документы,
карты и так далее, но многие просто написали задания по типу «параграф
такой-то, страница такая-то, задачи такие-то».
В наших головах классно-урочная
система засела прочно: в 8:00 урок математики, потом перемена, в 9:00 урок
русского и т.д. Получился полный перенос системы уроков в виртуальную форму.
На следующий день пришли возмущенные
ученики и спросили: «Это что же получается? С восьми утра до двух часов дня мы
просидели за компьютерами, и отнюдь не в играх или соцсетях». Это наша история
провала, и мы ее потом оперативно проанализировали, многое, кстати, вынесли для
себя по поводу нового учебного формата.
Когда объявляется новый дистанционный день,
учителя-предметники начинают переживать, что у них как будто пропадает урок
.Представьте, учитель проходит с учениками на математике какие-нибудь
параллельные прямые, и тут — раз — дистант. Дать в этот день задание, такое же,
как в учебнике, нельзя, потому что это ничем не будет отличаться от занятия в
классе, только ученику придется его выполнять самостоятельно. А ребенок,
понятное дело, не будет в восемь утра дома за компьютером задачи решать.
В каком это все
должно быть виде? На этот вопрос мы всем учительским коллективом ищем ответы
последние три года.
О поисках идеальной
формы
Для целой параллели мы
придумываем тему, не связанную конкретно ни с одним учебным предметом.
Ну,
например, как-то раз дистант пришелся на май, и тогда для младших классов была
придумана общая для всех тема «Весенние изменения в природе».
Мы
решили, пусть у нас будет пять этапов и шестой — это всегда анкета обратной
связи.
За каждым этапом
закрепляется по преподавателю: в общую проектировочную группу могут попасть
учитель математики, русского, эстонского, английского и, например, физкультуры.
И каждый должен составить такое задание, которое было бы связано с общей темой
.
Вот, например, задания
одного из дистант-дней для седьмого класса, тема — «Вредные привычки». Первый
этап делал учитель литературы: это подборка заданий по функциональному чтению.
Второй этап — задание, которое разрабатывал учитель биологии.
Мы нашли изображения
пачек «сигарет для юных леди»,
выпускает Ростовская
фабрика. Меня удивляют вопросы, которые иногда приходится слышать: зачем вы
детям рассказываете про СПИД, курение, наркотики? Не рассказывать? Как будто
они сами не могут этого в интернете найти. А здесь, в этом задании подход
другой
— давайте изучим состав сигареты,
рассмотрим ее как научный объект. Потом выполним тест, например, о влиянии
никотина на организм. Вот что он делает? Вызывает одышку, налипает на легкие.
Ребенок не может не вникать в содержание, пока будет это все читать. Но это
учение без принуждения.
Следующий этап
— задание по английскому. Здесь важно так поставить учебную задачу, чтобы
использование Google-переводчика не стало единственным методом выполнения
задания.
Смысловой перевод, да еще и перевод плакатных надписей,
опять же, в русле общей темы — про сигареты и курение — стал идеей этого
задания.
Об учителях, мотивации
и творчестве
Очень важна установка
директора. Он приходит на педсовет и говорит: «По-другому не будет!» Вообще,
если в школе нет связки директора и образовательного технолога, вряд ли что-то
получится. Инновации часто вызывают сопротивление в коллективе. Например,
одно
дело, когда учитель объясняет по готовому, совсем другое дело — разработать
контент самому. Это всегда сложно, потому что учителей этому никто не учил
.
Где этому можно научиться?
Например, создавать задания на функциональное чтение, что называется, «из
всего»? Пару лет назад у меня был такой мастер-класс, где мы работали с
этикетками, с упаковками, рассматривая их как учебный объект. В этом новизна
подхода: поискать вокруг, найти предмет и самому составить вопросы и задания.
Разрабатывать самому — всегда сложно, потому
что учителей этому никто не учил.
Это такая работа,
которая требует творческого подхода. Но нельзя 24 часа в сутки заниматься
творчеством, хочется чего-то уже и рутинного. Еще в моей работе очень важна
стрессоустойчивость.
Если у тебя маловато
опыта, если ты не готов к сопротивлению изменениям, которое есть всегда и в
любом коллективе, то в роли инноватора можно начать во всех, кто не с тобой,
видеть врагов
. Такая позиция не конструктивна и к
результату не приводит. На меня, правда, не жалуются — ну, может, я этого
просто не вижу. Хотя, например, подготовку дистантных дней довольно сложно
планировать в плане нагрузки: получается много всякой неформальной работы,
которая входит в противоречие со списком обязанностей, существующих у учителя.
О труде и альтруизме
Чтобы создать модуль по
поиску в интернете для нашего школьного дистанционного курса, мы с моей
коллегой сами прошли дистанционный курс Google Power Search два года назад. На
создание одного задания у нас уходило порядка двадцати часов. Это же надо всё
перевести, встроить в школьный контекст, игровой, интересный. Вот теперь дети
по нему учатся. Но
цена разработки контента велика.
Конечно, хочется, чтобы
это материалы стало доступно. Как говорил Евгений Патаракин:
«Бойтесь
не того, что украдут, а бойтесь, что это будет никому не нужно».
Но и выкинуть в Сеть без сопровождения — тоже не так просто. Какова будет
судьба этих материалов? Не так легко встроить свои инновационные идеи в уже
существующую программу, в сознание, в мышление.
Сегодня школа может
похвастаться: в Google Apps у нас порядка ста пятидесяти сайтов, созданных
учителями в поддержку своих предметов. Кто-то из учителей готовит свой учебный
курс, кто-то пишет учебник, другие просто складывают материалы в удобные
папочки на Google-диск.
Подготовил что-то к уроку — нужно поделиться
с детьми. Получается не просто электронный учебник, а интерактивный, вернее,
целая среда для взаимодействия. Постепенно в школе создается обучающая
сеть, не только для дистанта. Мы недавно посчитали, что сейчас это уже десятки
тысяч презентаций, таблиц и других документов.
Людмила Синицына
08.07.2014
http://www.edutainme.ru/post/novaya-professiya-obrazovatelnyy-tekhnolog/