Урок 32. Источники звука. Высота, тембр, громкость звука. - Физика 9
Сертификаты СМИ


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
save-novorossia

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://www.proshkolu.ru/discover/

Творческие конкурсы

nic-snail

Заказ икон



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ










 СТРАНИЦА КЛУБА

 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Законы взаимодействия и движения тел
 ▫ Механические колебания и волны
 ▫ Электромагнитное поле
 ▫ Строение атома и атомного ядра
 ▫ ядерные реакции
 ▫ ГИА
 ▫ Урок 4-6 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
 ▫ Урок 2. Перемещение. Путь. Траектория.
 ▫ Урок 3. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
 ▫ 1 закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон Ньютона
 ▫ Урок 16. Закон всемирного тяготения
 ▫ Урок 19. Импульс. Закон сохранения импульса.
 ▫ Звуковые волны
 ▫ Неотсортировано

 БЛОГ КЛУБА

 СООБЩЕСТВО





 О КЛУБЕ
Клуб для учащихся 9 классов, которые готовы заниматься физикой 9 дней в неделю ...




 БЛОГ КЛУБА
19 сентября 2013
Физика 9 (v-v0)/t
27 сентября 2012
Физика 9 s=?
13 сентября 2012
Физика 9 (рз, 2 уровень)
Архивные записи













Блог - Физика 9


СТРАНИЦА КЛУБА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

УЧАСТНИКИ

ПРО КЛУБ
Вы здесь:  Главная / Физика 9 / Блог / Урок 32. Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.


ЗАПИСЬ #58

КОММЕНТАРИИ (9)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 декабря 2010, 07:51, автор - администратор
Владимир Николаевич Русаков

Урок 32. Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.

5 вариант1 ТС8 А.Е.Марон
www.proshkolu.ru/club/physics9/file2/920609

15 Вариант1 (требует редактирования)
Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.
849260-c51466b2237f6a54.jpg
Задание: Угадай, что является источником звука.
www.proshkolu.ru/user/danilovna55/

Вопрос: Что такое звук?
class-fizika.narod.ru/9_26.htm
Посмотреть, почитать, выписать в тетрадь ГЛАВНОЕ

844559-718d97e5cac866f2.jpg

Генератор звуковых волн
844362-7e734060ec453cc4.jpg
genealogic.narod.ru/audio/generator2.rar
844366-6a1cbb54b8d09c57.jpg
Если поршень колеблется с частотой 247 ГЦ
мы услышим звук
так звучит вторая струна шестиструнной гитары
Если увеличить частоту колебаний до 330 ГЦ
изменится высота звука
так звучит первая струна шестиструнной гитары
www.proshkolu.ru/user/rusakovwn/file/847471/
Если увеличить амплитуду колебаний поршня
звук станет громче


847430-6e268ae13bb0c102.gif
Камертон 440Гц
Колебания струны или металлической пластинки передаются окружающему воздуху. Когда пластинка отклонится, например в правую сторону, она уплотняет (сжимает) слои воздуха, прилегающие к ней справа; при этом слой воздуха, прилегающий к пластине с левой стороны, разредится. При отклонении пластины в левую сторону она сжимает слои воздуха слева и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с правой стороны, и т.д. Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям. Этот процесс будет периодически повторяться, постепенно ослабевая, до полного прекращения колебаний.
Таким образом колебания струны или пластинки возбуждают колебания окружающего воздуха и, распространяясь, достигают уха человека, заставляя колебаться его барабанную перепонку, вызывая раздражение слухового нерва, воспринимаемое нами как звук.

Практическая работа
genealogic.narod.ru/audio/generator2.rar
840217-ef7ce763f5db4118.jpg

20
25       Евгения Викторовна Соколовская
www.proshkolu.ru/user/fizichka/file/500525/
1.Бас у тебя, говорил регент,- хороший, точно пушка стреляет.
(Н.Лесков Соборяне)
К каким звуковым волнам относится бас?
А) высокочастотные Б) низкочастотные В) свой вариант
2. Не услышишь выстрела, которым будешь убит (пословица).
О чем идет речь?
А) о тембре звука Б) о громкости В) о высоте Г) о скорости
3. Пустая телега сильно гремит. О чем идет речь в пословице?
А) о высоте звука Б) о громкости В) о резонансе Г) о скорости
4. На какую характеристику звука реагирует наше ухо?
А) длина волны Б) частота В) скорость Г) на все три
5. Звук - это
А) продольная волна Б) поперечная волна

35
848039-23175c6496a9f4c3.jpg
40 Задание: расскажите о применении ультразвука

45 вариант1 ТС98 А.Е.Марон
www.proshkolu.ru/club/physics9/file2/945844

это черновик урока
он требует редактирования
(вырезать, вставить, изменить)





ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Александровна Екушова2010-12-19 08:52:46 - Валентина Александровна Екушова
Источник звука.

Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.

Источник звука - различные колеблющиеся тела, например туго натянутая струна или тонкая стальная пластина, зажатая с одной стороны. Как возникают колебательные движения? Достаточно оттянуть и отпустить струну музыкального инструмента или стальную пластину, зажатую одним концом в тисках, как они будут издавать звук. Колебания струны или металлической пластинки передаются окружающему воздуху. Когда пластинка отклонится, например в правую сторону, она уплотняет (сжимает) слои воздуха, прилегающие к ней справа; при этом слой воздуха, прилегающий к пластине с левой стороны, разредится. При отклонении пластины в левую сторону она сжимает слои воздуха слева и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с правой стороны, и т.д. Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям. Этот процесс будет периодически повторяться, постепенно ослабевая, до полного прекращения колебаний

Таким образом колебания струны или пластинки возбуждают колебания окружающего воздуха и, распространяясь, достигают уха человека, заставляя колебаться его барабанную перепонку, вызывая раздражение слухового нерва, воспринимаемое нами как звук.

Длинная линейка не звучит, грузик на нити не звучит, хотя колеблется. А короткая звучит, вращающаяся линейка звучит.

Но есть звуки, которые мы не слышим их издают дельфины, летучие мыши.

Тело способно создать звуковую волну только при частоте колебаний от 16 до 20000 Гц.

Источник звука это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 Гц до 20000 Гц.

Не обязательно это колебания в твердом теле.(гром, взрыв)

Источники звука делятся на

-Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя)
- Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана)


Звук (звуковые волны) это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения.


ЗАПОМНИ: Высота звука определяется частотой колебаний.

Громкость звука определяется амплитудой колебаний.

Тембр голоса зависит от состава звука (его обертонов).
Николай Александрович Пронин2010-12-19 12:59:06 - Николай Александрович Пронин
Согласен с Валентиной Александровной. Тема урока `Источники звука`. Значит, на уроке необходимо представить как можно больше реальных источников звука с различными характеристиками (музыкальные инструменты, пила, рельса, записи звуков полета различных насекомых и птиц и др.) Физика сильна своей практической составляющей.
Татьяна Даниловна Безматерных2010-12-19 13:58:24 - Татьяна Даниловна Безматерных
Используйте для урока звуки, помещенные на моей странице.
Наталья Владимировна Лифанова2010-12-20 23:47:21 - Наталья Владимировна Лифанова
Да действительно тема носит большую практическую направленность, так как мы живем в мире различных звуков, которые слышим и неслышим - ребята запоминают интересные истории, например.
Для того чтобы придать таинственность на сцене театра в одной из пьес применили органную трубу с частотой ниже 16Гц и когда в ее применили во время одной из сцен - люстры закачались...даже задребезжали стекла в окнах соседних домов...у людей создалась паника (думали что началось землетрясение) и спектакль был сорван...это был единственный раз когда использовали данную органную трубу.
Или в годы Великой Отечественной войны на одной артиллерийской точке наших войск жил кот. Однажды он сильно забеспокоился - выбежал из блиндажа на улицу стал сильно мяукать, хвост `держал трубой`. Солдаты не понимали реакцию кота, пока в небе не увидели вражеские самолеты...В последующие разы как только кот выбегал на улицу - объявлялась тревога - кот никогда не подводил солдат...

И таких историй очень много.
И согласно с Татьяной Даниловной - лучше один раз услышать...если время есть мы прослушиваем одну и ту же мелодию на разных музыкальных инструментах и одну и туже песню в мужском, женском и детском исполнении, а так же звуки природы.
Использую фрагменты использования ультразвука в медицине для обследования внутренних органов и сердца (это наша сегодняшняя жизнь)

А вот рисунок второй (струна-ухо) дополнила бы такой информацией:
струна - источник звука
передающая среда
Ухо - приемник звука

Получилась схема механизма передачи звука.
Если одна из составляющих в схеме отсутствует - звука передаваться не будет.
Вакуум - не передающая среда.
Вопрос: Услышат ли дети объяснения учителя, если класс переместить на Луну?
Людмила Федоровна Щелкова2011-01-09 16:36:38 - Людмила Федоровна Щелкова
А кто тест выполнит?

