Эффективная школа
Пинская Марина Александровна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Как правило, в эффективной школе происходят процессы, которые улучшают образовательные результаты ученика. К таким процессам относится и развитие персонала — это огромный ресурс для изменения и улучшения всей образовательной организации. Мы предлагаем вариант исследования, которое можно провести в своей школе, чтобы посмотреть на личность учителя, выявить «слабое звено», выбрать направления работы с учителями на пути создания эффективной модели школы.
Сейчас кажется уместным вспомнить про очень известный доклад Дж. Колмена «Образование для всех» (1966 г.!). Его основная идея заключалась в очень простой и очень неприятной мысли, а именно: школа не играет особого значения, главное, что определяет академические успехи ребенка, — это семья. Если семья ориентирована на образование, если она имеет достаточно высокий социальный статус (что определяется не только доходом, но и образованием обоих родителей), то ребенок будет учиться, будет видеть в обучении смысл и шансы в дальнейшей жизни у него есть. Если семья имеет низкий социальный статус, неблагополучная, то ребенок не мотивирован на получение образования, не имеет поддержки в семье, не видит в этом смысла и шансов научить его чему-либо, чтобы продвинуть по социальной лестнице, нет.
Разве вам самим не приходилось слышать от своих педагогов слова «этот ребенок не способен…», «его невозможно научить, заставить работать…»? И чаще всего эти слова относятся именно к детям из неблагополучных семей.
Реакцией на этот доклад было возникновение движения «Эффективная школа». Его создали те педагоги, для которых сама мысль о том, что школа не имеет значения, что шансы ребенка отсутствуют просто потому, что он родился не в то время и не в том месте, была оскорбительной. Это были те школы, которые, определяя цель своего существования, сформулировали ее так: уменьшить зависимость академической успешности от социального статуса семьи ребенка. Понятно, что это задача не для тех школ, которые производят отбор именно по социальному статусу семьи, это задача для других, которых, кстати, намного больше. При этом понятно, что полностью «отвязать» зависимость академической успешности от положения и образования семьи не удастся, но уменьшить… Это действительно стоящая профессиональная задача, это вызов.
Как показывает опыт ее решения, во главу угла придется поставить вопрос не о том,
как мы учим, а как он (ребенок) учится и при каких условиях. И как сделать так, чтобы они действительно учились. Школы должны перестать делать вид, что простое следование учителей стандартам само по себе гарантирует доступ к этим самым стандартам всех учеников. От поисков ответов на вопрос «Как и чему мы будем учить?» нужно переходить к ответу на вопрос «Как мы узнаем, что
каждый ребенок научился?».
Вы считаете, что ваши дети учатся? Убедитесь в этом, проведите анкету. Если рискнете, то сделайте так, чтобы учащиеся пятого класса отвечали на вопросы относительно того, чем они были заняты в начальной школе, учащиеся старшей школы — относительно того, что они делали в средней. Или они могут отвечать на вопросы нижеприведенной анкеты, имея в виду то, что они делали в предыдущем учебном году. Ведь именно их воспоминания формируют их отношение к школе как месту обретения знаний.
Ниже дана анкета, которую можно провести среди учеников 5-х классов относительно того, как они учились в начальной школе. Вряд ли стоит говорить, что анкету нужно провести анонимно.
Анкета для учащегося «Что я чаще всего делал на уроках»
Что я делал на уроке |
В 1–4 классе |
На каждом уроке |
1–2 раза в неделю |
Реже |
Никогда |
Выполнял самостоятельное задание в библиотеке |
|
|
|
|
Списывал с доски |
|
|
|
|
Участвовал в обсуждении |
|
|
|
|
Молча слушал учителя |
|
|
|
|
Конспектировал слова учителя |
|
|
|
|
Записывал под диктовку учителя |
|
|
|
|
Работал в группе над каким-либо заданием |
|
|
|
|
Проводил время, думая о своем |
|
|
|
|
Обсуждал свою работу с учителем |
|
|
|
|
Работал на компьютере, выполняя учебное задание |
|
|
|
|
Выполнял задание, которое имело отношение к жизни |
|
|
|
|
Ничего не делал |
|
|
|
|
Много оснований для размышлений могут вам дать результаты следующего исследования:
Анкета для учащегося «Как я себя чувствую на уроках»
Дорогой ученик/дорогая ученица!
Эта анкета дает тебе возможность рассказать о том, как ты себя чувствуешь на уроках. Твои ответы помогут нам узнать мнения всех учеников. Твои ответы являются анонимными, это значит, что мы не знаем, кто заполняет эту анкету. Попытайся быть справедливым и отвечать самостоятельно, высказывая только свое мнение.
Большое тебе спасибо за ответы!
Класс: ___________________________
Предмет: ________________________
Если хочешь, то в третьей части анкеты ты можешь более точно написать, что тебе нравится в уроках и что особенно мешает.
Во второй части анкеты тебя спросят, соответствуют ли различные описания уроков действительности или нет.
Пожалуйста, прочитай внимательно каждый вопрос и зачеркни один из кружков от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен».
А. УЧИТЕЛЬ:
Эта черта свойственна моему учителю:
1) в полной мере;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) совсем нет.
Справедливый |
1 |
2 |
3 |
4 |
С чувством юмора |
|
|
|
|
Помогает и поддерживает |
|
|
|
|
Вежливый |
|
|
|
|
Старается меня понять |
|
|
|
|
Заинтересованный |
|
|
|
|
Честный |
|
|
|
|
Открытый |
|
|
|
|
Допускает критику в свой адрес |
|
|
|
|
Б. УРОКИ ТВОЕГО УЧИТЕЛЯ:
Насколько точны данные характеристики?
