“Учительская
газета” №88(7465) от 22 июля 1978 года
“Отказники
”
Вот строки из
полученного редакцией письма. Орфографию и стиль сохраняю в неприкосновенности:
“Мы студенты университета должны ехать на работу в село. А если мы не хотим. А
нас человек 30? Хотим знать имеем ли мы право не идти в школу? Мы кончаем
университет, а не пединститут
??”
Хотя бы словом
обмолвился автор в защиту своих позиций, обусловленных университетским, а не
педагогическим образованием. Добро бы писал подающий надежду молодой
исследователь, успешно опробовавший себя в разработке интересной и нужной темы.
Но перед нами всего лишь пугающийся трудностей человек, получающий диплом, - и
ничего больше.
“Аргументом”
его модно было бы пренебречь, тем более, что письмо анонимное. Но факты, к
сожалению, говорят, что подобные настроения не в диковинку: в нынешнем году из
240 выпускников Калининского государственного университета (а именно оттуда
пришло письмо) 65 не доехали до места, не явились в школы.
П.Седов, Калинин – Москва
“Учительская газета” №114(7647) от 22 сентября
1979 года
Неизведанное
У нас много
говорят о коллективе, но под ним чаще всего подразумевается детский. В теории и
практике создалось курьёзное положение: наличие крепкого педагогического
коллектива считается само собой разумеющимся. Между тем, он ведь не создаётся
приказом или постановлением вместе с открытием школы. Его создавать надо
упорно, целеустремлённо, учитывая специфику этого сложнейшего социального
явления. Как ни парадоксально, именно механизмы и законы создания,
функционирования и развития учительского коллектива меньше всего известны. Не
случайно А.С.Макаренко писал: “Если нас спросить с научной точки зрения о
коллективе педагогов, то мы не знаем ни одного слова, хотя нам прекрасно
известно, что там, где есть коллектив, работа идёт успешно”. Это признание
выдающегося педагога до сих пор сохранило свою актуальность.
В.Караковский, директор 825-й школы,
заслуженный учитель РСФСР, Москва
“Учительская
газета” №101(7790) от 23 августа 1980 года
Антипедагогика
Моя спутница в
вагоне поезда с добродушной иронией поведала, как её “оболтус” дежурил по
классу и “как всегда, растяпа, забыл намочить тряпку”.
Закончилось тем, что учительница под
гомерический смех ребят вытряхнула сухую, испачканную мелом ткань на голову
мальчика.
“Вот так с
ним и надо, построже!
”
– заключила мама.
Нужны ли
комментарии к этой истории, где нет победителей, есть только побеждённый
учитель, действующий по принципу “кого хочу – милую, кого хочу - казню”,
ученик, который настолько свыкся с подобным, что даже не пытается возражать,
отстаивать своё человеческое достоинство. А ещё – 35 зрителей.
Думаю, все согласны,
что приведённый пример – явная “антипедагогика”. Но давайте вместе прислушаемся
к себе, всмотримся в себя и вспомним, а не проскакивает ли порой в нашем
поведении: “Учитель всегда прав” или “Слушай, что тебе говорят! Вот вырастешь,
тогда будешь рассуждать сам!”
Н.Осухова, учительница 2-й кубинской средней
школы, Одинцовский район, Московская область