Электрический сигнал, соответствующий речи и музыке, называется...
а) акустическим сигналом или сигналом низкой частоты;
б) частотой
в) колебанием

Как и любая волна, звук характеризуется...
а) физической единицей
б) частотой
в) колебательными движениями и амплитудой
г) амплитудой и спектром частот.
Кто решит, тому `5` баллов!

В чем измеряется колебательная скорость звука?
а) в Гц
б) в м/с
в) в км/ч
г) в Н/кв. м

Что отражает коэффициент затухания?
а) быстроту звука
б) скорость звука и быстроту убывания времени
в) быстроту убывания амплитуды с течением времени

Акустическое сопротивление среды выражается ...
а) отношением звуковой плотности к объёмной скорости ультразвуковых волн
б) отношением звуковой плотности к амплитуде
в) числом колебаний
г) скоростью звука

Имеем формулу: P = 2πfρcA.

Дополните определения:

а) Р - максимальное ... (амплитуда ... );
б) f - ... ;
в) с - скорость распространения ... ;
г) ρ - плотность ... ;
д) А - амплитуда колебания частиц среды.


Людмила Щелкова. Составитель- Людмила Щелкова
пользователь отключен2011-01-09 16:40:16 - пользователь отключен
физика 9 свойства звука тест
Людмила Федоровна Щелкова2011-01-09 19:26:45 - Людмила Федоровна Щелкова
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 9 класс
Предмет(ы): Физика
Цель урока: Цели урока. Образовательные (обучающие): 1) на основе опытов выяснить условия распространения звука в средах; выяснить виды сред, в которых звук распространяется; 2) необходимость определения скорости звука в средах; 3) расширение знаний учащихся путем формирования новых представлений о звуке.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 30
Используемое оборудование: Оборудование к уроку: колокол воздушного насоса, воздушный насос, игрушечный музыкальный микрофон, целлофановый пакет, прозрачный сосуд с водой, звуковой телефон, электрофорная машина, кусок металлической трубы, деревянная линейка, учебник Физика 9, сборники задач, Кимы ЕГЭ по физике. Демонстрации: необходимость упругой среды для передачи звука; скорость звука в воздухе и древесине.
Краткое описание: ПЛАН УРОКА. I. Актуализация прежних знаний (фронтальный опрос). II. Проверочный письменный тест по теме Звук и его характеристики. III. Новый материал. Наличие среды необходимые условия распространения звука. Скорость звука в различных средах. Плохие и хорошие проводники звука. Применение звука в жизни, науке, технике и природе (интересные факты). IV. Закрепление. 1) Решение задач по теме урока из Сборника задач по физике. 2) Решение задач по теме урока из ЕГЭ по физике. 3) Использование знаний о звуке в пословицах и поговорках. V. Домашнее задание. 1. Прочитать 37-38. Решить задачи упражнения 31,32(1,2).
Ресурс для профильной школы: Ресурс для профильной школы ХОД УРОКА. I. Актуализация прежних знаний. Учитель. Несколько уроков мы изучаем с вами механические волны. Последние два урока мы изучали один из видов механических волн - звуковую волну, т.е. звук. Что же такое звук? Ответы учеников. Звук механическая продольная волна с колебаниями звуковой частоты. Учитель. Что является источником звука? Ответы учеников. Голосовые связки, мембраны микрофона и другие тела или среды, колеблющиеся со звуковой частотой. Учитель. Какие приемники звука вы знаете? Ответы учеников. Ухо, мегафон, мембрана телефона и микрофона, динамика и т.д. Учитель. Какие виды звука различают? Ответы учеников. Музыкальный звук и шум. Учитель. Перечислите основные характеристики звука? Ответы учеников. Громкость, тон, тембр и обертон звука. Учитель. Какие у звука есть еще волновые характеристики? Ответы учеников. Λ длина волны это расстояние между ближайшими слоями сжатия или разряжения молекул упругой среды в которой распространяется звук. Τ период волны время распространения одной волны. ν частота звука, т.е. число колебания звука за 1 секунду. Учитель. На какие звуки по частоте делятся звуковые волны? Ответы учеников. Акустические (слышимые) ухом звуки, неслышимые ухом инфразвуки, ультразвуки, гиперзвуки. Учитель. Какой раздел физики изучает звуки? Ответы учеников. Акустика раздел физики изучающий возникновение, распространение и свойства звуковых волн. Учитель. А теперь ответим на вопросы теста по пройденному материалу? II. Ответы учеников. (по данным теста) I Вариант 1.В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне? а) во всех направлениях; б) только по направлению распространения волны; в) только перпендикулярно распространению волны; г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению. 2.Отчего зависит громкость звука? а) от частоты колебаний; б) от амплитуды колебаний; в) от частоты и амплитуды; г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды. 3.Частота колебаний волны 170 Гц. Если скорость волны 340 м/с, то какова длина волны? а) 0,5м б) 1м; в) 2м; г) 57800м. 4.