Если характеристика, по твоему мнению, точно соответствует действительности, отметь кружок в столбце 1, если совсем не соответствует — в столбце 4.
Обрати особое внимание на вопросы, выделенные курсивом (2, 5, 8 и др.). Они сформулированы отрицательно.
1) совершенно точны;
2) скорее да, чем нет;
3) скорее нет, чем да;
4) точно нет.
Он может отвечать даже на трудные вопросы, так как очень хорошо знает предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
Для того чтобы получить хорошую оценку, важнее, симпатичен ли
ученик учителю или нет. Действительные знания и умения не так важны |
|
|
|
|
Я думаю, что учитель знает меня лично очень хорошо, как мои сильные, так и слабые стороны |
|
|
|
|
Он старается хвалить нас по нашим реальным достижениям и поведению, никого не предпочитая |
|
|
|
|
У этого учителя я не знаю точно, чего он хочет, когда проверяет или спрашивает, и откуда и как получается отметка |
|
|
|
|
Я думаю, что благодаря его урокам я многому научился |
|
|
|
|
Он преподает интересно и увлекательно, так как проводит уроки разнообразно и близко к практике |
|
|
|
|
Он слишком много требует от нас, и поэтому я чувствую, что не справляюсь и постоянно волнуюсь |
|
|
|
|
Учитель объясняет все хорошо и ясно, так что я хорошо понимаю самое важное |
|
|
|
|
Когда я делаю ошибку или плохо себя веду, учитель ругает и высмеивает меня перед всем классом |
|
|
|
|
Я очень радуюсь, когда в нашем классе преподает этот учитель |
|
|
|
|
Он часто объясняет нам, как его предмет связан с другими предметами и с практическими проблемами |
|
|
|
|
Если я сделал что-то правильно и хорошо, то он меня за это хвалит |
|
|
|
|
Прежде чем задать что-то на дом, он спрашивает, есть ли у нас другие домашние задания или не нужно ли нам готовиться к экзаменам, контрольным |
|
|
|
|
Он радуется, если ему удается объяснить нам что-то новое или трудное |
|
|
|
|
Этому учителю часто не удается создать в классе необходимую
для работы дисциплину и порядок |
|
|
|
|
Если у меня возникают трудности в учебе, я могу рассчитывать на понимание и помощь учителя |
|
|
|
|
Он очень старается, преподавая свой предмет, сообщать нам актуальные, современные и жизненные примеры |
|
|
|
|
Когда у меня появляются интересные идеи и я хочу что-то сказать, то учитель совсем не обращает на меня внимания |
|
|
|
|
Благодаря своей заинтересованности и своему участию учителю удается заинтересовать нас своим предметом |
|
|
|
|
Учитель следит за тем, чтобы мы могли высказывать на уроках свои идеи |
|
|
|
|
Если мне что-то мешает у этого учителя, то я могу ему об этом сказать, не опасаясь плохих последствий |
|
|
|
|
Этот учитель занимается главным образом с хорошими учениками в классе |
|
|
|
|
Если учитель дает домашние задания, то я их могу выполнить
самостоятельно, без посторонней помощи |
|
|
|
|
Если я что-то делаю не так, например в домашних заданиях, тогда учитель объясняет точно, как нужно сделать правильно |
|
|
|
|
Он дает мне на своем предмете что-то, что будет важно для меня в жизни или в профессии |
|
|
|
|
Из-за высоких требований, которые предъявляет учитель, у меня часто возникает страх, когда я ему отвечаю |
|
|
|
|
Отметки, которые я получаю у этого учителя, соответствуют моим действительным достижениям |
|
|
|
|
Я хотел бы, чтобы этот учитель преподавал мне и на следующий год |
|
|
|
|
Этот учитель мне симпатичен |
|
|
|
|
Насколько ты доволен твоим учителем в целом?
Подчеркни слова, которые лучше всего подходят:
· очень доволен
· доволен
· не могу сказать
· недоволен
· очень недоволен
В. Если хочешь, ты можешь написать точнее, что в уроках твоего учителя тебе нравится или что тебе особенно мешает:
Мне нравится: _____________________
Мне мешает: ___________________
Пожалуйста, проверь, ответил ли ты на все вопросы.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Проведение такого исследования наверняка встретит сильнейшее сопротивление многих педагогов. Наиболее сильно оно будет у тех, кто не считает необходимым совершенствоваться в профессии. Для тех, у кого это стремление есть, это будет тоже весьма тревожащим событием, поэтому при анализе стоит сосредотачиваться не на собственно результатах (это точка старта), а на том, что нужно сделать, чтобы в следующий раз эти результаты стали лучше.
Собственно, возвращение к учительской профессии может начаться с ответов на простые вопросы:
1. Каковы наши ожидания относительно того, чему должны научиться дети?
2. Как мы узнаем, что они этому научились?
3. Как мы будем реагировать, если увидим, что они не научились?
Здесь есть любопытная деталь. В целом школа ставит перед собой задачи изменить ребенка в соответствии со своими требованиями и представлениями. Но что-то редко приходится слышать о том, что необходимо измениться самой школе.
Мы сфокусированы на идее профессионализма педагога — как он учит и чему, но как-то ушел из поля зрения вопрос, а как, каким образом ребенок учится?
Мне кажется, что это имеет отношение к нашей профессии намного большее, чем написание бесконечных отчетов и набивание бумажками своего портфолио.
Пинская Марина Александровна,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы
Института образования НИУ ВШЭ,
Ушаков Константин Михайлович,
доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Директор школы»
Туточки: http://direktor.ru/article.htm?id=122