Учиться интересно!
Знаете ли Вы, что такое скалология? Честно признаюсь: не знала, подумала, что связано с скалами. А ученики 8классов, занимающиеся по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова, знают.
Нашим ученикам нравится данный комплект. Привлекает не только полиграфическое исполнение, но и содержательная сторона. Сколько интересных текстов! Приведу для доказательства несколько страниц учебника для 8 класса.
Сравните два
текста. Что их объединяет? Какой текст
относится к научному стилю, а какой – к публицистическому?
Чтобы
определить это, пользуйтесь информацией, которая представлена в таблице
«Функ
циональные разновидности языка» (см.
приложение в конце учебника).
1)
Всё-таки как же мало мы
обращаем
внимание на привычные вещи, повсюду
окру
жающие нас! Вечно куда-то спешим,
думаем
о чём-то своём. А ведь только
стоит немного
приглядеться, как
обычное окажется необычным и очень привлекательным!
Вот, например, обыкновенная лестница!
Кто же обращает внимание на ступеньки под
ногами? А между тем лестницы хранят массу тайн. Одна
из них связана с крутыми винтовыми лестницами.
Путешествуя и посещая разные страны,
мы не отказываем себе в удовольствии забраться
в башню средневекового замка и оглядеть окрестности с высоты птичьего полёта. Подни
маться в башни обычно приходится по винто
вой лестнице, что очень неудобно, да ещё такие лестницы часто бывают
без перил! Многие лестницы «закручиваются» вверх по часо
вой стрелке. Иногда они настолько круты, что под
конец подъёма
даже начинает кружиться
голова. Зачем же нужны такие неудобные лестницы? Неужели нашим предкам
доставлял удовольствие экстре
мальный
спуск и подъём по этим ступенькам? Как ни странно, но объяснение этому
факту было найдено только в наше время. Оказы
вается,
винтовая лестница, расположенная в башне, выполняла роль оборонительного
сооружения.
Рыцарю, защищающему замок, было
удобно фехтовать с против
ником, поднимаясь по
ступенькам наверх. А противнику, наоборот,
было сложнее,
не говоря о том, что не всем удавалось вообще подняться
(вспомним неудобства и головокружение при подъёме по
винтовой лестнице без перил). А лестничные ступеньки,
«закрученные» вправо,
заставляли противника
работать только левой рукой.
Вот тебе и обыкновенная
лестница! А сколько тайн она хра
нит!
(По
И. Борину)
2)
Скалология
- - это наука, изучающая лестницы. Основателем
её считается французский инженер, математик и архитектор Франсуа Блондель.
С помощью сложных математических расчётов он доказал,
что оптимальная высота ступени лестницы не должна
превышать 20 сантиметров, подъём менее 120 градусов не требует ступенек,
а при наклоне от 20 до 70 градусов они обязательно нужны. Задачей проек
тировщиков должна быть такая лестница, чтобы люди
пользовались
ею без труда.
Установлено, что, поднимаясь по лестнице многоэтаж
ного дома, сорокалетний мужчина расходует в минуту
примерно25 килокалорий, то есть столько же, сколько
при ходьбе по ровной дороге со скоростью 3,5 километра в час с ношей массой в
100 килограммов за плечами.
(
По Д. Сафонову)
2. Проведите синтаксический разбор первого
предложения
второго текста.
91. Сочинение-миниатюра.
Объясните, чем,
по-вашему, должны различаться
тексты
на тему «Лестница», написанные
в публицисти
ческом, научном и
официально-деловом стилях.
А какую
из функциональных разновидностей речи лучше выбрать, чтобы описать то,
что изображено
на фотографии?
Запишите один из
возможных вариантов
текста.
91. Сочинение-миниатюра.
Объясните, чем,
по-вашему, должны различаться
тексты
на тему «Лестница», написанные
в публицисти
ческом, научном и
официально-деловом стилях.
А какую
из функциональных разновидностей речи
лучше выбрать, чтобы описать то,
что изображено
на фотографии?
Запишите один из
возможных вариантов
текста.
100.
1. Выразительно
прочитайте начало текста. Как вы думаете, какая
информация последует далее? О чём будет говориться в этом тексте?
«Мы с вами говорим на разных языках...» -- капризно
надувает
губки красавица, которая
ждала от кавалера изящного комплимента,
а
вместо этого услышала сдержанную похвалу вроде: «Да, ничего».
В данном случае красавица абсолютно права: мужчины и
женщины
действительно выражают
свои мысли и чувства по-разному --во вся
ком
случае, с точки зрения лингвистики.
2. Дочитайте текст до конца и
проверьте, сумели ли вы предугадать его
дальнейшее
содержание. Придумайте заголовок.
Найдите фрагменты, которые представляют собой
образцы разговорной
речи. Докажите, что вы
правы.
В речи женщины множество эпитетов, повторов. Имена
существительные и имена прилагательные преобладают над глаголами. В итоге
речь становится описательной и малоподвижной.
Прислушаемся к
речи. «А он такой
хорошенький-хорошенький, просто прелесть! Носик
пряменький-пряменький,
сам немножко пузатенький, тут всё светленькое, а на макушке тёмная
полосочка...»
Речь идет об... электрическом чайнике! Или другой
пример.
«Нет, это немыслимый ужас,
немыслимый ужас! Я просто не пред
ставляю,
как такое вообще возможно! Абсолютно кривые ножки;
такие кривые, что даже ветвятся! Ужас! Кошмар!
Смотреть не на что,
фитюлька фитюлькой, а
деньжищ на неё нужно -- ого-го!» Обсужда
ется
новая мебель.
С мужчинами всё обстоит по-другому. Эпитеты они не
ценят, зато
логика у них на первом
месте. Совершенно нехарактерным для муж
чины
будет высказывание типа: «Ах, какая восхитительная вещица, настоящее чудо, у
меня даже слов нет...» Он снисходительно произ
несёт:
«Ладно, пойдёт!»
Природная тяга к анализу и формальной логике
заставляет силь
ную половину человечества
с уважением воспринимать тексты, построенные по принципу
«ситуация — анализ -- вывод», а также лояльно воспринимать истории «проблема —
инструмент её решения -
решение». Именно
поэтому в мужской речи много всяческих
если,
когда, откуда
и прочих.
(М. Васильева)
85. 1.
Рассмотрите
рисунок и объясните, в чём состоит нелепость
изображённой на нём речевой ситуации.
2.
Прочитайте диалог. Почему он
вызывает у вас улыбку? Какое правило
речевого общения в нём нарушено? Мож
но ли рассматривать рисунок как иллю
страцию к тексту?
-
Папа, а можно я не буду есть
этот суп?
— На заданный
тобою
вопрос
отвечаю отрицательно, ибо ввиду снижения
температуры воздуха
надлежит
принять тёплую пищу,
поскольку это
будет способствовать
повышению
температуры тела. Таким
образом, появится перспектива того,
что ты не заразишься вирусной
инфекцией, общаясь со сверстниками.
А можно суп чуть-чуть посолить?
Считаю, что это вещество добавляется
твоей матерью в доста
точном количестве из
соответствующей ёмкости, находящейся в
посудном шкафу отечественного производства.
3.
Постарайтесь перестроить этот диалог так, чтобы его
реплики соответ
ствовали разговорной речи.
4.
Разберите по составу выделенные слова.
Тэги:
текстоведение