Что такое Тембр звука? а)совокупность обертонов; б) совокупность чистых тонов; в) совокупность частот; г) совокупность высот звука 5.Каков диапазон звука? а) 16-20Гц; б) 20-500Гц; в) 20-20000Гц; г) 5000-1000Гц. 6.Что такое музыкальный звук? а) звук музыкального инструмента; б) звук песни; в) звук струны; г) звук, издаваемый гармонически колеблющимся телом. II Вариант. 1.В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне? а) во всех направлениях; б)только по направлении распространения волны; в) только перпендикулярно распространению волны; г) по направлению распространению волны и перпендикулярно этому направлению. 2.Чем определяется высота звука? а) частотой колебаний; б) амплитудой колебаний; в) частотой и амплитудой; г) ни частотой, ни амплитудой. 3.Частота колебаний волны 680Гц. Если скорость волны 340м/с, то чему равна длина волны? а) 0,5м; б) 1м; в) 2м; г) 231200м. 4.Что такое тон звука? а) звук одной частоты; б) звуки нескольких частот; в) звуки диапазона частот; г) звуки возмущения. 5.Что является источником звука? а) столб воздуха; б) любое тело, колеблющееся с звуковой частотой; в) колеблющаяся струна; г) колеблющаяся щетка. 6.Что такое шум? а) звук барабана; б) звук, издаваемый телом, колеблющимся негормонически; в) звук пения человека; г) звук удара. Тесты сдаются учителю. Учитель. Многие свойства звука мы уже знаем и применяем, но еще на многие вопросы акустика ищет ответы. II. Новый материал. На доске записаны темы и цель урока. Учитель. Запишем тему и цель сегодняшнего урока. Сегодня мы с вами выясним, как звук доходит до нас? Какое условие необходимо для возникновения звуковых волн? Повторим эксперимент английского физика Р.Бойля, проведенного им в 1660 году. Опыт1. Звучащий звонок помещаем под колокол воздушного насоса. Откачиваем воздух из под колокола воздушного насоса воздушным насосом. После того, как мы откачаем воздух, мы не слышим звучание электрического звонка. Когда же мы вновь впускаем воздух под колокол, электрический звонок снова звучит для нас. Почему так происходит? Ответы учеников. При откачивании воздуха под колоколом получили вакуум безвоздушное пространство. Звук в вакууме не распространяется, а в воздухе распространяется. (Почему?) Для распространения звука нужны молекулы, связанные с силами взаимодействия, т.е. упругая среда, вещество. В данном опыте мы доказали, что воздух проводник звука, а вакуум - не проводник звука. Учитель. Звук проводит не только воздух, но и другие неразряженные газы азот, водород и т.д. Проделаем следующий опыт2: опустим звучащие детский музыкальный микрофон обернутый в целлофан, в сосуд с водой звук слышен и сквозь воду. Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента? Ответы учеников. Вода также является проводником звука. Учитель. Ребята изготовили звуковой телефон и сейчас продемонстрируют его работу и объяснят принцип его работы Ответы учеников. (Демонстрация учащимися работы звукового телефона и объяснений его действия.) Учитель. Какой вывод мы можем сделать из данного опыта? Ответы учеников. Звук передается по нити. Учитель. Приложите ухо к парте и постучите по ней. Что мы ощущаем? Ответы учеников. Звук передается по дереву. Учитель. Можно постучать по куску трубы, по трубе батареи с водой, в стену, в дверь и т.д. Во всех этих процессах звук передается, лучше или хуже, по любому твердому телу. Какой же вывод мы можем сделать из проведенных экспериментов? Ответы учеников. Чтобы звук распространялся в пространстве, необходимо, чтобы в этом пространстве была какая-то упругая среда, т.е. вещество из взаимодействующих между собой молекул. Учитель. Запишем в тетрадь полученные выводы: Условия распространения звука - Звук распространяется в пространстве при наличии упругой среды. Звук распространяется в газах, жидкостях и твердых телах. Колебание среды, воспринимаемое органом слуха, называется звуком. Среда необходима для передачи колебания от источника звука к приемнику звука. Проведем еще один опыт с электрофорной машиной. Мы видим молнию, а звук разряда, т.е. гром, слышан позже, почему? Ответы учеников. Звуковая волна, как и любые механические волны, распространяется в пространстве не мгновенно, а с определенной скоростью. Учитель. Из истории известно, как впервые измерили скорость звука в воздухе. Об этом ребята приготовили сообщение историческую справку. Ответы учеников. Историческая справка об измерении скорости звука в воздухе. Учитель. Итак мы теперь знаем, что скорость звука зависит от среды, ее температуры. Для воздуха была выведена формула расчета скорости звука при разной температуры воздуха υзв.