Лилия – дерево: мифы и реальность.
Кто не жаждет знать, того не
просвещаю.
Конфуций
Лет 10 назад на весенних продажах
посадочного материала стали встречаться
предложения продавцов приобрести луковицы «лилейных деревьев». На фотографиях были запечатлены обычные лилии, у которых неблагоприятные
условия (поражение растений возбудителями болезней и вредителями,
травмирование, нарушение режима
влажности, освещения, температуры) спровоцировали фасциацию – явление срастания
нескольких стволов в один. Такая лилия в нормальных условиях на следующий год
приходит в себя и становится обычной лилией. Лилия на фотографии выглядела
необычно, а в саду это – странный уродец с широченным сплющенным стволом
непропорциональным ее росту. Да, цветов на такой лилии получается много, но
красоты от этого особой нет, только удивление. Такую лилию и выдавали за «лилейное
дерево», фото которой показывал продавец, предлагая обычные лилии, а в худшем
варианте – крупные луковицы после выгонки.
Первое коммерческое предложение по лилиям-деревьям
(сорта ОТ-гибридов Boogie Woogie, Garden Pleasure, Purple Prince, Rosselini, Satisfaction, Lavon) появилось в
каталоге голландской фирмы «Breck's LLC»,
которая заявила, что лилии - деревья вырастают на третий год высотой до 2.5
метров с 20-30 цветками. После этого на форуме www.gardenweb.com началось обсуждение этого
вопроса. Приводились доводы «за» и «против»,
чтобы называть некоторые ОТ- гибриды лилиями - деревьями. В результате
дискуссии утвердилось мнение, что при хорошем уходе у опытных цветоводов определенные
сорта ОТ - гибридов могут достигать
высоты более двух метров. А вопрос о названии так и остался открытым. Но
в 2009 году известная канадская фирма даже
зарегистрировала товарный знак «Лилия-дерево». Затем и в других зарубежных фирмах некоторые сорта ОТ - гибридов стали называть серией « Голиаф» за огромный рост, как и у одноименного великана из древнегреческих мифов. Фирма «J.Parker» отнесла к серии «Голиаф» сорта лилий - Honeymoon, Lavon, Sсheherazade. Группа фирм «Mirror Reader Offers» отнесла к этой серии следующие сорта : Robert Swanson, Miss Lily, Anastasia, Mr. Job .
В этом году российская фирма ООО « КОЛОРЛАЙН» заявила в своем каталоге новые сорта ОТ-гибридов Garden Affair, Montego Bay, Rosselini, On Stage и сорт Purple Prince , а также лилии species Arabian Night, Claude Shride, Manitoba Fox лилиями –деревьями. Другая российская фирма ООО « ФРЭДЖАЙЛ» гигантскими лилиями высотой до двух
и более метров заявила в своем каталоге сорта ОТ-гибридов: Purple Prince,
Lavon, Red Hot, Beverly Ann, Debbi, Friso, Boogie Woogie и Scarlet Delight.
О существовании высоких лилий из класса ОТ-гибридов я писал в
небольшой заметке в «Вестнике Цветовода» в сентябрьском номере 2008 года и
поместил там фотографию своего внука рядом с такой лилией высотой 2,5 метра.
Сорт не назвал специально, чтобы не воспользовались недобросовестные продавцы. Но они и без названия сорта хорошо использовали
мою фотографию. На прошедшей Всероссийской цветочной выставке
4-8 мая 2010 года в городе Казани моя фотография, разрисованная с помощью
компьютерных программ, была представлена на каждом стенде у более, чем двадцати залетных коробейников с
посадочным материалом, не имеющих никаких опознавательных реквизитов. Но и этих чудо - картинок им показалось недостаточно, в приложении к
ним они рассказывали сказки: «Сажать этих лилий надо не менее 10-15 штук в одну
ямку, подвязывать их не надо – они сами завиваются друг за друга . И такими
высокими они будут в первый же год посадки». Продавцы только успевали подносить
пакетами и раскладывать по лоткам эти «чудо-лилии»(все луковицы из одного
пакета и все одного цвета). На выставке
были и другие «чудеса» селекции:
азиатская лилия, скрещенная с орхидеей,
восемь сортов махровых метельчатых флоксов
любых расцветок, включая и
желтый. Ян Вершхор отдыхает, и трудиться ему на
поприще селекции флоксов совсем не обязательно – за него уже все сделано.
