“Учительская газета” №79 от 3 июля 1975 года
Если начистоту
Мне
не раз приходилось наблюдать за старшеклассниками, когда они всерьёз
“анализировали” фильмы, подобные “Фантомасу”, и слышать при этом, как
мальчишки восторгались, что в кинофильме – вот здорово! - 17 человек
убили… Да что там мальчишки! Студенты, у которых я веду эстетику и
эстетическое воспитание, не раз писали в работах, что они восхищаются
американским фильмом “Новые центурионы” за его “подлинную правду жизни”.
И такое восхищение выражают не какие-то единицы, а до 70 процентов всех
опрошенных студентов, вчерашних школьников. Особенно неприятно то, что
это повторяют ежегодно, а работаю я в вузе уже 15 лет.
Нужно ли
включать в школьную программу кино наряду с литературой? Трудно
возразить что-либо против этого. Но ведь в таком же положении и другие
виды искусства, например, музыка. Вряд ли меньший вред наносит так
называемая “музыкальная индустрия”. Поэтому вряд ли правильно будет
добавить к художественной литературе только одно кино, гораздо более
верный путь – введение в школе курса искусствоведения.
В.Григоренко, кандидат философских наук, г.Краматорск, Украина
“Учительская газета” №75 от 26 июня 1976 года
Укрупнять единицы усвоения
Важнейшее
условие эффективного развития дидактики как науки – это сознательное
использование некоторых открытий в физиологии. Например, академик
И.П.Павлов доказал опытным путём, что животному легче решать сложную
задачу, состоящую из двух простых задач, предъявляемых совокупно
(отличая, скажем, сильный свет от слабого, высокий тон от низкого и
т.п.), чем “простую” одинарную задачу. Но мы, наследники учения великого
физиолога, часто продолжаем учить детей по традиции, неэффективно:
прямую теорему – в понедельник, обратную теорему – в субботу,
показательную функцию – в сентябре, логарифмическую – в октябре,
дифференцирование – в первом полугодии, интегрирование – во втором.
Инерция педагогической мысли поразительна!
П.Эрдниев, доктор педагогических наук, г.Элиста, Калмыкия
“Учительская газета” №99 от 18 августа 1977 года
Наука управлять
Убеждён:
мы совершаем большую ошибку, если о стиле и методах работы
руководителей судим по тому, что скажут “сверху”. Как критерием истины
является практика, так и ценители деловых качеств и стиля управления
того или иного руководителя – прежде всего учителя.
Не могу сказать о
типичном явлении, о котором пишу непрестанно: о потоке бумаг,
направляемых органами просвещения в нижестоящие звенья. Поток этот
настолько велик, что отделы народного образования просто не успевают
проверять, как же выполняются их собственные приказы и распоряжения. К
тому же, он разнопланов: вперемежку идёт и главное и второстепенное. А
ведь ленинский стиль предполагает, что подлинный руководитель умеет
выделить практически важное и спешное.
К.Загореев, г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область