=331,3√1+άt , где ά = 1/273 температурный коэффициент. Теперь мы знаем, что скорость звука в разных газах различна чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем: в водороде 1284м/с, в кислороде 316м/с. Скорость звука в жидкости в 4,25 раза больше чем в воздухе. Ребята подготовтли историческую справку о том, как была измерена скорость в воде впервые в 1826 году. Ответы учеников. (Сообщение исторической справки). Учитель. Сейчас мы имеем более точное значение скорости звука в разных жидкостях и при разной температуре. Эти сведения можно взять в любом справочнике. Давно разработаны методы определения скорости звука в твердых телах и мы знаем что они больше, чем в жидкостях и газах: при 20 в стали и алюминии 5000м/с, в железе 5850 м/с. Из всего что мы узнали и повторили давайте попробуем записать формулы для расчета скорости звука из опытов ученых и из волновых свойств звука. Ответы учеников. υ зв.=S/t Λ=υзв.*T=υзв./ν = υзв.=λ/T=ν*λ Учитель. (Учитель демонстрирует опыт: звучащий звонок закрывает войлочной шапкой, звук слышен плохо). Почему мы стали хуже слышать звук? Ответы учеников. Есть вещества, которые плохо пропускают звук и используются в звукоизоляции: войлок, пористые блоки, пенопласт, пробка ит.д. Учитель. Итак, что же мы еще сегодня выяснили о звуке? Ответы учеников. 1.Звук распространяется только при наличии упругой среды. В вакууме и разряженном газе он не распространяется. 2.Звук распространяется не мгновенно, а с определенной скоростью, которая называется скоростью звука. 3.Скорость звука зависит от свойств и температуры среды, в которой звук распространяется. 4.Звук распространяется в газах, жидкостях и твердых телах. Учитель. Ребята подготовили сообщения и интересные факты применения звуков в жизни, науке, технике и природе. Ответы учеников. (Делают сообщения и зачитывают интересные факты.) III. Интересные факты. Учитель. Почему громкие звуки на берегу не слышны в воде, и наоборот? Ответы учеников. Звук не переходит из одной среды в другую, если их плотности резко отличны, например из воды в воздух. Учитель. Почему пароходный гудок имеет низкий звук (50Гц) и слышен на большие расстояния. Ответы учеников. Звуки разной частоты по - разному поглощаются в воздухе. Высокие звуки сильнее, низкие меньше. Еще меньше поглощаются инфразвуки, особенно в воде. Ультразвук сильно поглощается в воздухе и слабо в воде. Интересно пофантазировать, что было бы если υзв. в воздухе была бы меньше 340м/с, например 340мм/с, меньше υ движения пешеходов. Сидя в кресле, вы слушаете рассказ знакомого который ходит при этом взад и вперед по комнате. Если бы υзв. была 340м/с, это расхаживание не мешает его слушать. Но если υзв. 340м/с, то звука, произнесенные будут догонять новые и перемешиваться с ними, получится путаница звука и вы ничего не поймете из речи вашего знакомого. Когда он будет приближаться , до вас сначала дойдут только что произнесенные звуки, произнесенные ранее дойдут позже, т.к. произносящий обгоняет свои звуки. Голос человека слаб, но для его усиления придумывают всякие устройства, например рупор, мегафон энергия звука не рассеивается во все стороны, концентрируется в одном направлении, зато человеческое ухо обладает поразительной способностью воспринимать слабые звуки и переносить чудовищные раскаты грома. 1.Если приложить ухо к рельсу, то можно услышать звук идущего поезда. 2.В старые времена слепые Слухачи при осаде крепости определяли, ведет ли враг подкоп стен. 3.Охотники-индейцы, воины в степях, прикладываясь ухом к земле, слышали приближение шагов людей, топот копыт лошадей. 4.Люди, потерпевшие слух, танцуют по музыку, которая доходит до слуховых нервов через пол и кости. 5. Глухой Бетховен слушал музыку, касаясь тростью рояля или другого инструмента. Звуковые колебания широко распространены. Иногда приходится слышать, что кому-то легче работается под музыку или при включенном радио. На самом деле это не совсем так: опыты показывают, что производительность умственного труда даже при негромко звучащем радио падает в несколько раз. Мы живем в мире звуков. Как правило, шум, громкие звуки нас раздражают, мешают работать, отдыхать, думать. Но шум может действовать и успокаивающе. Нередко шум несет важную информацию, так шофер или летчик по гулу двигателей определяет, как машина работает. А так как звуки большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, то они могут вызвать болевые ощущения, болезни и даже шок. Так действует звуковое загрязнение окружающей среды. Оно растет и небезобидно. Помните это и не создавайте его! Важное место в решении проблемы вредных звуков и шума занимает озеленение. Зеленые насаждения поглощают более 25% звуковой энергии. Особенно активно звуковую энергию поглощают хвойные деревья. У сверчков уши расположены на передних ногах, кроме того, по сверчкам можно определить температуру: для этого нужно подсчитать количество стрекотаний в минуту, разделить на два, затем прибавить девять и снова разделить на два. В результате получиться температура в градусах Цельсия. В вискозиметре применяется свойства скорости звука быть разной в средах с разной вязкостью. В фонендоскопе применяется свойства звука переходить из одной среды в другую. IV. Закрепление. 