24 января - начало расказачивания и геноцида казаков
Одной из самых страшных страниц в истории XX века
стало расказачивание. Расказачивание началось с постановления РСФСР от 1919
года. Идея расказачивания рассматривалась 24 января Оргбюро ВКП(б), которое
приняло директиву. «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих
районах» так назывался тот самый документ, который подписал 29 января Свердлов.
Так началось расказачивание.
В директиве прямым текстом говорилось об истреблении казачества. «Учитывая
опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным
самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их
истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы.
Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно;
провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам,
принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской
властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают
гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против
Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это
относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте,
организуя переселение, где это возможно.
…5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено
оружие после срока сдачи…» Наиболее успешно большевики проводили лишь первые
два пункта программы по уничтожению людей, которые верой и правдою служили
Отечеству с момента образования первых казачьих поселений. Но уничтожить
казачество как социальную, боевую силу было бесполезно, если не заселить земли
казаков беднотой, которая рвалась к получению земли, причем бесплатной и на
вечное пользование. Но Белые войска, в особенности казачьи соединения,
препятствовали продвижению масс на юг. Это вызывало недовольство среди
правительства ВКП(б).
На местах же ответственные за выполнение директивы оперативно
отреагировали на нее и принялись за планомерное уничтожение казачества, о чем
свидетельствует доклада Донбюро ЦК РКП А.Френкеля к VIII съезду, который
проходил в марте 1919 года. Френкель пишет, что необходимо «… широко применить
более радикальные террористические методы, указанные в той же инструкции ЦК, но
еще не применяющиеся, а именно: экспроприация казачества (расказачивание) и
массовое переселение их внутрь России, с вселением на их место пришлых трудовых
элементов. Это лучшим образом растворит казачество», но при этом и добавляет что
данные «мероприятия под силу только центру, где должна быть образована особая
комиссия для разработки этого вопроса. И к этому необходимо приступить срочно.
… всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут
продолжаться».
Но, не смотря на весь террор в отношении казаков, никто не
сдавался. С большевиками предпочитали бороться все, кто мог держать оружие,
включая женщин и детей. Восстания вспыхивали на всех территориях, где
хозяйничали большевики. Если восстание терпело положение, что бывало в
большинстве случаев, так как у восставших не было должного количества оружия
для борьбы, то это могло означать лишь одно, что все население станицы будет
уничтожено. Так об одном восстании имеется директива Реввоенсовета 8-й армии №
1522 от 17 марта 1919 года, в которой говорится: «Реввоенсовет 8-й армии
приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей,
воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу. Предатели
донцы еще раз обнаружили в себе вековых врагов трудового народа. Все казаки,
поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены,
уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое либо отношение к восстанию и к
противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением
населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу.
Нет жалости к предателям. Всем частям, действующим против восставших,
приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом, дабы у других
станиц не было бы и помысла о том, что путем предательского восстания можно
вернуть красновский генеральско-царский режим.»
Поняв, что казачество уничтожить невозможно только силой и это
вызывает еще больше сопротивление Троцкий (Бронштейн) пишет документ, в котором
обещает покровительство середнякам, бедному казачеству, призывает перейти
казаков на сторону красных, говоря о помиловании. Но все это было гнусной
ложью, ибо среди населения нашлись и такие, которые были готовы поверить
большевикам и пострадали за это. Но во всей революционной прессе того времени,
пишутся призывы об уничтожении казаков, об их «вражьей сущности», а в это же
время Троцкий полностью противоречит своему очередному документу, направленному
казачеству. На митингах и выступлениях он говорит лишь одну фразу, которая
доказывает, что казаки должны были исчезнуть с лица Земли. Он говорит: «Казаки
— единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой
причине они должны быть уничтожены поголовно... Это своего рода зоологическая
среда, и не более того... Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на
всех них навести страх и почти религиозный ужас... Пусть последние их остатки,
словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…»
После ухода Белой армии с земель, населенных казаками, власть в свои руки
полностью и окончательно берут большевики, ставящие своих комиссаров во главе
станиц и хуторов. Но новое руководство продолжает чинить насилие над
населением, отбирать скот и продукты, а отобранная земля не подлежала возврату.
Но решающим действием большевиков по уничтожению казаков стала их массовая
депортация. Так на Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация
казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были
выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В
течение 1930-1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000
казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших
территорий казачества на Северном Кавказе.
Таким образом, казачество должно было сгинуть в концлагерях, на тяжелых
работах на Севере, пасть под пулями комиссаров, сгореть вместе со своими
станицами и исчезнуть, как некогда исчезли маленькие несостоятельные народы. Но
не исчезли казаки, не исчезла казачья культура и не сгорели все станицы. Именно
тем, кто уцелел в эмиграции, в СССР, не смотря на всю политику, которая по
прежнему пыталась извести казачество на нет, суждено было сохранить ту великую
часть русской культуры, которою мы помним и которой гордимся до сих пор. Но
Российское казачество, как сообщество, подвергшееся террору и репрессированное
в годы советской власти было первоначально реабилитировано Постановлением ВС РФ
от 16.07.1992 N 3321-1 «О реабилитации казачества». 24 января 1919 года стало
трагической датой в судьбе казачества. С тех пор день памяти казаков – жертв
памяти политических репрессий и геноцида проходит во всех казачьих округах.
Тэги:
История казачества