Сказкотерапия.
Преодоление
инертности (лени).
- Поговорим о лени. Как говорится
в народе, лень вперед нас родилась, она присуща каждому человеку. Как
помочь ребенку справиться с этим качеством? Как побудить его без принуждения
делать уроки, убирать свою комнату и вообще любить думать, творить, трудиться?
- Безусловно, ребенка нужно
заинтересовать. Вопрос как?
Всем детям близок язык образа, сказки,
символа. Поэтому объяснять им, что такое хорошо и что такое плохо, лучше не
прямо, а иносказательно, используя язык образа и сказки.
Когда ребенок отказывается что-либо
делать - будь то уроки или уборка, он не видит мотивации, конечной цели - для
чего он должен это сделать. Необходимо объяснить ему, показать цель, а
затем уже предложить сделать выбор - делать или не делать. Лучше не навязывать
детям правильную точку зрения, а помочь самим ее найти и самим сделать выбор,
показывая, к чему приведет одно решение - в пользу лени и другое - в пользу
развития.
Приведу пример. Побеседуйте с ребенком -
на что похожа душа человека? Какие качества в ней есть? Радость, доброта, гнев,
грусть, любовь, ненависть, нежность и др. Сравните душу с прекрасным
тысячелепестковым цветком с множеством прекрасных качеств. О цветах, как и о
душе, нужно заботиться. Спросите ребенка:
- Чем нужно поливать душу-цветок,
чтобы раскрывались новые лепестки?
Обычно дети говорят: добротой, любовью,
нежностью, заботой, знаниями... Потом можно спросить:
- А что будет, если поливать
гневом, жадностью, ненавистью, обидами?
И дети сами приходят к выводу:
цветок души завянет!
Когда возникает ситуация, в которой
ребенок не хочет развиваться, спросите его:
- Чем ты сейчас поливаешь свою
душу-цветок, и что с ним будет от этой поливки?
- Как вы думаете, ребенок сразу захочет
делать то, что не хотел?
Да, так происходит, если это сказано без
давления, угроз, назидания и морализаторства. Если взрослый обращается к
ребенку как к равному, способному принимать мудрые решения и подчеркивает свою
веру в него.
- Душа-цветок - это прекрасное
сравнение, но подходит ли оно для мальчиков? Не сочтут ли они его слишком
«девчачьим» сентиментальным?
- В этом случае можно рассказать миф или
сказку, где герой добывает цветок, символизирующий его развитие, победу
над собой - своей инертностью. Например, в шумеро-аккадской поэме главный герой
Гильгамеш, в поисках бессмертия, достает огненный цветок на колючем стебле,
сокрытый глубоко под водой. Гильгамеш ранит руку, но срывает цветок и поднимает
над головой как факел.
Здесь можно поговорить с детьми о том,
что такое подлинное бессмертие. Спросить - какая память остается о человеке
после его смерти, кого из истории мы вспоминаем с благодарностью? Это великие
ученые, писатели, художники, музыканты и т.д. Далее можно спросить - легко ли
высекать статую, строить прекрасный дворец, писать книгу? Конечно это труд.
Потом можно сравнить создание прекрасного произведения с подвигом Гильгамеша -
нужно нырнуть в глубины самого себя и извлечь огненный цветок - свои таланты. А
что такое шипы? Это трудности и препятствия на пути. Когда решается урок, есть
у него шипы - трудности непонимания? Но когда он выполнен, то сияет как еще
один огненный лепесток цветка Гильгамеша.
Можно предложить поиграть в волшебное
зеркало, которое показывает ребенка в виде дерева с листьями, цветами и
плодами. Когда ребенок делает что-то прекрасное, творит, учится, трудится - в
этом зеркале появляются цветы и плоды на его дереве. Но если он ленится, то
цветы и листья вянут, плоды исчезают - так дерево может совсем засохнуть.
Родители могут предложить ребенку каждый вечер играть в такую игру и смотреть -
как поживает его дерево, что нового выросло на нем, подводя, таким образом,
итоги дня, подчеркивая, как мир ребенка растет и радует не только его, но и
всех вокруг.
- Это похоже на библейский сюжет, в
котором говорится: «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и
бросают в огонь».
- Да, важно при этом, не акцентировать
внимание на том, что неплодоносящее дерево срубают, засохший цветок
выбрасывают, чтобы ребенок не чувствовал себя выброшенным, из-за того,
что совершил ошибку.
- То есть ребенка нужно постоянно
мотивировать стать цветущим и плодоносящим деревом, стать героем - например
таким, как Гильгамеш, добиться многого в жизни, чтобы было за что вспомнить.
- Как еще можно побудить ребенка
развиваться, не лениться?
- Всегда на помощь приходят мифы и
сказки. Расскажите о победе Ивана над многоглавым Змеем Горынычем или о
подвиге Геракла, уничтожившего Лернейскую гидру. Спросите ребенка, где живет
зло? Если бы человека не было на Земле, то существовало бы зло? Нет. Змей
Горыныч и Лернейская гидра - воплощение зла. Значит, с кем сражаются Иван и
Геракл? С хаосом в себе. Почему у этого хаоса много голов? Дети сами
перечислят различные пороки: жадность, гнев, лень, зависть, обиды и т.д. Итак,
мы опять подобрались к лени. Это одна из голов гидры или змея. Когда вы видите
проявления лени, напомните ребенку - что такое лень, где она живет, кто
главнее, кто хозяин - ребенок или лень? Кто сейчас побеждает - он гидру или она
его? Хочет ли он быть ее рабом? И обязательно нужно похвалить ребенка, за
преодоленную преграду, за победу над этой хитрой головой гидры. Можно еще
спросить - кто сильнее - ты или твоя лень?
Еще один способ преодоления лени я
назвала «Потолки».
Спросите у детей - есть ли у
растений и животных предел в развитии? Есть. А у человека? Нет, только человек
может развиваться бесконечно, творить, создавать и открывать что-то новое,
неизвестное. Но, к сожалению, у каждого человека бывают моменты в жизни, когда
не хочется познавать, открывать и развиваться. Такие состояния собственного
ограничения я назвала «потолки». В сказке, которая следует ниже - это гномы,
живущие под землей.
«Преодоление инертности (лени)». Отрывок из книги
Анны Бену "Сказки Тебе"
Уже рассказывал вам об удивительной школе моего
друга Ани Бену и о тех трудностях, которые она преодолела. Мне кажется, что ее
творчество может пригодиться многим.
С Любовью,
СЕ