1.Почему упругие среды передают звуковую волну от источника звука? Ответ. Частицы среды, в которой распространяется звуковая волна, совершают вынужденные колебания с навязанной частицами частотой колебаний источника звука. 2.Каков Механизм восприятия звука ухом? Ответ. Колебания источника звука создают в окружающей его среде упругую волну звуковой частоты, которая достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя ее колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожание барабанной перепонки передаются посредством системы косточек окончания слухового нерва, раздражают их и тем вызывают ощущение звука. 3.Сейчас мы не измеряем υзв. в какой-либо среде. Где мы берем эти сведения? Ответ. Ученые разработали различные способы определения υзв. в любых средах при любой температуре. Эти сведения приводятся в справочных таблицах. Учитель. 1)Одна из таблиц у вас перед глазами на доске. (υзв. в воздухе). 2)Другая таблица в учебнике на стр.125. 3)Есть эти таблицы в специальных справочниках. При решении задач на звуковые волны обычно в тексте задачей задается υзв. в данной среде. Если же звук распространяется в воздухе, по сведений о υзв. нет, то обычно берут скорость звука в воздухе 340м/с. Порешаем задачи на звуковые волны. а)Задачи из сборников ЕГЭ. б)Задачи из сборников Рымкевича. а)Задачи ЕГЭ. ( в виде теста) 1.Каков период колебаний Т для звуковых волн в среде, если υзв. в этой среде 1000 м/с, а длина волны λ =5м? 1)0,002с; 2)0,005с; 3)0,02с; 4)0,05с. 2.Какова υзв. в среде, если длина звуковой волны λ=5м, а их период Т=10ˉ²с? 1)2000м/с; 2)5000м/с; 3)200м/с; 5)500м/с. 3.Какова частота колебаний звуковых волн в среде, если υзв. в этой среде 500м/с, а длина волны λ=2м? 1)1000Гц; 2)250Гц; 3)100Гц; 4)25Гц. 4.Какова длина волны звуковой волны в среде, если υзв. в этой среде 1500м/с, период звука колеблется Т=2*10ˉ²c? 1)30м; 2)75м; 3)3м; 4)7,5м. 5.Струна колеблется с частотой 500 Гц. Какова для на волны звука ? 1)68м; 2)340м; 3)170м; 4)0,68м. Разбираем решение задач на доске: 1.Волна с частотой колебаний 165ГЦ распределяется в воздухе со скоростью 330м/с, чему равна длина волн? 2.Найдите длины звуковых волн человеческого голоса; высота тона которого соответствует частоте: а) 80Гц; б)1400Гц. 3.Удар грома был услышан через 8с. После того, как сверкнула молния. На каком расстоянии от наблюдателя произошел грозовой разряд? Многие пословицы и поговорки служат качественными задачами (отражают физические явления и закономерность). Когда бьют по стене, и потолок дрожит. (корейская) Какая струна оборвалась, слышно по звуку. (турецкая) Ударь кулаком по столу - ножницы отзовутся. (русская) Медный сосуд звенит, а глиняный молчит. (тамильская) Подобен барабану звук сильный, а внутри пусто. (сирийская) Как аукнется, так и откликнется. (русская) У тебя голосок что бабий волосок (тонок да долог). Мирская молва что морская волна. V. Домашнее задание (Запись на доске) 1)Прочитать 37-38. 2)Решить задачи упр.31,32(1,2). Итог урока. Из-за конечной скорости звука появляется эхо. Что такое? Когда оно возникает? Об этом мы поговорим на следующем уроке. А на сегодня мы наш урок заканчиваем. Запишите домашнее задание . Прочитать, решить задачи из упражнений. Оценки поставила за творческие задания, справки исторические, ответы и дополнения следующим ученикам.(Перечисление фамилий) Тесты проверю и так же выставлю оценки. А теперь откройте учебник на станице 125 и рассмотрим таблицу №2. В ней даны скорости звука в разных средах. Давайте рассмотрим эти скорости: Чему равна скорость звука в воде? Чему равна скорость звука в стекле? А почему не дана скорость звука в воздухе? (Учащиеся дают ответы) Откроем страницу 126 и рассмотрим задачу №2 из упражнения 32. Где мы будем брать скорости звука для решения этой задачи? (Учащиеся дают ответ). Спасибо ребята. Удачи вам в выполнении домашней работы. Измерение скорости звука в воздухе. Впервые измерил скорость звука в воздухе в 1636 году французский ученный Марен Марсенн. Он измерил расстояния между мушкетером и наблюдателем. Было определено время между вспышкой мушкета от выстрела и долетевшего до наблюдателя звуком. За тем путь поделили на время и подсчитали скорость звука . Она оказалась меньше 340 м/с. Опыт повторяли другие ученые французской академии и получили при 15 скорость 340м/с. Измерение скорости звука в воде. Впервые в 1826 году на Женевском озере в Швейцарии учеными Ж.Калладом и Я.Штурмом была измерена скорость звука в воде. На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в подводный колокол. Другая лодка находилась на расстоянии 14 км от первой. Звук улавливался с помощью рупора, опущенного в воду. По разности времени между вспышкой света и приходом звукового сигнала определили скорость звука в воде. Она оказалась при 8 1435м/с.