И, как
всегда, русские вопросы : «Кто виноват?» и «Что делать?».
Виноваты мы сами, что нас так легко
обмануть. Цветоводы - покупатели сами должны знать, что нового есть на
цветочном мировом рынке, а не слушать заученных сказок от продавцов и не становиться
участником цветочного лохотрона.
А что делать? Для начала,
например, Ассоциации производителей посадочного
материала выйти с предложением в Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) рассмотреть вопрос о запрете участвовать в цветочных выставках любому непроверенному экспертами продавцу, лишь заплатившему за аренду выставочных площадей. А также
рекомендовать РСВЯ включать на время
проведения цветочных выставок в оргкомитет выставок независимых экспертов из числа профессионалов и заслуживающих доверия цветоводов - любителей, которые в день заезда
на выставку могут отличить мошенников от честных продавцов и производителей
цветочной продукции. Таким образом выставки освободятся от большой части
недобросовестных торговцев цветочной продукцией. Приходя на официальную
выставку в этом случае покупатель будет огражден от все больше набирающего силу
организованного обмана.
Сейчас же
многие знающие цветоводы считают, что цветочные выставки со свободным
допуском на них заезжих коробейников
превращены в большие помойки, а честным производителям и цветочным
коллекционерам трудно противостоять этой вакханалии. А покупателям я советую, увидев и услышав про очередное чудо, перед покупкой проконсультироваться у местных
настоящих цветоводов, которые всегда участвуют на таких выставках и имеют
опознавательные реквизиты (не только название клуба или цветочной секции, но и
личные визитки). Вот они – то и обладают обширной информацией и обычно первые принимают на себя все риски по испытанию новинок. Покупайте новинки у цветоводов –
коллекционеров и производителей цветочной продукции, которые не позволяют себе
заниматься обманом. На первый взгляд стоимость их продукции
покажется вам дороже. Но, если посчитать потраченные вами впустую
время и труд на выращивание не
тех растений, зря отведенное им место в саду, ваши горькие разочарования, да и
деньги, выброшенные на ветер, то становится ясно, у кого надо покупать
растения. Скупой платит дважды.
Но все эти перемещающиеся из города в город
бригады цветочных коробейников - только видимая
часть айсберга под названием «Цветочный
лохотрон». Вопрос стоит гораздо шире. Большая часть этого лохотрона под именем
«Пересортица» относится к оптовым и розничным цветочным фирмам (о качестве
посадочного материала я сейчас вопрос не затрагиваю). Как
цветовод, я имел дело со многими фирмами. Ни одна из них, кроме, «ПОРПАКС» не
получила от меня оценку 5. Так, фирма «ФЛОС» из года в год присылает
пересортицу по лилиям , флоксам и лилейникам. Фирма «ПОИСК +» - пересортица по лилиям и хостам. Фирма
ООО «ФРЭДЖАЙЛ» - пересортица по лилейникам, лилиям, гейхерам. Фирма «Линако» -
пересортица по хостам и лилиям. Фирма «Деметра» - пересортица по лилиям и
лилейникам. Фирма «Грин-Лайн» - пересортица по лилиям, лилейникам, гортензиям. Фирма
«КОЛОРЛАЙН» - пересортица по лилиям., лилейникам,гейхерам,хостам. Фирма
«Ульяновский совхоз декоративного цветоводства» - розы с подвоем индиго выдаются за зимостойкие
розы. Фирма «Датчгарден» - пересортица по гейхерам, лилиям, нарциссам, подмена одних
растений другими. Вот что с этими уважаемыми фирмами делать? Думаю, что надо в
журнале завести рубрику, и дважды в год перед осенней и весенней заказными кампаниями печатать рейтинги всех
известных фирм по соответствию материала на заявленный в их каталогах. Разработать эту процедуру и
воплотить в жизнь журнал может сам,
привлекая своих активных читателей.
Пора менять сложившееся неуважительное
отношение к покупателям и переходить к
цивилизованным формам предоставляемых услуг . То качество услуг, которые
сейчас предоставляют цветочные фирмы и при которых покупатель абсолютно
беззащитен, уже многих цветоводов не устраивает. И фирмы должны об этом знать. Приглашаю всех, кого затрагивает эта тема,
обсудить ее на страницах журнала.
Игорь Аркатов , Казань