Простите, с тестом Вас задержу. Пока не могу найти на эту тему. Пока, если хотите, посмотрите мой открытый урок...
пользователь отключен2011-01-09 19:30:32 - пользователь отключен
завтра с 5.00 буду готовить физику 7 Давление
www.proshkolu.ru/club/physics7/blog/page/5/
Людмила Федоровна Щелкова2011-01-09 19:58:08 - Людмила Федоровна Щелкова
ОК. помощь нужна? Если что, то я с удовольствием!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру, 2007-2014. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.














Новые комментарии



Мероприятия по развитию мотивационной сферы ученика так же включены в понятие `создание условий`. А некоторая учительская отстранённость - она только на пользу. Крайние степени проявления учительской заинтересованности и участия - это когда за дитятей чуть ли не бегают: `Сделай задание, сдай на проверку тетрадочку` - развращают ученика, создают у него ложное впечатление, что это не ему, а учителю нужно и в корне ту самую мотивацию убивают, особенно, если невелика она была изначально. И это тоже мой личное мнение, но оно основано на моём педагогическом опыте.
Обидно, царапает, но это же не так? Потому- собака лает-ветер носит! Пусть девочка радуется пятёрке! А Вы забудьте!
Ученик возьмет от золотого учителя столько, насколько он способен это сделать.
Здравствуйте! Хотя сейчас новое оформление документов, но что-то возьму на заметку. Большое спасибо
5126518-a721192
5126518-a721192





















 



obraz